Роль нейропсихологии в решении проблемы функциональной межполушарной асимметрии

Правое - самооценка, личностные кач, эмоции, интуиция, симультанный, нероизвольная деят-ть, невербальный материал, непосредственное запоминание, абстрактное; левое – речь, интеллект, суксцессивное, произв деят-ть, словесный материал, отсроченное запоминание, конкретное.

МА- неравноценность, качественное различие того "вклада",кот. делает каждое полушарие в каждую психич.функцию.Различия в мозговой организации ВПФ,в левом и правом полушариях мозга.направление возникло на экспериментальных фактах,что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психич.процессы. Функцион.асимметрия - разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции. сущ-ет специфика вкладов обоих полушарий при осущ-нии АВПФ.Доминантность-ведущая рука,нога,ухо,глаз. Изучение функциональной асимметрии началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. При вскрытии обнаруживалось, что при поражении определенных зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций при жизни. При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в норме скрытая, как результат реципрокного взаимодействия полушарий, которое исчезает при патологии.

Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе Пример дихотомий. Выполнение полушариями разн.функций:левое полуш.- вербальная,последовательная,абстрактная,европейская; правое- невербальная,синтетическая,конкретная,азиатская.Зрительное и слуховое восприятие.Слуховое- одномоментное осознание после окончания фразы,зрительное - не одномоментное.Механизмы, кот. специфичны для лев. или прав.полушария,но необходимые для того,чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.Произвольное и непроизвольное выполнение функций.Лев. и прав. полушария по-разному принимают участие. Лев.полуш доминирует по речи и обеспечивает речев.деят-сть,т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психич.деят-сти.Правое полуш. связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психич.деятсти,т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деят-сти.При исслед-нии речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи.Лев.полуш.- нарушаются следы памяти.Правое- нарушается непосредственно запоминание.

Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До опред.возраста полушария эквипотенциальны,их дифференцировка завершается в период полового созревания(Ленненберг: чел, достигший полового созревания,не может выучить иностранный язык как родной,т.к латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полуш. как у новорожденных,так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: