Правила внутреннего сгорания

История открытия и последующего изучения феномена эмоциональною сгорания учителя - редчайший случай, когда результаты психологического исследования повлекли за собой огромные революционные изменения в образовании и социальной жизни нескольких стран мира

На рубеже шестидесятых - семидесятых годов в большинстве образовательных систем мира существовали в целом похожие отношения между учителями и учениками - это были статусные отношения «Я учитель и поэтому имею право - ты ученик и по этому обязан» Но учителя всегда страдали из-за невозможности выти за рамки своей роли, которая не предусматривала дружеских отношений с учениками

Конец шестидесятых - время значительных социальных изменений на Западе Эпоху маккарчизма сменила эпоха Пола Маккартни и Джона Леннона В США набирает силу гласность Появляются герои, отстаивающие необходимость откровенного разговора на табулированные темы. Дух свободы рок-концерты, «Битлз», увлечение Востоком, хиппи, Вудсток… 68-й год. И как результат - молодежные бунты. В советской прессе их называли «протестом против империализма» Изнутри же они бы ли поняты по-другому выступление молодых людей, учеников различных учебных заведений свидетельствовало о серьезном кризисе в образовании. Правительства разных стран, в том числе и США, выделили немалые суммы на изучение этого кризиса.

Часто на лекциях я спрашиваю учителей и психологов кто центральная фигура в образовании, и, как правило, слышу в ответ ученик. Но разве в центре не тот, от кого зависит, например, результат образования. Вот и американские исследователи решили начать с изучения именно учителя. Появился термин «эмоциональное сгорание», было признано, что его симптомы есть у всех специалистов помогающих (supporting) профессий, у всех, кто ежедневно сталкивается с болью, надеждами, отчаянием, cтpaхом у врачей и медсестер, у социальных pa6oтников, полицейских и, конечно, у психотерапевтов. Но первыми были учителя

Феномен «эмоционального сгорания» был впервые описан американским не психотерапевтом Френденбергером, за ним появилось множество работ в разных странах. В нашей стране ли исследования в конце восьмидесятых начаты Н. Аминовым. Суть их примерно следующая. Молодые люди, выбрав профессию учителя по самым разным мотивам - любовь к детям, желание «сеять семена культуры в их нежные души», - уже в вузе оказываются поставленными в отноше ния, формирующие у них модель в которой любовь к детям хоть и имеется в виду, но никак не должна проявляться. Отношения с детьми заслоняются методикой преподавания предмета и навыками установления дисциплины В школе честные молодые преподаватели по-прежнему стараются удовлетворить существующим требованиям и через достаточно короткое время начинают «сгорать» Их неоправданные ожидания проявляются в ироничных и даже ернических высказываниях в адрес школы и своей работы, в хронической усталости, в нежелании повышать квалификацию, очень скоро возникают самые разные болезни, невроз

Сравнивая развитие «феномена сгорания» у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что «скорость сгорания» не связана с оплатой труда учителя Незначимыми оказались также «уровень интеллекта» и «объективная трудность биографии» «Cгорали» и умные и обыкновенные и благополучные, и битые судьбой люди. Все зависит только oт одного фактора - от готовности человека брать па себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни Психологи назвали эту готовность уровнем интернальности-экстернальности. Интернальность - готовность находить выход в безвыходных ситуациях - вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить» Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь более сильном.

Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всею приводит позиция взрослых людей, которые верят и следуют четырем мифам:

1 Мне нельзя ошибаться

2 Я должен быть сдержанным

3 Я не имею права быть предвзятым

4 Я обязан быть во всем примером для подражания

Такой человек словно стоит на пьедестале своей исключительности и непогрешимости. Ему трудно расслышать детей, он напоминает высшую инстанцию, которая ведет за собой или карает. Он строит с ребенком вертикальные, субъект-объектные отношения. Неравные отношения. Причем и сам взрослый, учитель находится в позиции объекта по отношению к администрации школы и членам аттестационных комиссий. Со времен студенчества учителя приучили к таким двойственным отношениям, приучили к роли «препарата на предметном стекле» - объекта педагогических воздействий. Вертикально ориентированная система образования и позиция учителя как образца, не имеющего права на ошибку и собственные чувства, создают невыносимые условия и для взрослого, и для ребенка.

К началу семидесятых годов гуманистическая психология и психотерапия, завоевав признание в мире, отстаивали идеи равного субъект-субъектного подхода к человеку и недирективной манеры общения. В 1975 году вышла монография лидера гуманистического направления Карла Роджерса «Свобода учения». В ней он впервые сделал попытку онтологизации таких расплывчатых понятий как атмосфера в классе, отношения, доверие, поддержка. Педагогика, в которой были «я - учитель», «они - мои ученики», стала педагогикой, в которой «я - учитель» и «ты - мой ученик». А результат такого сотрудничества определялся теперь не столько тем, кто есть «я» или «ты», сколько тем, что происходит между нами. Отношения, взаимодействие учителя и ученика стали самостоятельной областью изучения при подготовке учителей.

В 1975 году Томас Гордон выпустил монографию «Teacher Effectiveness Training» («Систематический тренинг учительской эффективности»), в которой впервые дано определение конструктивного и неконструктивного взаимодействия взрослого и ребенка, описание «плохого» и «хорошего» контакта учителя и ученика, когда ни один из учеников не теряет ни грамма внутренней свободы. Впервые стало возможным обучение педагога пониманию и «использованию» своих эмоций и эмоций ученика.

Немалая группа учителей игнорирует эмоции, чувства учеников, а потому, естественно, вызывает враждебность детей. Свои собственные чувства таким взрослым также непонятны. Как правило, они неискренни, за исключением случаев, когда осуждают кого-то. Есть взрослые, откликающиеся на чувства детей, но лишь на те, которые сами и приписывают детям. Свои позитивные чувства они проявляют редко. Лишь учитель, принимающий свои чувства, может искренне реагировать на глубинные, скрытые чувства ученика, помогая тем самым осознать, что ребенок чувствует. Причем даже его отрицательная реакция не унижает ученика.

Профессиональная работа с собственными эмоциональными проблемами до сих пор удел подготовки психотерапевтов. Как клиенты, они проводят десятки часов у собственного терапевта. Работа с предубеждениями, с собственными страхами и неуверенностью, со смыслами, которые суть самого понятия «помощь людям», - все это напрямую определяет качество и успешность ежедневной профессиональной работы психолога, психотерапевта. Но ведь в неменьшей степени - и учителя! Но, увы, в профессиональной подготовке российского учителя проработка этих проблем не значится вовсе.

Десятилетия статусной педагогики на фоне идеологизации общества, затем десятилетие гласности и обращение к демократическим ценностям, и результат - кризис образования. Все это так похоже на нашу жизнь. И то, что высокие зарплаты учителей частных школ не спасают их от эмоционального сгорания, и жадный интерес к вопросам психологии отношений между учителями и учениками, учителями и администрацией, -все это только подтверждает необходимость пусть не впрямую, но ассимилировать тридцатилетний опыт западной педагогики.

Дети, наши ученики, сильно изменились за эти годы. Учитель вынужден ценой своего психологического и соматического здоровья отвечать за неработающие концепции, несовершенство менеджмента в образовании, за недостатки вузовской подготовки. Он, как солдат без тыла - один на один перед новым поколением, перед подростковой наркоманией, растерянностью многих родителей, детской агрессией, страхом перед жизнью. И своим собственным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: