РДА | Алалия |
1. Нарушено формирование эмоционально-личностного контакта с окружающим миром | 1. Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального»характера |
2.Практически не используют «язык» мимики и жестов | 2. Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи |
3. Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. | 3.Отмечается, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменение ситуации. |
4. Характерно разнообразное нарушение «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела. | 4. Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют |
5. Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное. Ускоренное, резко задержанное и неравномерное, а также разные степени олигофрении | 5. Обычно наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом прежде всего страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью |
6. Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.)ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью | 6. Характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения |
Приложение 11