Существующая в настоящее время система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации установлена с рядом факторов. Она обеспечивает реализацию прав граждан на участие в государственном управлении непосредственно, так и через представителей. Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом устанавливаются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности. В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
|
|
Систему государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:
- законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- судебные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Его наименование и структура устанавливаются в соответствии с Конституцией Российской федерации. В большинстве случаев законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.
|
|
Судебные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изм. внес. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ// Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) //Российская газета. – 1997. - 6 января. - N 3.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 20 марта 2011 г.) // Российская газета. - 2001. - 22 декабря. - N 249.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ: ФЗ РФ от 14 ноября 2002г. №138-ФЗ // Российская газета. – 2002. - 20 ноября. - N 220.
5. О мировых судьях в Российской Федерации: ФЗ РФ от 11 ноября 1998 г. №188-ФЗ (в ред. от 8 марта 2011 г.) // Российская газета. – 1998. - 22 декабря. - №242.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ РФ от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Российская газета. – 1999. - 19 октября. - №206.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ // Российская газета. – 2002. - 15 июня. - №106.
8. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. №1-П // Российская газета. – 1997. - 6 февраля. - №25.
9. По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. №3-П // Российская газета. – 1998. - 31 января - №19.
10. По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. №91-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2000. - №5.
11. По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. №15-П // Российская газета. – 2000. - 19 декабря. - № 239.
12. О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края: Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 //СПС Консультант плюс
13. Устав Красноярского края: Закон Красноярского края от 05.06.2008 №5-1777 //СПС Консультант плюс
14. Буданов Г.А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики //ЭКО. - 2008. - №6. - С.92-105.
15. Дементьева И.Н. Исследование коррупционных рисков в региональных органах государственной власти //Проблемы развития территории. - 2012. - Т.58. - №2. - С.75-85.
16. Елисеенко Е.А. Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ: автореферат дисс. – М., 2009. – 56 с.
|
|
17. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». – М.: ООО «Новая правовая культура», 2006. – 255 с.
18. Климантова Г.И., Князькова Е.А. К проблеме разграничения компетенций федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления Российской Федерации //Интеграл. - 2011. - №5. - С.90-92.
19. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2011. – 245 с.
20. Нестерова Н.Н. Специфика организации деятельности органов исполнительной власти в регионе //Вестник ТГУ. – 2012. - №11(115). – С.77-82.
21. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие для вузов Издание 3-е, перераб., доп. – Питер, 2013. – 368с.
22. Рыжаков А.П.Правоохранительные органы: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 365 с.
23. Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. – Уфа: РИО БашГУ, 2011. – 490 с.
24. Смоленский М.Б. Конституционное право России: экспресс-справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «Март», 2012. – 288 с.
25. Суменков Г.Н. Социально-политические проблемы реформирования судебной системы современной России: Дисс. на соиск. ученой степени канд. полит. наук. - М.: Московский гос. открытый педагогический университет, 2000. – 110 с.
[1] Елисеенко Е.А. Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах РФ: автореферат дисс. М., 2009. С. 13.
[2] Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие для вузов Издание 3-е, перераб., доп. – Питер, 2013. – С.182.
[3] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ РФ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Российская газета. 1999. - 19 октября. N 206.
|
|
[4] О судебной системе Российской Федерации: ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. 1997. - 6 января. N 3.
[5] О мировых судьях в Российской Федерации: ФЗ РФ от 11 ноября 1998 г. N 188-ФЗ (в ред. от 8 марта 2011 г.) // Российская газета. 1998. - 22 декабря. N 242.
[6] По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000. N 5.
[7] По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П // Российская газета. 1997. - 6 февраля. N 25.
[8] По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П // Российская газета. 1998. - 31 января. N 19.
[9] По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П // Российская газета. 2000. - 19 декабря. N 239.
[10] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ // Российская газета. 2002. - 15 июня. N 106.
[11] Климантова Г.И., Князькова Е.А. К проблеме разграничения компетенций федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления Российской Федерации //Интеграл. - 2011. - №5. - С.90.
[12] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Юристъ, 2011. - С. 88.
[13] Смоленский М.Б. Конституционное право России: экспресс-справочник для студентов вузов. М.: ИКЦ «Март», 2012. - С. 101.
[14] Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. Уфа: РИО БашГУ, 2011. - С. 97.
[15] Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». М.: ООО «Новая правовая культура», 2006. - С. 12.
[16] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристъ, 2011. – С.89.
[17] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изм. внес. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ// Российская газета. 1993. - 25 декабря. № 237.
[18] Нестерова Н.Н. Специфика организации деятельности органов исполнительной власти в регионе //Вестник ТГУ. – 2012. - №11(115). – С.79.
[19] Смоленский М.Б. Конституционное право России: экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ «Март», 2012. - С. 103.
[20] Нестерова Н.Н. Специфика организации деятельности органов исполнительной власти в регионе //Вестник ТГУ. – 2012. - №11(115). – С.80.
[21] Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. - Уфа: РИО БашГУ, 2011. - С. 100.
[22] Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - М.: Юристъ, 2011. - С. 94.
[23] Смоленский М.Б. Конституционное право России: экспресс-справочник для студентов вузов. М.: ИКЦ «Март», 2012. - С. 112.
[24] Суменков Г.Н. Социально-политические проблемы реформирования судебной системы современной России: Дисс. на соиск. ученой степени канд. полит. наук. М.: Московский гос. открытый педагогический университет, 2000. С. 64-65.
[25] Рыжаков А.П.Правоохранительные органы: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 99.
[26] Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 20 марта 2011 г.) // Российская газета. 2001. - 22 декабря. N 249.
[27] Гражданский процессуальный кодекс РФ: ФЗ РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. 2002. - 20 ноября. N 220.
[28] Устав Красноярского края: Закон Красноярского края от 05.06.2008 №5-1777 //СПС Консультант плюс