Время семинара: 2 часа.
Цели:
Закрепить знания студентов о предмете юридической психологии, ее месте в системе психологического знания.
Помочь глубже осознать практическую значимость психологии как науки.
Задачи: изучение развития юридической психологии, ее методологии, а также специфики профессиональной деятельности юриста; решение заданий практических занятий № 1, 5 и тестов (1,5,17, 21, 26, 27, 34, 41, 48).
Вопросы для обсуждения:
История развития юридической психологии.
Методологические проблемы юридической психологии.
Профессия юриста в обществе. Психологические особенности труда юристов.
Профессиональные карьеры юристов.
Техника юридического труда.
Правовое мышление. Правовые задачи и правовые решения.
Семинар № 2. Формы психического отражения действительности. Познавательная подструктура деятельности юриста.
Время семинара: 2 часа.
Цель: активизация работы студентов по изучению психических познавательных процессов личности.
Задачи: изучение системы познавательных процессов, особенностей проявления человеком различных эмоциональных состояний; понятия «аффект», его признаков, юридического значения; решение заданий практического занятия № 2 и тестов (54, 55, 56, 58, 59).
|
|
Вопросы для обсуждения:
Познавательные процессы: ощущение; восприятие; внимание; память, мышление и воображение. Учет закономерностей проявления форм психического отражения в юридической деятельности.
Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оценка.
Эмоционально-волевые процессы и состояния.
Признаки и значение аффекта.
Семинар № 3. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности.
Время семинара: 2 часа
Цель: закрепить знания студентов структуре личности, ее составляющих.
Задачи: изучение зарубежных и отечественных исследований личности, значения социальной среды на формирование личности; решение заданий практического занятия № 3 (задания 1-3) и тестов (7, 18, 22, 25, 35, 40, 43, 44, 45).
Вопросы для обсуждения:
Понятие личности. Структура психических свойств личности.
Темперамент.
Характер. Акцентуации характера.
Способности.
Конформизм и конформность.
Семинар № 4. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для юриста.
Время семинара: 2 часа
Цель: активизация работы студентов по изучению психологических особенностей различных социальных групп.
Задачи: Закрепление знаний студентов о социальных группах, их структуре, специфике социально-психологических процессов, в них происходящих, о криминальной среде и преступной группе; решение заданий практического занятия № 4 (задания 1,2) и тестов (10, 49).
|
|
Вопросы для обсуждения:
Социальные группы и их структура. Малая социальная группа.
Групповые процессы.
Преступная группа и ее структура. Правила жизни преступной группы.
Семинар № 5. Общение и его закономерности. Специфика их проявлений и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста.
Время семинара: 2 часа.
Цель: Закрепление теоретических знаний об особенностях профессионального общения юристов и выработка практических навыков продуктивного общения.
Задачи: закрепить знания слушателей о психотехнике профессионального и делового общения; рассмотреть факторы, затрудняющие продуктивное общение; познакомиться с психотехникой изучения партнера по общению, решение заданий практического занятия № 6 и тестов (11, 12, 13, 15, 29, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 51, 52, 53).
Вопросы для обсуждения:
Общая психотехника профессионального общения.
Тактика установления и развития межличностных контактов.
Анализ элементов криминального общения
Практические упражнения
Семинар № 6. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий.
Время семинара: 4 часа.
Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.
Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий, решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).
Вопросы для обсуждения:
Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.
Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.
Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.
Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.
Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.
Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.
Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.
Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.
Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.
Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.
Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.
Ложь. Структуру ложного высказывания.
Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.
Возможности пространственной организации общения во время допроса.
Методы разоблачения лжи.
Суть психологической подготовки к очной ставке.
Психологические особенности речи виновного и невиновного.
Семинар № 7. Психологические особенности судебной деятельности и участников судопроизводства.
Время семинара: 2 часа
Цель: активизация работы студентов по изучению психологических особенностей судебной деятельности и участников судопроизводства.
Задачи: изучение психологической структуры судебной деятельности, психологической специфики судебного допроса, психологических особенностей участников судопроизводства и специфики их взаимодействия, решение практических задач (8, 10)
|
|
Вопросы для обсуждения:
Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология судьи.
Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного ритуала.
Выработка и реализация позиции по делу.
Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. Организация судебного следствия.
Особенности судебного допроса.
Психологические аспекты судебных прений и судебной речи.
Психология подсудимого.
Психология вынесения приговора.
Психологические особенности судопроизводства по гражданским делам.
Арбитраж.
4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения.
Семинар № 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.
Время семинара 1 час.
Цели:
Закрепить знания студентов о предмете юридической психологии, ее месте в системе психологического знания.
Помочь глубже осознать практическую значимость психологии как науки.
Задачи: изучение развития юридической психологии, ее методологии, а также специфики профессиональной деятельности юриста; решение заданий практических занятий № 1, 5 и тестов (1,5,17, 21, 26, 27, 34, 41, 48).
Вопросы для обсуждения:
История развития юридической психологии.
Методологические проблемы юридической психологии.
Профессия юриста в обществе. Психологические особенности труда юристов.
Профессиональные карьеры юристов.
Техника юридического труда.
Правовое мышление. Правовые задачи и правовые решения.
Семинар № 2. Общение и его закономерности. Специфика их проявлений и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста.
Время семинара: 2 часа.
Цель: Закрепление теоретических знаний об особенностях профессионального общения юристов и выработка практических навыков продуктивного общения.
Задачи: закрепить знания слушателей о психотехнике профессионального и делового общения; рассмотреть факторы, затрудняющие продуктивное общение; познакомиться с психотехникой изучения партнера по общению, решение заданий практического занятия № 6 и тестов (11, 12, 13, 15, 29, 30, 31, 32, 33, 37, 38, 51, 52, 53).
|
|
Вопросы для обсуждения:
Общая психотехника профессионального общения.
Тактика установления и развития межличностных контактов.
Анализ элементов криминального общения
Практические упражнения
Семинар № 3. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий.
Время семинара: 3 часа.
Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.
Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий, решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).
Вопросы для обсуждения:
Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.
Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.
Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.
Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.
Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.
Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.
Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.
Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.
Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.
Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.
Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.
Ложь. Структуру ложного высказывания.
Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.
Возможности пространственной организации общения во время допроса.
Методы разоблачения лжи.
Суть психологической подготовки к очной ставке.
Психологические особенности речи виновного и невиновного.
4.3 Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения.
Семинар № 1. Психология предварительного расследования.
Время семинара: 2 часа
Цель: Закрепить знания студентов о психологических особенностях производства отдельных следственных действий; расширить их представления о возможностях применения психологических знаний при производстве следственных действий.
Задачи: изучение возможности и специфики применения психологических знаний и знаний психолога при производстве отдельных следственных действий решение заданий практического занятия № 9 (задания 1-3) и практических задач (6,7,9).
Вопросы для обсуждения:
Ситуации, и формы использования знаний психолога на этапе предварительного расследования преступления.
Психологические особенности деятельности следователя во время осмотра места происшествия.
Динамический стереотипии его проявление на месте происшествия в поведении преступника.
Инсценировки на месте совершения преступления и их признаки.
Психологические факторы, учитываемые следователем при организации и в ходе проведения следственного эксперимента.
Психологическое воздействие обстановки места происшествия на личность при проверки показаний на месте.
Психологические особенности личности обыскиваемого проявляющиеся в выборе им способов сокрытия искомого.
Объективная и субъективная недоступность искомых предметов, ее влияние на характер поисковой деятельности следователя.
Уловки психологического характера, к которым прибегают обыскиваемые лица с целью обмануть, ввести в заблуждение следователя, проводящего обыск.
Тактико-психологические приемы, методы проверки следователем непроизвольных реакций (так называемых ошибочных действий) обыскиваемого лица.
Основные приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.
Психологические нюансы и ситуации, возникающие при допросе в бесконфликтной ситуации и пути их преодоления.
Ложь. Структуру ложного высказывания.
Поведенческие признаки, свидетельствующие о стремлении допрашиваемого лица ко лжи.
Возможности пространственной организации общения во время допроса.
Методы разоблачения лжи.
Суть психологической подготовки к очной ставке.
Психологические особенности речи виновного и невиновного.
Задачи