Структура воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса

Воспитание в широком смысле (соц.аспект)-общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией).

Воспитание в узком смысле (педагогич-ий аспект)-целенаправленная деятельность педагога (воспит-ая работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды соц-ых отношений (в учебе, в общении, игре).

Компоненты воспитательного процесса (М.И. Рожков и Л.В. Байбородова):

1.Целевой -определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям.

2.Содержательный -включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.Содержание воспитание отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений.

3.Операционно – деятельностный -определяет комплекс педагогических средств реализуемых педагогом и, по сути, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания учащихся на основе поставленных целей.

4.Аналитико-результативный -отслеживание эффективности воспитательного процесса, которое характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащихся - это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом.

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное развитие качеств личности, педагога, его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.Функционально-ролевая -обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.

Личностная сторона -педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе.

Воздействие педагога на ученика: а) прямое-непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений; б) косвенное-педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого; в) преднамеренное-осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения (убеждение -система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает, внушение -основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Необходимыми условиями внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию); г) непреднамеренное.

Педагогическое общение -общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно развивающие задачи.

Два вида общения: 1) социально ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т. д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие; 2) личностно ориентированное, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

Типы взаимодействия:

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников восп.процесса на всех уровнях: учитель-ученик, ученик-ученик, педагог-педагог.

Сотрудничество – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, распределение сил, средств, совместный контроль результатов работы и оценка, а затем прогнозирование новых целей. При сотр-ве конфликты возможны, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели.

Диалог – равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Соглашение – в основе лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе. Участники взаимод-ия знают возможности и потребности др.др, понимают необходимость договориться в целях достижения общих целей.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающее потребительский характер.

Подавление — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

Индифферентность — равнодушие, безучастность друг к другу. Характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров.

Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. Конструктивный конфликт возможен когда оппоненты не выходят за рамки деловых отношений и аргументов.

Пед.взаимодействие это всегда организованный процесс, направленный на решение воспитат.задач.

Сущность взаимодействия раскрывается через интегративные характеристики: срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость – это феномен, характеризующий совм.д-ть людей с точ.зр её успешности, колличества, качества.

Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом.

Противоречия воспитательного процесса:

1.между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности удовлетворить эти проблемы в социуме. Как социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности, так и личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума.

2.между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности. Интересы связаны с избирательными отношениями к деятельности, и сами по себе являютсямощным стимулом к действию. Но для того, чтобы у ребенка сформировался интерес, он должен пройти какой-то путь.

3. между целью, средствами и результатом воспитания. Воспитательный процесс, будучи целенаправленным, предполагает выбор необходимых средств достижения. Выбирая те или иные средства воспитания, педагог должен понимать, что абсолютной является ценность личности, а не результат, которого он хочет добиться.

4. между социальной ролью воспитанияи его личностными особенностями, его нравственной позицией. Любая воспитательная практика отражает духовный опыт воспитателя, содержит его личностный потенциал.

Разрешаются противоречия воспит-го процесса через совершенствование цели, содержания, форм и методов воспитания, системы подготовки воспитателей

Логика воспитательного процесса – это определенная последовательность содержательных и организационных этапов (стадий) приводящих к поставленной цели.

Начинается воспитание, формирование качеств личности с эмоциональной ориентации, возбуждения положительного эмоционального отношения к определенной форме поведения. На важность возбуждения соответствующего эмоционального состояния у воспитанника до усвоения им знаний о вырабатываемом качестве особо указывал К.Д.Ушинский. Вторым этапом является выработка умения правильно выполнить действие, т.е. фактически поступать правильно. На этой основе у ребенка формируется представление о правильной норме поведения. И далее вырабатывается привычка правильного поведения в ходе многократного выполнения действия при положительном к нему отношении. Усвоение (формирование) понятия - последующая ступень процесса воспитания. На основе усвоенных понятий организуется опыт общественного поведения и усваиваются основы этики, эстетики, политических теорий и других наук о человеческих отношениях и об обществе.

Таким образом, последовательность процесса воспитания можно схематически представить следующим образом: эмоциональная ориентация —> выработка умений —> формирование представлений и выработка привычек —> усвоение понятий и организация опыта общественного поведения —> усвоение основ наук об обществе и формирование мировоззрения.

Выделение этих ступеней весьма условно. В реальном воспитательном процессе границы между ними трудно, а иногда и невозможно определить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: