Семинар № 1. Предмет, система и содержание юридической психологии

Время семинара: 2 часа.

Цели:

Закрепить знания студентов о предмете юридической психологии, ее месте в системе психологического знания.

Помочь глубже осознать практическую значимость психологии как науки.

Задачи: изучение развития юридической психологии, ее методологии, а также специфики профессиональной деятельности юриста; решение заданий практических занятий № 1, 5 и тестов (1,5,17, 21, 26, 27, 34, 41, 48).

Вопросы для обсуждения:

История развития юридической психологии.

Методологические проблемы юридической психологии.

Профессия юриста в обществе. Психологические особенности труда юристов.

Профессиональные карьеры юристов.

Техника юридического труда.

Правовое мышление. Правовые задачи и правовые решения.

Семинар № 2. Формы психического отражения действительности. Познавательная подструктура деятельности юриста.

Время семинара: 2 часа.

Цель: активизация работы студентов по изучению психических познавательных процессов личности.

Задачи: изучение системы познавательных процессов, особенностей проявления человеком различных эмоциональных состояний; понятия «аффект», его признаков, юридического значения; решение заданий практического занятия № 2 и тестов (54, 55, 56, 58, 59).

Вопросы для обсуждения:

Познавательные процессы: ощущение; восприятие; внимание; память, мышление и воображение. Учет закономерностей проявления форм психического отражения в юридической деятельности.

Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Признаки и значение аффекта.

Семинар № 3. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности.

Время семинара: 2 часа

Цель: закрепить знания студентов структуре личности, ее составляющих.

Задачи: изучение зарубежных и отечественных исследований личности, значения социальной среды на формирование личности; решение заданий практического занятия № 3 (задания 1-3) и тестов (7, 18, 22, 25, 35, 40, 43, 44, 45).

Вопросы для обсуждения:

Понятие личности. Структура психических свойств личности.

Темперамент.

Характер. Акцентуации характера.

Способности.

Конформизм и конформность.

Семинар № 4. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для юриста.

Время семинара: 2 часа

Цель: активизация работы студентов по изучению психологических особенностей различных социальных групп.

Задачи: Закрепление знаний студентов о социальных группах, их структуре, специфике социально-психологических процессов, в них происходящих, о криминальной среде и преступной группе; решение заданий практического занятия № 4 (задания 1,2) и тестов (10, 49).

Вопросы для обсуждения:

Социальные группы и их структура. Малая социальная группа.

Групповые процессы.

Преступная группа и ее структура. Правила жизни преступной группы.

Семинар № 5. Общение и его закономерности. Специфика их проявлений и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста.

Время семинара: 2 часа.

Цель: Закрепление теоретических знаний об особенностях профессионального общения юристов и выработка практических навыков продуктивного общения.

Задачи: закрепить знания слушателей о психотехнике профессионального и делового общения; рассмотреть факторы, затрудняющие продуктивное общение; познакомиться с психотехникой изучения партнера по общению, решение заданий практического занятия № 6 и тестов (11, 12, 13, 15, 29, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 51, 52, 53).

Вопросы для обсуждения:

Общая психотехника профессионального общения.

Тактика установления и развития межличностных контактов.

Анализ элементов криминального общения

Практические упражнения

Семинар № 6. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий.

Время семинара: 4 часа.

Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.

Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий, решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).

Вопросы для обсуждения:

Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.

Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.

Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.

Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.

Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.

Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.

Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.

Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.

Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.

Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.

Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.

Ложь. Структуру ложного высказывания.

Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.

Возможности пространственной организации общения во время допроса.

Методы разоблачения лжи.

Суть психологической подготовки к очной ставке.

Психологические особенности речи виновного и невиновного.

Семинар № 7. Психологические особенности судебной деятельности и участников судопроизводства.

Время семинара: 2 часа

Цель: активизация работы студентов по изучению психологических особенностей судебной деятельности и участников судопроизводства.

Задачи: изучение психологической структуры судебной деятельности, психологической специфики судебного допроса, психологических особенностей участников судопроизводства и специфики их взаимодействия, решение практических задач (8, 10)

Вопросы для обсуждения:

Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология судьи.

Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного ритуала.

Выработка и реализация позиции по делу.

Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. Организация судебного следствия.

Особенности судебного допроса.

Психологические аспекты судебных прений и судебной речи.

Психология подсудимого.

Психология вынесения приговора.

Психологические особенности судопроизводства по гражданским делам.

Арбитраж.

4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения.

Семинар № 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Время семинара 1 час.

Цели:

Закрепить знания студентов о предмете юридической психологии, ее месте в системе психологического знания.

Помочь глубже осознать практическую значимость психологии как науки.

Задачи: изучение развития юридической психологии, ее методологии, а также специфики профессиональной деятельности юриста; решение заданий практических занятий № 1, 5 и тестов (1,5,17, 21, 26, 27, 34, 41, 48).

Вопросы для обсуждения:

История развития юридической психологии.

Методологические проблемы юридической психологии.

Профессия юриста в обществе. Психологические особенности труда юристов.

Профессиональные карьеры юристов.

Техника юридического труда.

Правовое мышление. Правовые задачи и правовые решения.

Семинар № 2. Общение и его закономерности. Специфика их проявлений и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста.

Время семинара: 2 часа.

Цель: Закрепление теоретических знаний об особенностях профессионального общения юристов и выработка практических навыков продуктивного общения.

Задачи: закрепить знания слушателей о психотехнике профессионального и делового общения; рассмотреть факторы, затрудняющие продуктивное общение; познакомиться с психотехникой изучения партнера по общению, решение заданий практического занятия № 6 и тестов (11, 12, 13, 15, 29, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 51, 52, 53).

Вопросы для обсуждения:

Общая психотехника профессионального общения.

Тактика установления и развития межличностных контактов.

Анализ элементов криминального общения

Практические упражнения

Семинар № 3. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий.

Время семинара: 3 часа.

Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.

Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий, решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).

Вопросы для обсуждения:

Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.

Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.

Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.

Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.

Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.

Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.

Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.

Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.

Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.

Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.

Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.

Ложь. Структуру ложного высказывания.

Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.

Возможности пространственной организации общения во время допроса.

Методы разоблачения лжи.

Суть психологической подготовки к очной ставке.

Психологические особенности речи виновного и невиновного.

4.3 Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения.

Семинар № 1. Психология предварительного расследования.

Время семинара: 2 часа

Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.

Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).

Вопросы для обсуждения:

Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.

Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.

Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.

Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.

Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.

Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.

Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.

Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.

Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.

Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.

Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.

Ложь. Структуру ложного высказывания.

Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.

Возможности пространственной организации общения во время допроса.

Методы разоблачения лжи.

Суть психологической подготовки к очной ставке.

Психологические особенности речи виновного и невиновного.

Задачи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: