Организационно-распорядительные методы управления разделяют на две группы: организационного и оперативно-распорядительного воздействия.
Организационные методы связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления и основаны на использовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. В зависимости от степени жесткости выделяют три вида организационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование. Сущность регламентирования — юридическое закрепление общих требований и правил орг-го состояния и поведения в отношении конкретных объектов. К важнейшим регламентирующим нормативным актам относятся ГК РФ, уставы, положения, учредительные договоры, которые закрепляют порядок образования, права и обязанности работников, организацию работы, структуру и функции органов управления, а также другие стороны деятельности предприятий. Нормирование — это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достигается пропорциональность Эл-ов пр-ва и труда, согласованность действий, сравнимость условий и результатов деятельности людей, контроль за количеством и качеством труда. Основные виды норм и нормативов, применяемых в упр-ии, можно разделить на три группы.1. Нормы и нормативы для формирования структур управления: оптимальные размеры предприятия и его подразделений.2. Нормы и нормативы для организации процесса управления: нормы выработки и нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности.3. Нормы и нормативы для оценки и оплаты труда работников упр-ия: порядок аттестации руководителей и специалистов.
Инструктирование — это разработка и доведение до исполнителя свода правил его поведения или перечня наставлений методического характера Оперативно-распорядительное воздействие состоит в регулировании и устранении проблем, возникающих в ходе производства, то есть выражает динамику процесса управления. Распорядительное воздействие на с/х предприятиях осущ-ся в форме приказов, распоряжений, постановлений общего собрания и собрания уполномоченных, постановлений, в процессе проведения планерок и совещаний. Приказы издаются на гос-ых предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения постановлений и распоряжений вышестоящих органов. Распоряжения может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Постановления — распорядительный документ коллегиальных органов, например общего собрания коллектива. Планерки — важнейшая форма оперативного распорядительства на с/х предприятиях. Производственные совещания Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хоз-ой деятельности, ориентирующих с/х предприятия и их раб-ов в нужном для общества направлении посредством экономических рычагов и стимулов.
Система экономических методов упр-ия многообразна, включает такие эк-ие рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Основной целью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений между с/х и другими отраслями народнохозяйственного комплекса и др. Налоговая политика — основной инструмент гос-ва, обеспечивающий, с одной стороны, существование самого гос-ва, с другой — регулирование экономики общества в целом. Кредитная политика государства должна быть также направлена на развитие АПК и прежде всего с/х пр-ва. В настоящее время система кредитования аграрной сферы неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Аграрный протекционизм представляет собой систему гос-ых мероприятий, направленных на стимулирование отечественного пр-ва с/х продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.
Социально-психологические методы — это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между раб-ми, микроклимат в коллективе. Они включают широкий круг проблем теории и практики упр-ой деятельности: управление групповой деятельностью и динамикой коллектива; взаимодействие коллектива и личности; мотивацию и стимулирование; психологию принятия решений; социально-психологический климат; стиль управленческой деятельности; теорию конфликтов и проблемы ведения переговоров. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного как работника и как личности. Цель его — сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными.