Уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека

Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога

Педагог — это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательный процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально-историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.

Глава 16. Критерий личностной готовности педагога к работе с детьми

Раздел 4. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таблица 3

Таблица наглядно показывает смену ролей обучающегося и обучающего в разных видах профессионально-учебных занятий.

Педагог-теоретик играет роль преподавателя лишь при проведении студии, но обретает иную роль (консультанта) в процессе проведения мастерской и в ходе самостоятельных упражнений по самообразованию педагога. Очень важно, чтобы все участники студии хорошо понимали полномочия преподавателя, ведущего занятия по определенной логике.

Педагог-практик (опытный профессионал) играет роль преподавателя лишь в учебном процессе профессиональной мастерской, Там он обладает максимальными полномочиями, выстраивая занятия по своему профессиональному замыслу. Но педагог-практик вступает в роль обучающегося, как только организуются студийные занятия. Если на занятиях мастерской присутствует педагог-теоретик, то его полномочия ограничены до полномочий консультанта.

Студент-педагог играет роль обучающегося на занятиях мастерской и в работе студии, однако он единственный автор собственной профессионально-образовательной работы. Педагог-теоретик и педагог-практик выступают только в роли консультанта для студента, самостоятельно выстраивающего собственное самообразование с учетом индивидуальных условий.

Разведение полномочий чрезвычайно важно при организации и проведении занятий по педагогической технологии. Если тот, кто не умеет ездить на велосипеде, возьмется обучать этому, то такая претензия окончится драматично и для ездока и для преподавателя. Здесь важно, кто именно возлагает на себя ответственность за плодотворность занятий, - он и обладает наибольшими полномочиями: составляет программу, выстраивает план, определяет методики, корректирует ход занятий при анализе профессиональных достижений каждого участника.

Очень опасно полагать, что полномочия преподавателя на учебных занятиях нарушают демократический принцип и являются «манипуляцией» или «подавлением» личости. Преподаватель полномочен в рамках содержания и организационного замысла занятий. Данные полномочия возложены на него ответственностью за плодотворность занятий. Что же касается личностных отношений, в этой сфере полномочия преподавателя заканчиваются — там он переходит на позицию «человек — человек».

Предпошлем материалу данной главы два фрагмента из работы студентки педвуза*:

* По понятной причине в этом случае мы опускаем имя автора, называя лишь учебное заведение — МП ГУ.

У нас в школе презирали, ненавидели малышей. Издевались над ними... Если бы вы знали, какие грубые нравы в городе, откуда я приехала!..

А далее:

Для меня ценности - пустой звук, они не находят отклика в моей душе...

Две короткие фразы, вырванные из сочинения: его начала и конца. Автор вряд ли заметил теснейшую связь между ними, он просто ведет рассуждения о себе и жизни. А связь видна даже непрофессиональному глазу. Автора не трогают наивысшие ценности жизни, потому что он есть продукт страшных (девушка описывает нечеловеческие условия жизни и полузвериные взаимоотношения той узкой среды, где ей довелось жить) условий жизни она привыкла к иной жизни, не представляет себе другой, построенной на основаниях добра, истины, красоты.

Но она — будущий педагог, которому, согласно профессиональному назначению, вести детей «вверх по лестнице». Возможно ли такое, чтобы педагог, сам стоящий на нижних ступенях культуры, вел детей по ступеням вверх — к наивысшим достижениям мировой культуры?!

Этот вопрос остро встает перед студентом, когда он приступает к изучению педагогической технологии, основанием которой является гуманистическая культура, - особенно если студент пришел в педвуз из социальной среды с низкой культурой и антигуманистическими основаниями.

Гуманистическое воспитание, провозглашенное в настоящее время как достижение современной культуры, исследуемое теорией воспитания, разрабатываемое методикой воспитания и внедряемое в практику воспитания детей в учебно-воспитательных учреждений, выдвигает острый вопрос как центральное условие реализации гуманистической педагогической идеи - личностно-профессиональную готовность педагога к работе с детьми на гуманистических основаниях.

Сегодняшний педагог — вчерашний воспитанник авторитарной школы - с большим трудом осваивает и усваивает гуманистическую педагогику, с еще большим трудом воплощает в действительности идеи гуманистической концепции воспитания ребенка. Как правило, практика имеет два ложных направления в попытке воспитательных учреждений преобразовать нормативное воспитание в гуманистическое: первое — «либерализация воспитания», последствием которого является пренебрежение культурой, социальными нормами, снижение этического уровня взаимоотношений, приоритет низменных интересов и отсутствие духовных потребностей; второе — расширение круга учебных дисциплин, гуманитаризация образования в соединении с ужесточением требований к качеству усвоения гуманитарных знаний и умений и как следствие — неизбежная селекция детей на «способных» и «неспособных» усвоить широкий круг новых учебных дисциплин.

Идея гуманизации воспитания профанируется и извращается, потому что личность педагога объективно неизбежно перетолковывает ее сущность, занимая иные мировоззренческие позиции в силу прежнего собственного воспитания, а значит, системы неадекватных поставленным педагогическим целям личностных качеств.

Практика воспитания в сущности своей остается дегуманизирующей в силу неподготовленности личности педагога к системе гуманистических отношений и к гуманистическим основам жизни.

Личностная готовность педагога к профессиональной работе предполагает определенную совокупность личностных качеств, обеспечивающих возможность его профессиональной деятельности, результативную сторону его профессиональной работы и меру достижения педагогического результата профессиональной активности.

Данная совокупность личностных качеств выступает в роли решающей предпосылки будущей профессиональной деятельности и предпосылки учебной работы в высшем учебном заведении. Такая суммированная совокупность, осмысленная теоретически, преобразуется в систему, позволяющую ставить практический вопрос о реальном воспитании личности педагога в педвузе.

Трудность поставленного вопроса состоит в скрытой опасности нивелировать личность педагога, задавить своеобразие индивидуальности, породить безликого исполнителя профессиональ-ных инструкций и предписаний. Поэтому решение данного вопроса может быть произведено лишь в плоскости широких социально-психологических обобщений.

Разумеется, решение поставленного вопроса нуждается в предварительном выявлении единой меры, благодаря которой становится возможным судить о присутствии либо отсутствии такой готовности педагога — личностно-профессиональной готовности. Это требует предварительного определения основного критерия такой готовности.

Критерий оценки обусловлен методологическими позициями взгляда на воспитательный процесс. Исходить следует из сущностного представления о воспитании, ибо природа процесса предъявляет свои требования к субъекту, управляющему процессом.

Основанием служит философское определение сущности человека как совокупности социальных отношений («ансамбль отношений», «узел отношений») и наивысшей ценности жизни на земле.

Понятие «педагог» наполняется вполне определенным содержанием, созданным культурологическим и гуманистическим представлением о роли профессиональной деятельности в деле воспитания молодого поколения.

Понятно, что такое представление о педагоге как профессионале базируется на определенном личностном его развитии, где ключевым социально-психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью. Оно, это ключевое образование, и есть основная мерка личностной готовности этого профессионала к своей профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры.

Принципиально новым в практике воспитания является переход с позиции административно-должностной «учитель — ученик» на позицию «человек — человек», где взаимоотношения с детьми выстраиваются в иной психолого-педагогической плоскости, практически не освоенной сегодняшним педагогом и профессионально пока не обеспеченной современным вузовским обучением. Гуманистическое отношение к человеку должно стать обязательным условием образовательной системы всех учебно-воспитательных учреждений, от детского сада до вуза. И, следовательно, войти в систему профессиональной подготовки педагога широкого профиля.

Признание человека наивысшей ценностью предполагает:

приоритет социальной роли человека в многообразии тех социальных ролей, которые играет член общества;

• безусловное уважительное отношение к человеку как таковому, вне конкретных обстоятельств, общественного положения человека, уровня развития и личностных достижений;

признание интересов человека как первоочередных при решении социальных, жизненных, личностных проблем, а также проблем, связанных с организацией предметной или духовной деятельности человека.

При формировании такого социально-психологического образования в личностной структуре педагога, как признание человека наивысшей ценностью, воспитательный процесс в корне преобразуется:

• во-первых, создается наиболее благоприятная социально-психологическая среда содружества и братства, где каждый признан человеком, где обеспечивается защищенность каждого, свобода проявлений каждого, а значит наибольший комфорт для деятельности и максимального развития каждого ребенка;

• во-вторых, каждый ребенок получает максимальную свободу творческих проявлений, обретая личностно значимую и жизненно важную разновидность деятельности, соответствующей его стремлениям, интересам и способностям;

• в-третьих, ребенок получает возможность полностью раскрыть индивидуальные особенности личности и обрести яркую индивидуальность;

• в-четвертых, реальное практически выраженное педагогом гуманистическое отношение к человеку оснащает каждого ребенка большим социальным опытом, столь необходимым каждому человеку в обществе, поднявшем знамя гуманизма;

• в-пятых, свободу личностного проявления и профессионального развития приобретает каждый педагог в школе — поскольку и отношение к нему выстраивается с позиции признания человеческой ценности коллегами и детьми.

Однако признание человека наивысшей ценностью жизни существует лишь в качестве потенциального отношения, если не обеспечивается рядом актуальных отношений в непосредственной реальной профессиональной практике педагога.

Такое признание отражает лишь рациональную сторону профессионально-личностного отношения, есть некоторый мировоззренческий принцип, декларировать который нетрудно, но реализация которого обеспечивается при условии формирования ряда новых духовных личностных образований практического плана.

Этот ряд практически значимых отношений - актуальных отношений — исчерпывая содержание потенциального отношения и выражая его суть, обеспечивает действительное проявление связи «человек — человек» на уровне гуманистического ключевого отношения в сфере социальной, профессиональной и в сфере межличностной. Данные актуальные отношения носят сущностный характер, поэтому могут играть роль основных критериальных признаков. Представим их характеристики.

Критериальный признак свидетельствует о соответствии какого-то предмета избранному эталону и мере такого соответствия. Если таких признаков удается вычленить несколько, то, разумеется, наличность и степень развитости каждого из них станут определять меру соответствия предмета заданному или желаемому эталону. Критерий задает совокупность характеристик, которые позволяют выстраивать оценку в адрес предмета согласно заданному эталону.

Обыденные суждения о личностной готовности педагога к профессиональной работе отличаются удивительным единодушием: всем известно, каким должен быть педагог, все без сомнения принимают некоторый укрепившийся образ педагога-профессионала. В том случае, если конкретный учитель не соответствует данному трафарету, такое несоответствие настораживает, порождает недоверие, даже враждебность и опасение, как бы это не сказалось дурно на воспитании детей. Но очень редко задаются вопросом обоснованности общераспространенных представлений о личностных качествах педагога. Рассмотрим и этот вопрос.

Профессионально - личностныекачества педагога Профессионально-личностные качества педагога — это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога. При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то как средство, то как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры.

Центральным является отношение к ребенку как человеку, предпочтительное выдвижение социальной роли ребенка как человека на первое место среди всех его социальных ролей.

Вчерашнее отношение к ребенку предполагало восприятие ребенка в его роли дитяти, маленького растущего человека, еще не живущего, но готовящегося к жизни и к будущему уважительному признанию его личности в обществе, и допускало неуважительное, авторитарное, деспотическое, административно-приказное отношение, которое оправдывалось именно тем, что воспитанник, якобы, «пока не человек, но будущий человек». Провозглашение гуманистического отношения к ребенку никак не зачеркивает учета психологической природы детства, но ставит главный акцент на отношении «человек — человек», отодвинув на второй план отношения «учитель - ученик».

Практическая реализация гуманистического отношения к ребенку осуществляется в процессе действительной профессиональной деятельности педагога: работа педагога как специалиста воплощает его отношение к ребенку, и уровень его профессионализма объективно определяет уровень отношения к детям, вне зависимости от этических деклараций самого педагога-профессионала. Благодаря ответственному отношению к профессиональному труду, педагогические декларации приобретают практическую субстанцию, исключают лицемерие и пустозвонство. Именно ответственное отношение к профессиональному труду реализует через профессиональные усилия постоянную ориентацию педагога на результативность своей работы, на качество продуктивности деятельности и вынуждает педагога постоянно соразмерять свои действия с последствиями воспитательного характера, выстраивать стратегию и тактику заботы о развитии ребенка во имя счастья ребенка.

Однако формирование ответственного отношения специалиста к профессиональной работе напрямую зависит от его отношения к себе в качестве человека, избравшего данную профессию. Эта зависимость постоянно подтверждается печальной практикой воспитательного процесса в школе, фиксирующей бессилие административного аппарата усилить степень профессиональной личной ответственности учителя за результативность работы с детьми, если администрация имеет дело со специалистом низкого уровня самооценки (психологический аспект) и отсутствия достоинства как качества личности (этический аспект). И обратное: свидетельствующей о высокой мере личной ответственности за продуктивность организованного труда в том случае, когда субъектом труда выступает личность, обладающая достоинством. Достоинство личности открывает педагогу дорогу к профессиональному творчеству, дает уверенность в своих силах, осознание значимости своей профессиональной компетентности, уважительное отношение к делу воспитания детей, которое стало основным делом его жизни.

Если педагог дорожит достоинством личности, то он осознает свою неразрывную связь с другими педагогами, без которых не может осуществиться творческая свобода его действий. Профессиональная солидарность как отношение к коллегам непременное условие профессионального труда педагога, не могущего осуществить свой профессиональный замысел вне связи с педагогическим коллективом и — более того — автономно от общественной системы воспитания детей и их образования, в одиночестве от профессиональной деятельности педагогического братства.

А далее обнаруживается еще одна крепкая связь социального порядка. Деятельность педагога неотделима от жизни общества, а социализация личности ребенка составляет одну из объективно необходимых воспитательных задач. Поэтому значимым компонентом личностного мира педагога является его отношение к обществу. Педагог не может работать вне общества, занимая позицию игнорирования или нейтралитета по отношению к нему. Перед детьми он выступает в роли гражданина и представителя общества. Поэтому гражданская позиция обретает роль объективно необходимого слагаемого готовности педагога к работе с детьми. Гражданская позиция обеспечивает социально значимое содержательное наполнение каждого момента взаимодействия педагога с детьми и каждого этапа разнообразной деятельности, организуемой педагогом.

Разворачивается вся картина системной связи актуальных отношений в поле общего отношения к жизни во всех ее проявлениях: природных, социальных, предметно-вещных, индустриально-технических, научно-познавательных. Здесь речь должна идти об общем отношении к жизни как таковой, то есть к жизни как отдельному объекту, как некоему феномену мира, обладающему своими чертами и закономерностями. Уважение жизни как таковой возможно при условии, что интеллектуальное и духовное развитие личности педагога позволяет ему подняться на высокий уровень абстракции, обобщая бесконечные конкретные явления мира, обнаруживая в них особенное проявление жизни. Данное актуальное отношение, имея столь широкий объект, определяет действительность всех выше названных отношений, располагающихся в поле жизни, а следовательно, приобретающих либо не приобретающих ценностное значение при условии сформированного либо несформированного у субъекта ценностного отношения к жизни. Поэтому ряд актуальных отношений, служащих критериальными признаками гуманистической готовности личности педагога к гуманистическому воспитанию, завершается именно этим отношением - уважением жизни как таковой.

Особое место в перечисленном ряде занимает духовность педагога как способность личности отражать жизнь, задаваться вопросами жизни и, выявляя проблемы человеческой жизни, искать решения каждой их них, приводя данное решение в соответствие с представлением о смысле жизни. В силу бесконечной динамики жизни нельзя обрести окончательный абсолютный ответ ни на один из вопросов общего ее устройства, но можно это сделать на каждом отдельном этапе социальной и личной жизни, в процессе осмысления вечных вопросов жизни. Духовная работа педагога по осмыслению жизненных проблем предотвращает застой воспитательного процесса, не позволяет педагогу в своей работе с детьми скатиться на низкий уровень нормативно-должностного исполнения повелений сверху, предъявляемых администраторами либо сильными, либо властными, либо авторитетными лицами. Осмысливая проблемы жизни, педагог приобщает к такой духовной деятельности детей, наделяет их жизненно важными умениями и привычками. Здесь профессиональной подготовленности мало, ибо процесс такого осмысления свершается постоянно, а не только в минуты специально организуемой педагогом дискурсивной деятельности воспитанников.

Очевидно, что выявленные ключевые актуальные отношения не есть беспорядочная суммарная величина. Все они находятся в определенной иерархической зависимости: каждое предыдущее отношение опосредует каждое последующее, а последующее, будучи более широким по охвату объектов ценностного отношения, расширяет поле духовного проявления предыдущего.

Условно-схематическая картинка такой взаимосвязи выглядит следующим образом:

Системно-структурные связи достаточно прочны, поэтому выпадение одного из звеньев представленной картины исключает реальное присутствие в данной системе другого элемента. Проверить это легко — достаточно предположить условное выпадение конкретного ключевого признака. Например, при несформированности ответственного отношения к профессиональному труду бессмысленно декларировать гуманистическое отношение к ребенку; в случае неразвитости гражданской позиции педагог не способен проявлять солидарность по отношению к своим коллегам; а бездуховность педагога, аннулирующая всякую возможность интересоваться вечными проблемами жизни на земле, ставит под сомнение всю цепь ключевых личностных качеств педагога. Аналогично просматривается обратная зависимость названных качеств.

Аксиологическое поле, в котором проявляют себя данные ценностные отношения, относительно и подвижно в силу динамичности социальной и культурной жизни: отношения развиваются, обретают новые модификации, появляются обновленные формы их субстанции, рождаются новые взаимные связи между ними. Постоянство же этого аксиологического поля задается и поддерживается самым широким содержательным элементом, а именно, привычной потребностью в осмыслении хода собственной и окружающей жизни и вечных вопросов этой сложной жизни, которые вновь и вновь возникают перед новыми поколениями и не имеют окончательного и предельного решения.

Основополагающим положением педагогики во все времена было утверждение личности педагога как фактора воспитания ребенка. Афористическое высказывание К.Д. Ушинского о том, что только через личность возможно влияние на личность и через характер — на характер, нисколько не утратило своей истинности, но подтверждается тщательным анализом воспитательного процесса и результатов диагностирования воспитанности детей. Однако нельзя не ограничить сказанное определенными условиями. Недостаточно потенциального признания человека как наивысшей ценности, чтобы выстроить факторное влияние личности педагога на личностное развитие детей. Необходима актуальная способность педагога к реализации гуманистического кредо. Личностное влияние на личность совершается в момент реализации определенного актуального отношения в конкретной ситуации, при конкретном взаимодействии с окружающим миром.

Потому предложенный ряд ценностных отношений приобретает разнообразные формы выражения в различных обстоятельствах жизни. Их реальное выражение указывает на их действительное присутствие в личностной структуре. Хотя они приобретают непохожие формы, они все-таки свидетельствуют о характере ключевого отношения - прежде всего, о ценностном характере потенциального отношения к человеку как таковому, а также о ценностном характере ряда актуальных отношений, практических выразителей ключевого отношения.

Нельзя обойти вниманием больной вопрос о личностной невоспитанности и низкой степени духовного развития студента-педагога, поступившего в педвуз: каким образом он обретет — и обретет ли? — названные нами качества личности? Ответом может служить фрагмент самоанализа студента-педагога по завершении курса педагогической технологии. Приведем его в качестве исчерпывающего ответа (сохраняем стилистику полностью), предполагая, что вся система учебных курсов в педвузе должна была бы иметь подобные личностные последствия:

Занятия по педагогической технологии были для меня местом, где формировалось мое «Я». До недавнего времени мне казалось, что я уже сформировавшийся человек - ан нет! Я стала другой...*

* По просьбе студентки не указываем ее имени.

Очень важно определить данные показатели, так как именно они в совокупности своей создают для детей непосредственный образ гуманистического отношения, подтверждают реальность декларируемого гуманистического отношения, содействуют накоплению детьми жизненного опыта гуманистических отношений.

К тому же огромное значение эти частные формы проявления гуманистического отношения к человеку (в качестве показателей проживаемого субъектом в данный момент) имеют в создании общественного мнения в производственном коллективе (педагогическом коллективе) и формировании социально-психологического климата в группе детей.

Показатели ипризнаки личностно - профессиональной готовности педагога Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, воспринимаемые людьми (детьми, родителями, представителями общественности) и вызывающие соответственно характеру этих проявлений определенные поведенческие реакции и действия и ситуационные обстоятельства, решительно влияют на ход педагогической ситуации, а в итоге, следовательно, на общий результат воспитания. Это реальные отношения, непосредственно вплетенные в контекст профессиональной деятельности педагога, а следовательно, в контекст воспитательного процесса.

Реальные проявления отношений - показатели имеющихся в личностной системе ценностных отношений. Эти образования (их называют качествами) целиком зависит от сформированного отношения и не могут быть специально автономно созданы вне сферы ценностных отношений. Эти качества могут служить показателями ценностного содержания личностной структуры педагога.

С одной стороны, показатели - лишь внешнее проявление внутреннего отношения, а значит, полностью зависимы и обусловлены актуальным отношением. А с другой стороны, как нечто внешнее, эти показатели могут подвергаться воздействиям извне и корректироваться сторонним влиянием.

Если не игнорировать потенциальную возможность влиять на отношение через внешнюю форму его проявления, то открывается дорога для корректирования и развития внутреннего отношения через внешние его показатели — обозначается путь воспитательного влияния на личность педагога-профессионала, помимо целенаправленного формирования сущностных отношений, - через внешние конкретные поведенческие формы. Как известно, такой путь «через внешнее на внутреннее» возможен и продуктивен.

Выявление внешних показателей имеет три аспекта рассмотрения: диагностический; процессуально-операционный и содержательный. Определив показатели, мы открываем дорогу:

- целенаправленного влияния на личностное развитие педагога,

- целенаправленного выявления профессионально-личностной пригодности специалиста к работе с детьми,

- а также целенаправленной организации профессионального обучения педагога, обеспеченного уровнем личностной развитости.

Извлечение данных показателей производится из системы критериальных признаков, определенных ключевым образованием личностной структуры педагога.

Гуманистическое отношение к ребенку обеспечивается и проявляется внешне через:

• интерес к внутреннему миру ребенка,

• заботу о его счастливой жизни,

Такое сочетание неслучайно, ибо оно отражает рациональную, эмоциональную и практическо-действенную формы целостного гуманистического отношения. Признание ребенка как «человека, разумного», «человека творческого» и «человека морального», никак не исключает щадящего отношения к подрастающему человеку, входящему в сложные общественные отношения и высокую мировую культуру, учета драматической ситуации социального развития личности ребенка.

Ответственное отношение к профессиональному труду обеспечивается

• добросовестным исполнением профессиональных обязанностей,

• постоянным творческим поиском новых методик и технологий, ориентированных на успех развития ребенка и его социально-психологическое благополучие,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: