Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускает, что конституцией (уставом) субъек­та РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. В этом случае высшее должностное лицо субъек­та возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,

Таким образом, данный ФЗ не исключает, что в субъектах РФ в области исполнительной власти могут сложиться следующие ситуа­ции: а) установлена должность руководителя высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ, но не установлена должность руководителя субъекта РФ; б) установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, но не установлена долж­ность руководителя высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ; в) установлены как первая, так и вторая должности[18].

ФЗ находит возможным наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта) устанавливать конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, нацио­нальных и иных традиций. Но он не допускает того, чтобы эти долж­ности одновременно исполнялись разными лицами. А это значит, что если установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, но не установлена должность руководителя высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ, то лицо, из­бранное на первую должность, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РФ[19]. Если же установлена должность руководителя высшего исполнительного органа государственной вла­сти субъекта РФ, но не установлена должность высшего должностно­го лица субъекта РФ, то лицо, избранное на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти РФ, стано­вится высшим должностным лицом субъекта РФ. Если же установле­ны обе должности, то для лица, стремящегося быть официальным ли­дером в субъекте РФ, неважно, на какую должность он будет из­бран. Следовательно, хотя законодатель использу­ет формулу «высшее должностное лицо субъекта Российской Феде­рации (руководитель высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации)», в аналитических целях может быть использовано либо первое обозначение, либо второе.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами, проживающими на территории ее субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого изби­рательного права при тайном голосовании[20].

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъ­екта РФ пассивным избирательным правом на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. При этом лицо, избранное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госу­дарственной власти субъекта РФ), не может быть одновременно депу­татом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятель­ностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой дея­тельностью, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ука­занное лицо:

а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъек­тами Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта Российской Федерации;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законода­тельством субъекта Российской Федерации;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный зако­нодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) ор­гану государственной власти субъекта Российской Федерации кон­ституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации с правом совещательного голоса;

е) осуществляет иные полномочия в соответствии с федераль­ными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Россий­ской Федерации.

При осуществлении своих полномочий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации) обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

На основании и во исполнение названных правовых актов высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановле­ния) и распоряжениякоторые, если они приняты в пределах полно­мочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федера­ции. Вместе с тем, они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

Наименования органов исполнительной власти субъектов РФ различны (Правительство, Кабинет Министров, Администра­ция). Существуют различия в наименовании должностей руководите­лей исполнительной власти субъектов РФ (Председатель, Глава ад­министрации, Губернатор (глава администрации), Мэр и т.д.). Существуют неясности в правовых основах взаимоотношений между главой субъекта РФ и руководителем его высшего исполни­тельного органа. Достаточно сложна структура органа исполнитель­ной власти субъекта РФ[21].

По ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливает­ся система органов исполнительной власти во главе с высшим ис­полнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.А высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, являясь постоянно дейст­вующим, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, конституции (устава), законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ на тер­ритории субъекта России.

Наименование высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Высший исполнительный орган государственной власти субъ­екта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую пе­чать. Его финансирование и финансирование возглавляемых им орга­нов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

В соответствии с Конституцией РФ по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов РФ образуют единую общероссий­скую систему исполнительной власти.

Высший исполнительный орган государственной власти субъ­екта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению ком­плексного социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной поли­тики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения и экологии. В этих целях он:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реали­зации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступно­стью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган го­сударственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъ­екта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, отчеты о выполнении про­грамм социально-экономического развития субъекта РФ для пред­ставления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законода­тельный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собст­венностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, вы­борному или должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, феде­ральным законам и иным нормативным правовым актам, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться по этому поводу в суд;

ж) заключает в соответствии с федеральным законом догово­ры с федеральными органами исполнительной власти о разграниче­нии предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаим­ной передаче части своих полномочий;

з) осуществляет иные полномочия, установленные федераль­ными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной вла­сти, предусмотренными Конституцией РФ (статья 78).

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ могут быть прекращены досрочно[22]. Основания и порядоктакого прекраще­ния полномочий высшего должностного лица субъекта РФ установ­лены в федеральном законодательстве. Согласно статье 19 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации» полномочия высшего должностного лица субъ­екта РФ прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законо­дательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом Российской Фе­дерации;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объяв­ления умершим;

ж) вступления в отношении него в законную силу обвини­тельного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоян­ное место жительства;

и) утраты им гражданства Российской Федерации;

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должност­ному лицу субъекта РФ в случае:

- издания им актов, противоречащих Конституции РФ, феде­ральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

- иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных за­конов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, консти­туции (устава) и законов субъекта, если это повлекло за собой массо­вое нарушение прав и свобод граждан.

Решение законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностно­му лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установ­ленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от ус­тановленного числа депутатов. Если же законодательный (представи­тельный) орган государственной власти субъекта РФ является двух­палатным, то решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от уста­новленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уста­вом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недо­верия высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Юридические последствия решения законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ таковы: немедленная от­ставка высшего должностного лица субъекта и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Однако высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ продолжает действовать до сформирования нового выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или зако­ном субъекта РФ. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ для временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ[23].

При досрочном прекращении полномочий высшего должно­стного лица субъекта РФ уполномоченные на то органы, либо долж­ностные лица в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ назначают внеочередные вы­боры высшего должностного лица субъекта РФ, которые должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досроч­ного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: