Отношение | Реакция на дефект | Схема поведения |
Принятие ребенка и его дефекта | Родитель принимает дефект ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку | Родители не испытывают чувство вины или неприязни к ребенку. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенкп дает родителям душевную силу и поддержку |
Реакция отрицания | Отрицается, что у ребенок имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает эмоциональное влияние на них | Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности |
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки | Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей | Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него; поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У ребенка формируется пассивность, психическая и социальная незрелость. |
Скрытое отречение. Отвержение ребенка | Дефект считается позором | Отрицательное отношение и отвержение к ребенку скрываются за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители педантично стараются быть хорошей матерью и отцом |
Открытое отречение, отвержение ребенка | Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему | Для обоснования враждебных чувств и преодоления чувства вины за них родитель использует психологическую защиту. Общество, врач или учитель оказываются виноватыми во всех бедах. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение |
Приложение 7.
Уровень профилактики | Объект работы | Цель | Основная задача |
Первичный | Практически все люди | Забота о психическом здоровье и психических ресурсах | Коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств |
Вторичный | Группа риска | Раннее выявление трудностей в обучении и поведении | Преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми |
Третичный | Дети с ярко выраженными проблемами | Коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем |
Приложение 8.