Орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, признаки, виды

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это учрежденная субъектом Российской Федерации организация или должность, действующая от имени субъекта Российской Федерации на основании нормативно-правовых актов РФ и данного субъекта Федерации, обладающая соответствующей структурой, обособленностью и самостоятельностью, реализующая собственные задачи и функции, обладающая компетенцией, предстающей в виде предметов ведения и полномочий, имеющих властный, общеобязательный характер[1].

Помимо образующих данное определение признаков, к признакам государственного органа необходимо отнести официальное наименование, порядок организации, реорганизации и ликвидации, территорию деятельности, гарантии и ответственность.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ[2].

Содержание ст. 2 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ[3] демонстрирует один из многочисленных подходов законодателя к толкованию категории «система органов государственной власти» (в данном случае в «горизонтальном» отношении, с позиций принципа разделения властей в субъектах Федерации). В то же время конституционный принцип разделения властей представлен здесь в усеченном виде. В данной статье Закона прямо не указана одна из трех ветвей государственной власти - судебная власть. Между тем конструкция данной статьи, предусматривающей открытый перечень органов регионального уровня, допускает возможность создания в субъектах судебных органов. Согласно ч. 4 ст. 4; ст.ст. 27, 28 Закона о судебной системе[4], Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации»[5] к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Наряду с федеральным законодательством порядок организации и деятельности региональных органов конституционной юстиции и мировых судей регламентируется законами субъектов Федерации.

Вместе с тем, как подчеркнул Конституционный Суд РФ в определении от 8 июня 2000 г. N 91-О по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[6], на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определить перечень всех действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию. Конституция РФ непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ.

Формулировка ст. 2 Закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации также допускает возможность создания в регионах органов государственной власти местного уровня. Такое право субъектов Федерации было подтверждено рядом решений Конституционного Суда РФ: постановлением по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»[7], постановлением по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»[8], постановлением по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области[9]. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, система органов государственной власти субъектов Федерации может включать в себя как высшие региональные органы власти (законодательные и исполнительные), так и соответствующие территориальные органы, в том числе органы административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством субъекта. При этом местные органы государственной власти не могут быть образованы на уровне муниципальных образований, где публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: