Представительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации

В настоящее время федеральное законодательство установило единые требования к порядку организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 16 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав[10], а также п. 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» как минимум половина состава депутатского корпуса регионального парламента либо половина состава одной из его палат должна формироваться на основе пропорциональной избирательной системы. Введение в законодательные акты новой императивной нормы, предписывающей обязательное участие избирательных объединений в выборах депутатов региональных парламентов, направлено на повышение эффективности работы законодательных органов, на усиление роли политических партий в выборах, на формирование стабильной многопартийной системы. Кроме того, с 1 января 2006г. введено в действие положение Закона об основных гарантиях избирательных прав (п. 16 ст. 35), предусматривающее возможность субъектов Федерации устанавливать избирательный барьер - минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов, полученных списком кандидатов. Согласно указанному Федеральному закону такой барьер не может превышать семи процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Есть основания полагать, что данная норма призвана отсеять из состава депутатского корпуса представителей избирательных объединений, незначительных по своей численности и политическому влиянию.

Субъекты РФ имеют органы законодательной власти, образо­ванные на представительной основе. Именно поэтому в законодатель­стве они обозначаются как законодательный (представительный) ор­ган субъекта РФ, хотя, было бы лучше именовать их «местный парламент», а еще лучше, с учетом мировой практики - ле­гислатура[11].

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливают­ся конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Законодательные (представительные) органы государственной власти республик обычно именуются: Государственное собрание (5), Государственный совет (5), Народное собрание (3), Парламент (5), редко Верховный совет (2). В отдельных республиках для обозначе­ния законодательных (представительных) органов государственной власти используются двойные наименования (Государственный совет - Хасэ в Адыгее, Государственное собрание - Курултай в Башкорто­стане, Верховный совет - Хурултай в Хакасии). В Тыве действуют два представительных органа — Верховный Хурал (парламент) и Ве­ликий Хурал (Съезд).

В краях наиболее популярным обозначением является законо­дательное собрание (Алтайский, Краснодарский и Красноярский края). Вместе с тем, используется и наименование «Краевая дума» (Приморский и Хабаровский края). Законодательный (представитель­ный) орган государственной власти Ставропольского края именуется Государственной думой. Рассматриваемые органы в областях чаще именуются Областной думой, реже, в том числе в Еврейской авто­номной области, - Законодательным собранием (16 случаев против 26), иногда - Собрание депутатов, редко - Представительное собра­ние, Областное собрание, Областной совет депутатов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти Москвы - Государственная Дума, Санкт-Петербурга - Го­родская Дума.

В автономных округах принято название «Дума». Лишь в двух автономных округах (Коми-Пермяцком и Ненецком) использу­ется понятие «Законодательное собрание».

В подавляющем большинстве субъектов РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ однопалатные. Лишь в от­дельных республиках (Кабардино-Балкарии, Карелии и Якутии) и од­ной области (Свердловской) законодательные (представительные) органы состоят из двух палат. Число депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, в том числе работающих на постоянной основе, устанавливается не федеральным, а региональ­ным законодательством.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установ­ленного числа депутатов.

Срок полномочий депутатов законодательного (представи­тельного) органа субъекта Российской Федерации одного созыва ус­танавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федера­ции и не может превышать пять лет. На сегодня на пять лет избира­ются лишь депутаты Государственного Собрания Республики Баш­кортостан и Государственного Совета Республики Татарстан, а в ос­тальных субъектах РФ либо на два года, либо на четыре. Причем, на двухлетний срок избираются депутаты в законодательные (предста­вительные) органы государственной власти всех субъектов РФ, кроме 13 республик. В законодательные (представительные) органы госу­дарственной власти Адыгеи, Алтая, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Карелии, Ко­ми, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Тывы, Удмуртии, Чу­вашии депутаты избираются на 4 года[12].

Основные полномочия законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Прежде всего, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию (устав) субъекта Российской Феде­рации и поправки к ним, если иное не установлено конституцией (ус­тавом) этого субъекта;

б) осуществляет законодательное регулирование по предме­там ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместно­го ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конститу­цией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации[13].

Только законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным ли­цом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации));

б) устанавливаются основы организации и деятельности зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы ме­стного самоуправления на территории субъекта Российской Федера­ции; в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оп­ределяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического раз­вития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководите­лем высшего исполнительного органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Фе­дерации, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования и деятельности вне­бюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, ут­верждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения соб­ственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяй­ственных обществ, товариществ и предприятий, иных организацион­но-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъ­екта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения рефе­рендума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законода­тельный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации);

л) устанавливается административно-территориальное уст­ройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) утверждается схема управления субъектом Российской Фе­дерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочи­ям субъекта Российской Федерации.

Обязательно постановлением законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта Российской Феде­рации[14]:

- назначается дата выборов в законодательный (представи­тельный) орган государственной власти субъекта Российской Феде­рации, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного ор­гана государственной власти субъекта Российской Федерации);

- назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) ру­ководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Россий­ской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

- утверждается соглашение об изменении границ субъекта Российской Федерации;

- назначаются на должность судьи конституционного (устав­ного) суда субъекта Российской Федерации;

- оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Кон­ституцией РФ, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий­ской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, уста­новленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то ор­ганами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения соб­ственностью субъекта Российской Федерации;

б) осуществляет иные полномочия, установленные федераль­ными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с кон­ституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации[15].

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридиче­ского лица, имеет гербовую печать. Он самостоятельно решает во­просы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельно­сти. Расходы на обеспечение этой деятельности утверждаются самим законодательным (представительным) органом государственной вла­сти субъекта РФ и предусматриваются отдельной строкой в его бюд­жете.

Полномочия законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае[16]:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске в по­рядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъек­та Российской Федерации;

б) роспуска законодательного (представительного) органа ука­зом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Россий­ской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации), в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, проти­воречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, авто­номной области, автономного округа о неправомочности данного со­става депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) вступления в силу федерального закона о роспуске законо­дательного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации, принимаемого по инициативе Президен­та РФ, в связи с принятием ранее данным органом акта, противоре­чащего актам большей юридической силы.

Если полномочия законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта прекращены досрочно, то в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые должны были проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномо­чий.

Так, часть 1 статьи ФЗ «Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации» устанавлива­ет, что «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно дейст­вующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации». Эта норма частично противоречит Конституции РФ[17], так как по ней носителем суверените­та и единственным источником власти в Российской Федерации явля­ется народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления. А высшим непосредственным выражением власти явля­ются референдум и свободные выборы. Как известно, существуют разные виды референдумов и порой на референдумах принимаются законы (примером тому служит принятие на Всероссийском референ­думе 12 декабря 1993 года Конституции РФ). В этой связи слово «единственным» в приведенной выше норме использовано некор­ректно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: