Чувство как фон

- Поддержание в состоянии, оптимальном для работы. Замечать, отмечать, но не озвучивать то, что происходит. Например, после обеда вы даете сложное, аналитическое упражнение и долго и кропотливо его разбираете, а люди не понимают ваших вопросов, зевают и с трудом включаются в упражнение. Это естественно и не опасно. В следующий раз на место этого упражнения вы поставите что-то другое, более динамичное, а сейчас перейдете к следующему. И упаси вас Бог после обеда давать визуализацию!

Может быть, что кто-то из участников стремится включиться с вами в борьбу за власть и испытывает явное раздражение, что этого не получается. Может быть, в группе находится человек, который много говорит и это раздражает других. Может быть, кому-то очень душно, а кому-то, напротив, сквозит, и на их лицах можно прочесть недовольство и страдание. Эти эпизоды есть на каждом тренинге и если они не мешают основной работе, не проявляются слишком явно, то надо просто подождать, когда все само собой рассосется. Тренер констатирует динамику, «держит руку на пульсе» и решает, не пора ли перейти к следующим методам, а именно…

- Нейтрализация. В отличии от первой стратегии, принимаются меры, но без подключения группы, собственными усилиями. Проведение активных, разогревающих упражнений, когда все засыпают, шумные, подвижные игры, когда в группе нарастает агрессия, индивидуальная работа с теми, кто еще не вышел из социальной роли и продолжает играть в социальные игры. Если нежелательное чувство исходит от одного из участников, можно попытаться угадать и удовлетворить его потребность. Чаще всего это недостаток внимания. Помню, как на одном тренинге в группе был мой коллега, преподаватель института, руководитель кафедры, и когда я давала теоретические пояснения по упражнению, уровень его раздражения, кажется, достиг максимума. Я просто спросила, может ли он что-то пояснить еще. Он тут же выскочил к доске и на протяжении 10 минут (время определила я) чертил на доске схемы и очень живо и интересно изложил суть происходящего. После этого занял свое место и стал обычным участником тренинга, который пришел, чтобы узнать что-то о себе.

Личностный тренинг в «костюмной» фирме (бывает и такое!) никак не мог начаться из-за этих самых костюмов и галстуков. Люди чувствовали себя сотрудниками, менеджерами, но никак не личностями со своими собственными особенностями и слабостями. Очень простая, игра-кричалка помогла вспомнить славное пионерское детство, и дальше работа пошла живее.

Если же и это не помогает, то тренер задает группе, или отдельным участникам, вопрос: «Что сейчас происходит?». Чувство попадает в фокус. Скажу сразу, что я прибегаю к этому приему крайне редко. В отличии от социально-психологического тренинга, социальные отношения на личностном уходят на второй план. Исследование взаимоотношений, и чувств, которые их порождают, конечно, это тоже интересный предмет исследования, но он может настолько далеко увести от темы тренинга, занять очень много времени и опять же вернуть участников в социальные роли.

Если чувства возникают в ответ на содержательную часть тренинга, они становятся объектом исследования и трансформации. В этом случае работа ведется не с взаимоотношениями, а с личностными переживаниями, которые были спровоцированы «здесь и сейчас».

ЧУВСТВО В «ФОКУСЕ»

- Усиление с разрядкой. Усиливать будем проявления, чтобы довести их до уровня катарсиса. Молчаливое недовольство в крик, комок в горле в рыдания, внутреннюю удовлетворенность в открытую радость и удовольствие. Позволим или спровоцируем открытое проявление переживаний.

Я не разу не давала своему участнику на тренинге стакан воды (успокойся, не надо плакать!), но каждый раз я запасаюсь для работы носовыми платочками (плачь на здоровье!). Вовремя заметить чувство, не упустить его, оставить все другие разговоры и спросить: «А что с тобой происходит сейчас?». Людям страшно быть слабыми и уязвимыми. Их так долго жизнь учила быть сильными, а значит- прятать свои истинные чувства. Но есть отношения и близкие люди, есть потребность хоть где-то снимать маску неуязвимости, становиться самим собой. Не у каждого это получается. Успешность этой работы будет зависеть от смелости тренера, от его готовности встретиться с чувствами. И не столь важно, какими методами вы будете действовать, важно желание и готовность сделать эту работу.

- Рационализация. Дорога в обратную сторону: от проявлений- к пониманию и ответам на вопросы. Определенная стадия тренинга, когда идет работа на «сборку» или индивидуальная динамика работы с конкретным участником, у которого уже была стадия острого переживания- показания для выбора этой стратегии могут быть различные. Есть определенная категория участников, для которых это единственный способ разобраться в своих чувствах. Рационализация- это беседа тренера с участником, во время которой он начинает понимать «Почему это происходит?», «Чем вызваны чувства?», «Зачем они нужны?», «К чему это приводит?». Некоторые тренеры, работающие в терапевтическом направлении. склонны считать такие вопросы уходом от чувств, пустой тратой времени. Я так не считаю. Только поняв суть и причину своих переживаний, можно стать хозяином их, а не безвольным рабом. Можно избегать или научиться выходить из тех состояний, которые для тебя нежелательны и учиться чувствовать по- новому, в нужном направлении. Кроме того, только при помощи рационализации можно постигнуть свой собственный механизм чувствования.

- Выведение на другое, полярное чувство. Эту стратегию я впервые начала применять, когда работала с детьми. А если сказать вернее, то я просто наблюдала за детьми, как они справляются со своими чувствами, и потом сделала это методическим приемом. Если человек переживает страх, то это чувство совсем нетрудно перевести в интерес. У маленьких детей это выглядит, как «страшно интересно». Одна эмоция, условно положительная, подавляет другую, условно отрицательную. Еще по своему опыту я знаю, что под чувством страха можно обнаружить злость. Если участник тренинга, который чего-то боится, начнет злиться на это «что-то», то это будет выходом из порочного, годами сложившегося круга, и, подчас, решением проблемы, устранением комплекса. Обида и гнев по проявлениям тоже являются полярными. Очень частая стратегия работы на личностном тренинге- от злости и непринятия – к пониманию и любви. Этот путь не пройти за три дня тренинга, но продвинуться в этом направлении можно. Важно только знать, на какое чувство вы вместе с участником держите курс.

- Наблюдение за развитием и трансформацией. Не на каждое чувство надо бросаться, как хищник на добычу. Чувство- это не всегда проблема, даже если оно доставляет боль. На тренинге есть задача- принимать свои чувства. Осознавать, называть и принимать. Это исследовательская стратегия. Задать вопрос «Что ты чувствуешь?» и идти дальше. Дать возможность человеку испытывать переживание и учить наблюдать, как меняется его состояние. «Мне больно и я хочу побыть со своей болью»- сказала мне одна женщина на тренинге. «Хорошо, если тебе понадобится моя помощь, скажи.» По ходу тренинга сначала она боялась, затем ей было стыдно, потом навалилась вина, потом злость и к концу тренинга было состояние спокойствия и радости. Содержательная структура тренинга предполагает именно такую динамику- постепенное опускание в эмоциональную «яму» с постепенным подъемом. Без этой кривой тренинг будет мягко говоря неэффективным.

- «Консервирование» со взрывом. Я не сторонник жестких техник, но иногда другого выхода не вижу. Это происходит в работе с участниками, которые привыкли «держать лицо». Вообще то это явление называется лицемерием, и называние его своим именем уже достаточно жестко, и если человек почувствует осуждение, то либо замкнется, либо начнет лицемерить еще сильнее. Стратегически надо сделать так, чтобы непроявление своих истинных чувств было осознано, как проблема. «Правильными» для этих людей являются спокойствие, доброжелательность, улыбка, помощь другим, отказ от помощи себе. Если человек улыбается, когда ему обидно, его продолжают обижать, стремиться помочь другим, от него начинают требовать слишком много помощи, угождает, чтобы быть приятным, с ним ведут себя все более вызывающе. Вот тогда вырывается наружу все «неправильное» - слезы, негодование, протест, просьба о помощи или просто недоумение. Я предпочитаю, чтобы провокация делалась «руками» тренера, без подключения группы. Только тренер может определить ту терапевтическую дозу, которая нужна определенному участнику, иначе стратегия сработает в обратную сторону.

Все вышеописанное- лишь стремление упорядочить и привести в систему огромное многообразие различных способов и вариантов исследования чувств на тренинге. Но невозможно описать и передать через бумагу эмпатию и сопереживание, интуицию и мгновенные решения, принятие и восхищение бескрайней вселенной человеческих переживаний. Будьте осторожны- чувства другого человека, очень тонкий инструмент, и если вы хотите стать виртуозным настройщиком, научитесь прежде в совершенстве владеть своим собственным инструментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: