Стратегическое управление - процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.
Стратегическое управление — это набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации
Сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.
Содержание стратегического менеджмента
1. Анализ среды: изучение макро и микроокружения, внутренней среды
2. Формирование миссии и целей фирмы
3. Выбор стратегии: принятие решения о возможностях, перспективах и направлениях развития организации
4. Выполнение стратегии: проведение стратегических изменений, реализация стратегических планов
5. Оценка и контроль реализации стратегии: оценка результатов реализации планов, выявление причин отклонений, осуществление корректировки.
Этапы развития стратегического управления: Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. В 70-е гг. это выбор направления действий, способов удовлетворения спроса, механизмов взаимодействия с внешней средой. В 80-е гг. - решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.
Существует десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия "Школы стратегического менеджмента":
· Школа дизайна - формирование стратегии как процесс осмысления
· Школа планирования - формирование стратегии как формальный процесс
· Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс
· Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения
· Когнитивная школа - формирование стратегии как ментальный процесс
· Школа обучения - формирование стратегии как развивающийся процесс
· Школа власти - формирование стратегии как процесс ведения переговоров
· Школа культуры - формирование стратегии как коллективный процесс
· Школа внешней среды - формирование стратегии как реактивный процесс
· Школа конфигурации - формирование стратегии как процесс трансформации