Принципы психолого-педагогического консультирования. Специфика принципов психолого-педагогического консультирования в отличии от других видов психологического консультирования.
Вопросы для рассмотрения
1.Принцип конфиденциальности как главное условие эффективности психолого-педагогического консультирования
2.Принцип нейтральности и открытости. Выработка позиции нейтральности и открытости,
3.Принцип персонифицированности. Этот принцип позволяет подстроить консультативную беседу, максимально приблизив ее к клиенту
4.Принцип профессиональной настойчивости. Этот принцип позволяет психологу настаивать на проведении консультации, если он пришел к такому выводу на основе сбора предварительной социально-психологической информации о клиенте.
5.Специфика принципов психолого-педагогического консультирования.
Практическое занятие №3.
Специфика клиентов в психолого-педагогическом консультировании. Сбор социально-психологической информации о клиенте
Вопросы для рассмотрения
1.Клиенты в психолого-педагогической консультировании
2.Методы сбора социально-психологической информации в образовательном учреждении: методика обобщения независимых характеристик у нескольких людей, хорошо знающих клиента, сопоставление полученной информации, анализ совпадающих ответы, анализ противоречия в характеристиках, выяснение их причины.
3.Учет возрастных особенностей клиентов в психолого-педагогическом консультировании. Для младшего школьника – обобщение независимых характеристики учителей, родителей, бабушек и дедушек, от воспитательниц детского сада, который посещал ребенок. Для старшеклассника и подростка – учителей, родителей, братьев и сестер (если они есть), друзей и одноклассников.
4.Результаты опроса: информация об индивидуально- психологических особенностях, типе темперамента, о специальных интересах и развлечениях, о круге общения, какие качества проявляет на уроке, в профессиональной деятельности (для учителя), о взаимоотношениях в семье.
Практическое занятие № 4.
Формы психолого-педагогического консультирования
Вопросы для рассмотрения
Формы психолого-педагогического консультирования в зависимости от особенностей клиента, его проблемы, целей и задач.
1. По признаку затраченного времени -
2. По признаку содержания:
3.По признаку построения консультативного процесса:
-однофазная консультация (с учителем. Ребенком, родителем)
-двухфазная консультация (обращение учителяы или родителя по проблеме ребенка).Первая фаза – работа с родителем или учителем. Вторая – с ребенком.
- трехфазная консультация (обращение родителей по поводу профессиональной направленности ребенка. На первой фазе – работа по «заказу» родителей или учителей, на второй – с учащимся, на третьей – целостный консультативный процесс с разработкой рекомендаций.