Щ.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические указания для преподавателей

Курс «Психолого-педагогическое консультирование входит в подготовку будущего педагога-психолога по специализации «Психологическое консультирование».Необходимость введения данного курса продиктована задачами профессиональной подготовки будущего педагога-психолога в оказании психологической помощи в школе участникам образовательного процесса, где психолого-педагогическое консультирование занимает значительное место. Педагог-психолог решает задачу психологического обеспечения образовательного процесса. Психолого-педагогическое консультирование обеспечивает подготовку будущего педагога-психолога по оказанию психологической помощи по различным вопросам школьников разных возрастов, по вопросам взаимоотношений родителей с детьми, по вопросам родителей с детьми, имеющими те или иные серьезные отклонения от медицинской нормы в психике и поведении, а также в психологическом развитии в целом. Педагог-психолог должен знать специфику психолого-педагогического консультирования, знать и учитывать в своей работе возрастные особенности учащихся, а также владеть эффективными методами консультирования

Изучение данной дисциплины опирается на знания студентов по таким изученным ранее курсам, как «Психология семьи и семейное консультирование», «Социально-психологическое консультирование».Знания и умения, которые получат студенты при изучении этого курса, пригодятся при изучении курса «Практикум по психологическому консультированию».

Методические указания для студентов

У.Содержание итогового и промежуточного контроля

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

1. По поводу каких особенностей возрастного и личностного развития детей младшего школьного возраста обращаются родители к психологу-консультанту?

2. Проработайте следующие теоретические вопросы: социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте; кризис развития ребенка 7 лет; адаптация ребенка к школе; содержание учебной деятельности ребенка. Подготовьте карточки для экспертного оценивания учителем варианта возрастного и индивидуального развития ребенка-первоклассника. Составьте схему беседы с родителями первоклассника об особенностях принятия им учебной деятельности.

3. Охарактеризуйте содержание объективной и субъективной составляющих возрастно-психологического статуса ребенка в период кризиса 7 лет.

4. Обсудите целесообразность параллельного проведения двух процедур: с ребенком – проективного рисования «Урок в моем классе»; с учителем и родителем – экспертной беседы «Идентификация портрета первоклассника».

5. Проведите проективное рисование «Урок в моем классе» с первоклассником, родители которого обращаются к педагогу-психологу по поводу трудностей его обучения или общения с учителем. Дайте анализ результатов диагностики, сформулируйте задачи дальнейших этапов консультирования родителей (возможно, учителя) ребенка.

6. При каких обращениях родителей или учителей к психологу-консультанту использование методики «Выбор ролей» может прояснить особенности и причины трудностей возрастного и личностного развития ребенка младшего школьного возраста? Составьте перечень возможных запросов.

7. Напишите несколько причин проявления различных вариантов неадекватной оценки ребенком себя и своих сверстников.

8. Поведите с ребенком школьного возраста беседу «Выбор ролей», проанализируйте и опишите результаты и опыт проведения.

9. Выберите, пожалуйста, в качестве объекта психологического консультирования какую-либо хорошо знакомую семью (можно остановить свой выбор и на вашей собственной семье). Спросите родителей (или себя, если вы сами уже стали родителем), о волнующих их проблемах во взаимоотношениях с детьми. Соотнесите эти проблемы с теми, которые обсуждались в этой главе.

10. Найдите какую-либо молодую семью или родителей, у которых есть ребенок в возрасте двух с половиной – трех лет. Проведите с ними психологическое консультирование по вопросам взаимоотношений с ребенком. Определите, какие проблемы имеются у родителей в общении с ребенком. Дайте родителям психологически обоснованные практические рекомендации о том, как эти проблемы решить.

11. Найдите, пожалуйста, среди ваших знакомых такую семью, где имеется ребенок, которого родители собираются отдать учиться в школу. Поговорите с родителями этого ребенка, изучите его самого с целью более точного определения того, в каком отношении он готов и не готов к обучению в школе. Дайте родителям ребенка обоснованные рекомендации, касающиеся того, как лучше его подготовить к школе.

12. Выберите семью, в которой родители озабочены ранним развитием своего ребенка. Проведите психологическое консультирование родителей и психологическое тестирование ребенка для выявления имеющихся у него задатков. Предложите родителям ребенка практические советы относительно того, как лучше развивать своего ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: