Контрольные нормативы и учебные соревнования

Ориентирование на "азимутальном маршруте". Элементы техники ориентирования на местности, включающие работу с компасом (движение в заданном направлении или, несколько сложнее в случае работы с "белой картой", с самостоятельным установлением азимута) и измерение расстояний, а также поиск контрольного пункта с помощью данной "легенды", являются важными элементами техники ориентирования и подводящими упражнениями к занятиям спортивным ориентированием. После изучения условных знаков спортивных карт новички могут пробовать свои силы и на дистанции соревнований по спортивному ориентированию.

Соревнования по технике ориентирования на азимутальном маршруте носят учебно-контрольный характер. При сдаче норм комплекса ГТО дистанция таких соревнований может включать минимальное количество (2) контрольных пунктов (КП) и вместе. с пунктом старта-финиша образует замкнутый треугольник с общим расстоянием от 200 до 500 м. Дистанцию учебных соревнований в походе слушателей семинара "Начальная туристская подготовка "А" можно удлинить до 800-1000 м с увеличением числа контрольных пунктов до 4-6.

Дистанция должна быть тщательно продумана и спланирована.

Необходимо при этом выполнять следующие условия:

весь путь движения должен быть проходимым; недопустимо планировать его (даже на коротких отрезках) через участки труднопроходимого леса, не должно быть таких препятствий, как заборы, глубокие канавы, рвы и овраги, ручьи и другие водные преграды, которые в условиях соревнований с картой ориентировщики "видят" заранее и имеют реальную возможность обойти;

не должно быть ни одного потенциально опасного участка: следует помнить, что на "азимутальном маршруте" движение совершается только по компасу и по прямой, поэтому участник не ждет никаких сюрпризов;

следует выбирать район соревнований с очень четкими границами; такие соревнования рассчитаны на новичков - даже минимальная возможность заблудиться должна быть исключена.

Соблюдение этих условий достигается прежде всего выбором места соревнований. Если у организатора соревнований (преподавателя, руководителя похода, другого ответственного за проведение учебных занятий или прием нормативов лица), выполняющего в данном случае обязанности начальника дистанции, имеется карта подходящего района, то планирование дистанции существенно упрощается: с помощью карты легко выбрать удобное место старта-финиша, ориентиры для размещения КП, а главное - быстро определить параметры дистанции. Подготовка же дистанции при отсутствии карты требует, естественно, значительно больших усилий и затрат времени, однако и в этом случае начальник дистанции с двумя-тремя помощниками обеспечат ее подготовку за 3-4 часа (рекомендуется начинать с подготовки максимально простой, предельно генерализованной картосхемы выбранного участка местности, что в конечном счете существенно упростит планирование и оборудование дистанции).

Важный момент работы - оборудование дистанции контрольными пунктами. Без них участник соревнований не может быть уверен, что правильно прошел этап. Кроме того, отсутствие КП с тем или иным способом отметки не позволяет контролировать движение участников, и соревнования превращаются лишь в выполнение упражнения.

Но дело не только в этом. Как уже говорилось, одна из существенных задач учебных соревнований по технике ориентирования без карты - подготовка их участников к занятиям спортивным ориентированием - важнейшим средством подготовки туристов не только в узком смысле совершенствования техники и тактики ориентирования на местности, но значительно шире - в повышении общей и специальной физической подготовленности, а также и в психологической подготовленности к походам. Поэтому оборудование дистанции контрольными пунктами со всеми требуемыми атрибутами (стандартная призма, обеспечение отметки карандашами, компостерами, выдача участникам "легенды") в высокой степени способствует подготовке начинающих туристов к массовым соревнованиям по спортивному ориентированию, так как поиск КП по заданной "легенде" и отметка на нем входят в "правила игры".

В этом смысле важно также обеспечить и полное оформление места "старта-финиша": установить транспаранты "Старт" и "Финиш", оборудовать по правилам спортивного ориентирования стартовый и финишный коридоры, вывесить перекидные часы стартового времени и стартовые протоколы, подготовить растянутый шнур для вывешивания отрывных "талонов" от карточек участников для обеспечения информации об их результатах. Все эти дополнительные мероприятия носят важный учебный характер по освоению темы "Организация и проведение массовых соревнований по спортивному ориентированию и туристской технике".

Начальник дистанции после выбора места "старта-финиша" и ориентиров для размещения контрольных пунктов с расстояниями между ними не более 200-250 м уточняет (если дистанция планируется с помощью карты) или тщательно измеряет (если дистанция планируется без карты) направления и расстояния. Направление каждого отрезка (азимут) измеряется жидкостным компасом с точностью до +1° (но записывается с округлением до четных значений), а расстояния - шагами с точностью до 5% (записывается с округлением до 10 м).

Каждый отрезок пути (этап дистанции) желательно заканчивать в таком месте, которое служит надежным точечным, или коротким линейным, или малым площадным ориентиром (вершина горки, отдельный камень, изгиб дороги или пересечение троп, угол кромки). На ориентире укрепляется знак КП (стандартный или самодельный в форме красно-белой призмы) с его номером, а также паролем (цифровым, буквенным, словесным), ибо запись пароля в личной карточке участника - наиболее простой способ контроля прохождения дистанции. Другой способ отметки участником прохождения КП - цветным карандашом или компостером в своей карточке. В этом случае возле призмы необходимо подвесить на шнурах (тесьме) цветные карандаши (одного цвета на каждом КП) или компостеры.

При таком способе прохождения дистанции и отметки на КП каждый участник заполняет свою личную карточку по вывешенному образцу карточки соревнований. Карточка соревнований составляется по известным параметрам дистанции и выбранным КП и включает: направления от одного КП до другого (на первый - от старта, на финиш - от последнего), расстояния этих отрезков и краткую характеристику ориентира для каждого КП.

Принципиально иной способ информации о дистанции - раздельная информация: на старте вывешена карточка с указанием направления от старта до КП 1, расстояние до него и его "легенда", на КП 1 - то же относительно КП 2 и т. д. В своей личной карточке участник последовательно записывает получаемую информацию и делает отметки о прохождении КП.

Еще один способ предоставления участникам информации о дистанции - выдача им "белой карты", т. е. вычерченной в заданном и указанном на "карте" масштабе дистанции, причем местоположение на схеме КП дано точкой (проколом), обведенной кружком; в кружке условным знаком, принятым Правилами соревнований по спортивному ориентированию, изображен ориентир, на котором поставлен КП (т. е. графическое выражение "легенды" КП). На схеме ("белой карте") показано стрелкой направление на Северный магнитный полюс. При таком способе азимутального ориентирования участник все данные о параметрах дистанции получает самостоятельно путем необходимых измерений. Линейкой, имеющейся на жидкостном компасе, он измеряет расстояния между КП и с помощью приведенного на схеме масштаба переводит полученную величину (в сантиметрах или миллиметрах) в метры; жидкостным (или любым другим) компасом определяет направление (азимут) на искомый КП.

Во всех перечисленных случаях участник учебных соревнований должен уметь исчислять свой путь (прежде всего на коротких расстояниях, шагами), уверенно брать азимут и бежать в заданном направлении по компасу с опорой на промежуточные или хорошо видимые дальние, но попутные ориентиры. Этим умениям участники должны быть предварительно обучены, для чего перед учебными соревнованиями руководители похода оборудуют на просторной поляне учебный полигон, где занимающиеся выполняют упражнения по измерению расстояний шагами - пешком и бегом, по определению направления и точному движению в этом направлении.

Старт участникам учебных соревнований дается раздельный с интервалом в 1, 2 или 3 мин. Чем больше интервал, тем надежнее обеспечение самостоятельной работы участников на дистанции, но существенно длительнее соревнования. С другой стороны, чем меньше участников, тем продолжительнее может быть интервал. Продолжительный интервал при большом числе участников (скажем, более 50) приведет к их скоплению и несамостоятельной работе. Выход из такого положения - изменение формулы соревнований: не индивидуальные, а командные, в форме эстафеты, но при этом необходимо соблюдать важнейшее условие всяких соревнований - спортивную справедливость, в данном случае - одинаковость дистанции (суммарной) для всех команд. Подобное требование выполняется при равенстве числа этапов суммарной дистанции и числа членов команды. Так, при 100 участниках можно планировать дистанцию с 5 КП, когда одновременно стартуют 5 команд (их первые участники) в пяти различных направлениях. В составе каждой команды 5 человек. Это значит, что число забегов при 100 участниках составит всего лишь 4, а времени на проведение соревнований потребуется очень немного.

Дистанцию эстафетного ориентирования в этом случае необходимо планировать так, чтобы место "старта-финиша" оказалось в ее центре. На одновременном старте первых участников 5 команд порядок прохождения ими дистанции будет следующим:
участник 1-й команды: С-1-2-3-4-5-Ф;
участник 2-й команды: С-2-3-4-5-1-Ф;
участник 3-й команды: С-3-4-5-1-2-Ф;
участник 4-й команды: С-4-5-1-2-3-Ф;
участник 5-й команды: С- 5-1-2-3-4-Ф.

На 2-м этапе участник 1-й команды бежит уже по 2-й дистанции и т. д. "Эстафетой" для каждой команды служит командная карточка с указанием на ней порядка прохождения дистанций на каждом этапе эстафеты и параметров дистанций. Понятно, что при этом потребуется по 4 карточки (по числу забегов) каждого из 5 вариантов порядка прохождения.

Участники учебных соревнований по технике ориентирования на "азимутальном маршруте" после изучения условных знаков спортивной карты и практики работы с картой успешно стартуют в массовых соревнованиях по спортивному ориентированию, которые ныне доступны для всех желающих во многих городах страны.

Если соревнования на "азимутальном маршруте" - зачетный вид по ориентированию на местности, то при протяженности дистанции около 1000 м и 5-6 КП зачетное время может быть установлено в 15 мин.

Контрольные нормативы, по туристской технике. Контрольным нормативом по туристскому биваку служит установка двухместной палатки командой из 4 человек (минимальный состав туристской группы) за 50 сек.

Один этап проверки включает полосу препятствий. Соревнования проводятся в двух вариантах.

Индивидуальное прохождение этапов:
1) подъем по склону - траверс - спуск (длина этапа 40 м);
2) навесная переправа (10 м);
3) вязка узла (выбор по карточке: прямой, встречный, брам-шкотовый, схватывающий, проводник, проводник-восьмерка, двойной проводник, стремя, булинь). Зачетное время 6 мин.

Командное прохождение этапов (4 человека):
1) укладка бревна с помощью веревки и переправа по бревну;
2) "маятник";
3) переправа по камням (30 м);
4) переноска "пострадавшего" на самодельных носилках (100 м). Длина дистанции 200 м, зачетное время 6 мин.

Для испытания по оказанию первой помощи при травмах и Несчастных случаях применяется дифференцированная оценка знаний. В основу положен программированный контроль. Участник выбирает один, наиболее правильный, по его мнению, ответ из четырех на предложенный вопрос. Если ответ выбран верно, загорается лампочка "экзаменатора" и подсвечивает оценку "5".

Пример карточки: "Вопрос: Какую доврачебную помощь вы окажете себе в походе, подвернув ногу в голеностопе? Варианты ответов: буду соблюдать полный покой; сделаю массаж; сделаю холодный компресс; наложу горячий компресс".

При организации приема норм комплекса ГТО проверку туристских навыков удобно проводить по этапам, которые обслуживаются опытными преподавателями или инструкторами. В этом случае повышается учебная эффективность туристских упражнений. Сдающие норматив могут получить консультацию и потренироваться в овладении туристскими навыками. Прием норм комплекса ГТО проводится как на этапах зачетного похода, так и на биваке. Заранее необходимо оповестить всех сдающих нормы о дне похода, провести с ними учебные занятия по овладению туристскими знаниями, умениями и навыками. При большом потоке сдающих нормы на одном маршруте туристского похода можно составить график старта групп. При предложенной схеме в час проходят 60 человек. Для увеличения пропускной способности удваивается количество полигонов. Члены приемной комиссии отмечают маршрутные листы и расписываются в приеме туристских нормативов. На финише маршрутные документы сдаются в оргкомитет по проведению мероприятий комплекса ГТО, где делается запись о приеме туристских норм в карточках сдающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: