Национал-либералы: успехи и просчеты

Наиболее структурированным и мощным продолжает оставаться национально-либеральное крыло. Его представляют Меджлис крымскотатарского народа, а также Организация Крымскотатарского Национального Движения. Руководство Меджлиса, приняв участие в выборах верховного Совета Крыма тем самым отказалось от жесткой конфронтации с крымскими властями, перейдя к парламентским методам борьбы. Это позволило ему не только создать влиятельную фракцию в ВС Крыма, но и выдвинуть своих представителей в органы исполнительной власти и фактически поставить под контроль Государственный комитет по делам национальностей. Меджлис превратился в одну из крупнейших политических структур Крыма, оказывающую серьезное влияние на внутриполитические процессы. Как утверждали издания, контролируемые национальным движением, его парламентская фракция «Курултай» была «оплотом государственности и законов Украины»[378]. Благодаря своей сплоченности и дисциплине, господствовавшей в этой фракции, она неоднократно оказывала решающее влияние на ход голосования по целому ряду вопросов, добиваясь в обмен на содействие другим фракциям уступок в том что касалось, главным образом, контроля за расходованием средств на обустройство репатриантов.

Как уже говорилось, меджлис установил практически безраздельный контроль за деятельностью республиканского Комитета по делам национальностей, через который главным образом и осуществлялись программы государственной помощи ранее депортированным гражданам. Это позволило руководству национального движения акуммулировать, направлять и распределять государственные средства, предназначенные для обустройства репатриантов в соответствие с собственными целями и представлениями. В течение нескольких лет, Госкомнац, в частности расходовал деньги на поддержку некоторых общественных организаций, например «Союза крымскотатарских офицеров «Арбий Бирлиги», который некоторые наблюдатели относят к радикальным организациям и т.д. В результате осенью 1998 г. деятельность Комитета по расходованию средств стала предметом разбирательства со стороны прокуратуры Крыма, которая констатировала, что Госкомнац систематически допускал «нецелевое использование финансов», которые проходили большей частью через так называемый «Имдат банк», так же полностью подконтрольный меджлису[379].

Общие итоги деятельности «представительного органа народа» - Меджлиса подвела 1 сессия III Курултая состоявшаяся в конце июня 1996 года в Симферополе. Итоги III Курултая, принятые на нем документы не оправдали опасений тех, кто говорил об усилении радикалов в руководстве движения. Курултай констатировал, что за период, прошедший со II Курултая «сложилась качественно новая экономическая и политическая ситуация». Она характеризовалась тем, что «появились элементы диалога между Меджлисом и высшими органами власти Украины». «Появились первые представители Курултая в законодательных и исполнительных органах власти Крыма». «Были предприняты первые конкретные шаги, свидетельствующие о намерении комплексного решения проблем крымскотатарского народа»[380]. Курултай оценил деятельность Меджлиса как удовлетворительную. I сессия очередного Курултая приняла ряд обращений в которых констатировалось, что положение крымских татар по прежнему остается тяжелым, что большинство репатриантов остаются людьми без гражданства, что украинское государство не выполняет своих обязательств относительно крымских татар. Были одобрены также «Основные направления деятельности Меджлиса на период до IV Курултая».

Естественно, что в новых условиях лидерам Меджлиса пришлось серьезно корректировать выдвинутую ранее политическую программу. Претерпело определенные изменения главное требование «Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа» - требование восстановления национальной государственности. Оно трансформировалось в положение о необходимости преобразования Крыма из территориальной в национальную крымскотатарскую автономию в составе Украины.[381] Кроме этого лидеры движения выдвинули задачу распространения на крымских татар прав вытекающих из Конвенции МОТ № 169 (О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах). Из более частных задач, определяемых Меджлисом как первоочередные остались: признание властями этой организации в качестве полномочного представительного органа, эакрепление гарантированного представительства крымских татар в органах власти, придание официального статуса крымско-татарскому языку и т.д.

Меджлис серьезно упрочил свои позиции в отношениях с центральными украинскими властями. Лидеры этого крыла движения и ранее постоянно декларировали свою проукраинскую направленность. М.Джемилев в частности утверждал, что крымские татары - главные украинцы в Крыму[382]. Крымский кризис 1994 года, когда президентом стал Ю.Мешков, а большинство в ВС Крыма получили пророссийские и радикал-республиканские кандидаты, привел к еще большему сближению официального Киева и руководства Меджлиса крымских татар. С этого времени постоянные заявления Меджлиса о политической поддержке Киева уже не звучали столь одиноко, но время от времени получали соответствующий отклик со стороны властных структур Украины.

Не только лидеры таких организаций как Рух, но и ряд государственных структур стали открыто высказывать свою поддержку некоторым политическим требованиям Меджлиса. В атмосфере борьбы с «крымским сепаратизмом» 11 августа 1995 года Кабинет Министров Украины принял постановление о ситуации в Крыму, в котором содержался пункт об определении места Курултая и Меджлиса в правовом поле Украины[383].

В частности, в феврале 1996 года Министерство иностранных дел Украины направило вице-премьеру Украины И.Курасу проект Декларации об объявлении крымских татар «коренным народом» в пределах Украины[384]. В конце сентября того же 1996 года госкомитет по делам национальностей и миграции направил И.Курасу предложения по принятию ВР Украины закона «О коренных народах Крыма», в котором нашли бы отражение основные требования Меджлиса[385]. Особенно активным сторонником официального признания Меджлиса в украинском руководстве был глава Минюста Украины С.Головатый, неоднократно высказывавшийся за реорганизацию крымских республиканских властей по этнически-общинному принципу.

Тем не менее все эти предложения не получили в 1996 и 1997 года дальнейшего развития, что объясняется несколькими обстоятельствами, как юридического, так и политического характера. С одной стороны, требование лидеров Меджлиса объявить крымских татар «коренным народом» не могло считаться достаточно юридически обоснованным. Крымские татары не подпадают под понятие «коренной народ» в международно-правовом смысле и украинские эксперты вынуждены с этим считаться[386]. Кроме этого создание каких-либо особых условий для одного отдельно взятого этноса может стимулировать стремление других этнических групп и меньшинств к получению сходных прав. Следует также учитывать и то, что к 1996 году ввиду ослабления республиканского движения в Крыму украинские власти потеряли прежнюю столь острую необходимость в таких союзниках как Меджлис, а также то, что в руководстве Украины опасность вероятного «татарского сепаратизма», ощущается не менее остро, чем опасность «русскоязычного». Уже в ходе обсуждения новой Конституции автономии осенью 1995 г. Меджлису не удалось получить поддержку Киева в том, чтобы в будущем региональном парламенте Крыма были установлены квоты для крымских татар. Не смотря на то, что фракция «Курултай» прибегла к голодовке протеста, после принятия Крымского Основного закона ВС Автономии, украинский парламент счел возможным согласиться с той формулировкой статьи о выборах ВС Крыма, которую предлагало парламентское большинство и которая не устраивала Меджлис.

В принятой 28 июля 1996 года новой Конституции Украины, проблема статуса крымских татар не получила какого-либо специального освещения. Ст.24 Основного Закона провозгласила, что «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий и ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам»[387]. Правда, понятие «коренного народа» все же попало в украинскую Конституцию, однако без какой-либо конкретной привязки, согласно формулировки ст. 11 «Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины»[388].

Наиболее существенным моментом, вызывавшим трения между Меджлисом и украинскими властями, была проблема предоставления гражданства большому числу крымских татар, вернувшихся после 1991 года. Как уже было сказано, украинским законодательством предусматривалась довольно сложная система обретения гражданства, затруднявшая путь к нему для большого числа крымских татар. Это вызывало многочисленные нарекания со стороны международных наблюдателей, а так же привело к тому, что Меджлис объявил бойкот выборам в местные советы в 1996 году (заявив, что эта акция не носит антигосударственного характера). Впоследствии процедура получения украинского гражданства крымскими татарами была существенно упрощена, но появились новые предметы разногласий между Киевом и Меджлисом.

В частности, ВС Украины принял новый закон о выборах ВС Крыма, который упразднял квоты для татар в представительном органе полуострова. Попытки организовать противодействие этим решениям со стороны Меджлиса не увенчались успехом (в марте 1998 года Меджлис попытался организовать блокирование железнодорожных путей, но эти действия были пресечены милицией, а против их организаторов возбуждены уголовные дела). Представительный орган татар вынужден был смириться с решениями тех, чьим союзником на протяжении нескольких лет являлся.

Не продвинулась в сторону решения и проблема признания Киевом Меджлиса, который с точки зрения украинского законодательства не имеет права на существование, по крайней мере, в виде политической организации, обладающей официальным статусом. Со стороны украинских властей такой акт создавал бы нежелательный прецедент появления на территории государства институтов, не предусмотренных законами Украины, к тому же к концу 90-х годов возникли большие сомнения в том, отражает ли Меджлис интересы всей крымскотатарской общины (альтернативной Меджлису является, например НДКТ, которое отказывает ему в праве выступать от имени всех крымских татар). Напомним, что лидеры Меджлиса рассматривают эту организацию как «полномочный представительный орган», документы, регламентирующие ее деятельность позволяют говорить о том, что она задумывалась, как структура, альтернативная официальным государственным институтам, и призванная в известной степени подменить их. Ее легализация не только бы породила проблему взаимоотношений этого органа с официальными государственными, но и вызвало бы цепную реакцию создания разного рода «самоуправлений» по этническому признаку (как известно второй подобной организацией стала т.н. «Дума русской общины», которая была создана как аналог Меджлиса, и хотя ее деятельность не получила развития, сам по себе прецедент достаточно показателен). Непризнание Меджлиса в качестве «полномочного представительного органа», однако не означает вообще отсутствие реального статуса у этой структуры. Власти Крыма и Украины закрывают глаза на то, что Меджлис не зарегистрирован в Министерстве юстиции и осуществляют контакты с ним как с общественной организацией. При этом в прессе неоднократно высказывалось мнение о том, что между властями и Меджлисом установился негласный паритет, выгодный как функционерам меджлиса, так и чиновникам[389].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: