Методы управления АПК

Организационно-распорядительные методы управления разде­ляют на две группы: организационного и оперативно-распоряди­тельного воздействия.

Организационные методы связаны с постоянным совершенство­ванием механизма и структуры управления и основаны на исполь­зовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. В зависимости от степени жесткости выделяют три вида орга­низационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование. Сущность регламентирования — юридическое закрепление об­щих требований и правил орг-го состояния и поведе­ния в отношении конкретных объектов. К важнейшим регламентирующим нормативным актам отно­сятся ГК РФ, уставы, положения, учредитель­ные договоры, которые закрепляют порядок образования, права и обязанности работников, организацию работы, структуру и функции органов управления, а также другие стороны деятель­ности предприятий. Нормирование — это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достига­ется пропорциональность Эл-ов пр-ва и труда, согла­сованность действий, сравнимость условий и результатов деятель­ности людей, контроль за количеством и качеством труда. Основные виды норм и нормативов, применяемых в упр-ии, можно разделить на три группы.1. Нормы и нормативы для формирования структур управле­ния: оптимальные размеры предприятия и его подразделений.2. Нормы и нормативы для организации процесса управления: нормы выработки и нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности.3. Нормы и нормативы для оценки и оплаты труда работников упр-ия: порядок аттестации руководителей и специалистов.

Инструктирование — это разработка и доведение до исполните­ля свода правил его поведения или перечня наставлений методи­ческого характера Оперативно-распорядительное воздействие состоит в регулиро­вании и устранении проблем, возникающих в ходе производства, то есть выражает динамику процесса управления. Распорядительное воздействие на с/х предприятиях осущ-ся в форме приказов, распоряже­ний, постановлений общего собрания и собрания уполномо­ченных, постановлений, в процессе проведения планерок и со­вещаний. Приказы издаются на гос-ых предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения поста­новлений и распоряжений вышестоящих органов. Распоряжения может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Постановления — распорядительный документ коллегиальных органов, например общего собрания коллектива. Планерки — важнейшая форма оперативного распоряди­тельства на с/х предприятиях. Производственные совещания Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов в хоз-ой деятельности, ориентирующих с/х предприятия и их раб-ов в нужном для обще­ства направлении посредством экономических рычагов и стиму­лов.

Система экономических методов упр-ия многообразна, включает такие эк-ие рычаги, как планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредит­ная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Основной це­лью ценовой политики в аграрном секторе является поддержание паритетных отношений между с/х и другими от­раслями народнохозяйственного комплекса и др. Налоговая политика — основной инструмент гос-ва, обес­печивающий, с одной стороны, существование самого гос-ва, с другой — регулирование экономики общества в целом. Кредитная политика государства должна быть также направле­на на развитие АПК и прежде всего с/х пр-ва. В настоящее время система кредитования аграрной сфе­ры неэффективна. Она недоступна для реального сектора АПК. Рычагом управления АПК является бюджетная поддержка. Аграрный протекционизм представляет собой систему гос-ых мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного пр-ва с/х продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Материальное воз­награждение работников осуществляется в соответствии с количе­ственными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия.

Социально-психологические методы — это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между раб-­ми, микроклимат в коллективе. Они включают широкий круг про­блем теории и практики упр-ой деятельности: управление групповой деятельностью и динамикой коллектива; взаимодействие коллектива и личности; мотивацию и стимулирование; психологию принятия решений; социально-психологический климат; стиль управленческой деятельности; теорию конфликтов и проблемы ведения переговоров. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного как работника и как личности. Цель его — сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несуще­ственными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: