Проблема определения понятия готовности к обучению, ее компонентов, критериев, поиск валидных и надежных методов психодиагностики, эффективных методов формирования

Остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал. Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Компоненты готовности дошкольника к школе:

Физическая готовность. Понятие «физическая развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, поэтому следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности.

Мотивационная готовность. Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Умственная готовность. Умственная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Эмоционально-волевая готовность. Волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

Готовность к общению. Коммуникативная готовность – наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками [10].

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели. Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме. Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

программы, диагностирующие уровень развития отдельных психических функций, используемых в обучении: программа речевого развития Х. Бройер и М. Войффен; тест школьной зрелости Керна – Йирасека.

диагностика сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью. Основывается на положении Д.Б.Эльконина о том, что в переходном возрасте следует оценивать: сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (игровой деятельности, наглядно-образного мышления); появление симптомов, характеризующих переход к следующему возрастному этапу (учебная мотивация, самоконтроль, отдельные психические функции –восприятие, моторика, речь, отдельные элементы учебной деятельности).

Методика «Узор» Л.И.Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988); Методика «Рисование по точкам» А.Л.Венгера (1981). Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребёнка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия (важное умение среди учебных умений и навыков). «Узор» и «Графический диктант» оценивают также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графический диктант» - ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Методика Л.А.Ясюковой, позволяет определить возможные трудности в обучении у детей задолго до того, как они могут с ними столкнуться (до начала обучения в школе, в детском саду). Это позволяет психологу организовать индивидуальные и групповые, коррекционные и развивающие занятия с этими детьми, а так же дать соответствующие консультации родителям и педагогам по работе с ними.

Содержание интеллектуальной готовности детей к обучению в школе (особенности восприятия мышления и речи внимания памяти воображения знаний об окружающем) и методики ее психодиагностики. Компоненты личностной готовности детей к обучению в школе (мотивационная волевая эмоциональная) и их психодиагностика («графический диктант»Д.Б. Эльконина, «образец и правило» А.Л. Венгера и др.).

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д.

При этом крайне важен хороший уровень речевого развития. Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально – волевой. Составными компонентами психологической готовности ребенка к школеявляются- мотивационная (личностная), интеллектуальная- эмоционально – волевая Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. исследованиях А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова показано, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. мышление, так и чувства.(31) В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения: 1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественны отношений. 2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Методика «Узор» Л.И.Цеханской (1988), «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (1988); Методика «Рисование по точкам» А.Л.Венгера (1981). Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребёнка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия (важное умение среди учебных умений и навыков). «Узор» и «Графический диктант» оценивают также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графический диктант» - ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.

Специфика социально-психологической готовности детей к обучению в школе (особенности общения со взрослыми, сверстниками, личностные коммуникативные качества и умения ребенка) и ее психодиагностика.

Социально-психологическая готовность или готовности в сфере общения - формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Исследование особенностей социально-психологической готовности детей с ОНР к школе с помощью анкетирования родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», рисуночных тестов «Мой воспитатель», «Моя семья», социометрического метода «Секрет», методики «Рукавички» - изучение коммуникативных навыков и «Лесенка» - изучение самооценки дошкольников, показывает, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в общении в конкретной ситуации (45%), например, на занятии, если задают вопрос, который требует быстрого решения, вследствие этого они раздражаются, нервничают, иногда могут плакать из-за неправильного ответа. Они не просят помощи у взрослого, не задают уточняющих вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: