Междисциплинарные связи культуры регионов России

Одним из основных моментов выявления специфики предмета «Культура регионов России» является осмысление многообразных связей с другими родственными или близкими ему областями научного знания. Изучение культуры регионов России имеет неразрывную связь со многими науками и предметами. Это комплексная дисциплина, включающая изучение истории России, истории культуры России, истории религий, основ православной культуры, истории искусства России, культуры народов России, географии России, этнографии, краеведения, регионоведения, философии русской культуры, музеологии и других. Остановимся подробнее на самых важных из них.

Культура регионов России и История России.

История и культура тесно связаны друг с другом отношением людей к прошлому, настоящему и будущему. Изучение современного развития российского общества, его культуры, особенностей культуры народов, населяющих Россию требуют прежде всего знания ее истории.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Отечественная история изучает закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. Оценки прошлого, настоящего и будущего формируют культурно-историческую ориентацию общества и его личностей. Эта ориентация исторична, то есть меняется с развитием общества. Роль истории и культуры в наше время заключается, в конечном счете, в изменении направления ценностных ориентаций российского общества. Именно поэтому важнейшей частью при изучении культуры регионов России является знание истории нашего государства. Исторические формы российской государственности представлены в следующей таблице:

Таблица № 3. Исторические формы российской государственности.

Название Время существования
Киевская Русь, (Древнерусское государство) 862 г. —1242 г.
Великое княжество Владимирское 1157г. —1389 г.
Княжество Московское 1246 г. — 1389 г.
Великое княжество Московское 1389 г. —1547 г.
Русское царство 16 января 1547 г. — 22 января 1721 г.
Российская империя 22 января 1721г. - 1 сентября 1917 г.
Российская Республика 1 сентября — 25 октября (7 ноября) 1917 г.
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика образована 25 октября (7 ноября) 1917г.. С 1922 г. по 1991 г. в составе СССР
Союз Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. — 26 декабря 1991 г.
Российская Федерация переименование РСФСР с 25 декабря 1991 г. по настоящее время

История России один из важнейших предметов вузовского образования. В рамках нашего курса история, естественно, не рассматривается подробно. С историей России можно ознакомиться по многочисленным учебникам. Но для всестороннего осмысления предмета «Культура регионов России» необходимо вспомнить кратко основные исторические события России, связанные и с ее региональным развитием.

Краткое изложение истории России.

Ранняя история русской государственности связана с историей заселения в I тыс. до н. э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием, в степной полосе — скотоводством. На черноморском побережье в VI—V веках до н. э. возникли греческие колонии, из которых позже были образованы Скифское царство и Боспорское царство. В 552—745 годах часть территории России занимало государство племенного союза тюрков — Тюркский каганат. В середине VII—X веков в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Приазовье располагалось государство Хазарский каганат. В начале VIII века юг современного Приморского края входил в состав государства Бохай.

В 882 году под властью князей Рюриковичей были объединены крупнейшие восточнославянские племенные княжества ильменских словен и полян. Так возникло Древнерусское государство во главе с династией Рюриковичей. Столицей объединённого государства стал город Киев. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских и тюркских племён.

Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, которое боролось за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей. При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов: Русскую Правду. В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие.

В Северо-Восточной Руси с середины XII века возвышается Владимиро-Суздальское княжество. Его правители (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового центра Руси. В Южной Руси самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское.

В 1237— 1240 годах большинство русских княжеств подверглись нашествию монголо-татарских орд Батыя. Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир, Суздаль, Рязань и другие центры Древнерусского государства были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения. Русские княжества стали данниками Золотой Орды и верховный правитель Руси — Великий князь назначался в Золотой орде, которая, манипулируя князьями в своих политических интересах, назначала их произвольно. Этот период вошёл в историю как монголо-татарское иго. Новгородские земли в XIII веке вступили в серию военных конфликтов с рыцарями-крестоносцами и шведами за право доминирования в Восточной Прибалтике. Но призванный вечем и посадниками князь Александр Ярославич Невский нанёс поражение шведским отрядам, высадившимся на Неве в 1240 году, а затем разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году. Галицкая земля с середины XIV века была захвачена Польшей, в то время как большая часть земель Древней Руси вошла в состав Великого Княжества Литовского.

С начала XIV века среди русских княжеств постепенно формируется новый центр — Московское княжество. Московские князья сумели победить в борьбе за владимирское великое княжение, ярлык на которое давали ханы Золотой Орды. Владимирский великий князь выступал сборщиком дани и верховным правителем в пределах Северо-Восточной Руси и Новгорода. С 1363 года ярлык стал вручаться только князьям московского дома. Тем временем ослабление Золотой Орды привело к её распаду в середине XV века на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

При Иване III Москва перестала платить дань Орде. После «стояния на реке Угре» в 1480 году русского и татарского войск, хан Ахмат не решился на битву и отступил, после чего вскоре был убит ханом Сибирского улуса. Так завершилось ордынское иго. В 1497 году был издан свод законов русского государства — Судебник, закрепивший принадлежность крестьян помещикам. Князь Василий III завершил объединение русских земель, вёл войны с Литвой и Казанью.

При Иване IV Грозном, впервые принявшим титул царя, в состав Московского государства вошли Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Бояре из вотчинников (собственников земли) превратились в помещиков (держателей поместья — надела, за который они обязаны нести военную службу) и слились по своему статусу с сословием служилых людей. Государство поставило своей целью собирание всех русских земель, потерянных в результате татаро-монгольского ига и польско-литовской экспансии, а также защиту своих южных рубежей от набегов степных кочевников. Это привело к быстрому развитию поместной системы, ставшей основой дворянского конного войска. Сформировалось пешее стрелецкое войско, вооружённое огнестрельным оружием. В особых случаях для решения государственных дел собирались всесословные Земские Соборы. В конце XVI — середине XVII веков оформилось крепостное право (с сильным опозданием по сравнению со странами Центральной и Западной Европы).

В 1558—1583 годах Россия вела Ливонскую войну с Литвой за выход к Балтийскому морю, которая закончилась неудачно для русской стороны. По берегам Дона, Терека и реки Урал стали появляться казачьи поселения, в 1570 году было основано Донское казачье войско, в 1571 году — Уральское казачье войско, в 1577 году — Терское казачье войско.

С похода казачьего атамана Ермака в 1581 году началось покорение Сибири. Походы Ермака и других казачьих атаманов в Сибирь наряду с завоеванием Россией Казанского и Астраханского ханств и земель Ногайской орды позволили ей поглотить большую часть земель Золотой Орды. В борьбе за «ордынское наследство» Россия столкнулась с сильным противником — Крымским ханством — бывшим улусом Золотой Орды. Южные русские земли на протяжении XVI и XVII веков подвергались набегам степных кочевников и крымских татар, продававших захваченных пленников на невольничьих рынках. От этих набегов России пришлось защищаться, строя вдоль своих южных рубежей мощную Засечную черту. В 1571 году крымский хан Девлет I Гирей с огромным войском сжёг Москву, а большую часть её жителей уничтожил или увёл в плен. В следующем 1572 году русское войско в битве при с. Молоди (в нескольких десятках километрах от Москвы) уничтожило 120 тысячное крымско-турецкое войско, шедшее на Русь с целью её окончательного порабощения. В этой битве погибло практически все мужское население Крыма, что значительно подорвало военно-политические силы Крымского ханства. Фактически сражение при Молодях стало последней великой битвой Руси со степью. Эта победа, мало известная, но заслуженно стоящая в одном ряду с битвами на Куликовом поле и под Полтавой, Бородинским сражением, позволила отнести Засечную линию на несколько сотен километров на юг. Был заложен Воронеж, крепость в Ельце, ставшие важными форпостами растущего русского государства.

В начале XVII века в России началась Смута, закончившаяся созывом всенародного ополчения, разгромом польских интервентов и соборным избранием на царство династии Романовых (21 февраля 1613 года). В царствование Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, русские казаки начали осваивать Восточную Сибирь, вышли к Тихому океану. К середине XVII века русские поселения появились в Приамурье, на побережье Охотского моря, на Чукотке. В 1654 году Украина на правах автономии вошла в состав Российского государства. В царствование Алексея Михайловича усилилось влияние Запада, где в это время бурно развивался торговый капитализм и происходило быстрое накопление капитала. Стало очевидным технологическое и военное превосходство западноевропейских стран, приступивших к колониальным захватам по всему миру. Россия, отрезанная от морской торговли и практически лишённая портов, нуждалась в выходе к незамерзающим морям, в новой организации армии, в эффективнейших органах управления.

Царь Пётр I провёл радикальные изменения во внутренней и внешней политике государства. В результате Северной войны 1700—1721 годов была разгромлена мощная шведская армия и были возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI века. В устье Невы был построен город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году была перенесена столица России. Приведенная ниже таблица показывает время существования разных городов в качестве столиц на территории русского государства.

Таблица № 4. Столицы России.

Столица Время существования
Новгород 862—882
Киев 882—1243
Владимир 1243—1389
Москва 1389—1612
Ярославль  
Москва 1612—1712
Санкт-Петербург С 21 мая 1712—1728
Москва 1728—1732
Санкт-Петербург (с 18 августа 1914 года назывался Петроград) 1732—1918
Москва с 12 марта 1918 года по настоящее время

Реформы Петра I привели к модернизации армии, государственного аппарата и образования. В России установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась даже церковь (через обер-прокурора Священного Синода). Боярство потеряло остатки самостоятельности и превратилось в дворянство. После смерти Петра I началась эпоха дворцовых переворотов, характеризовавшаяся дворянской олигархией и частыми сменами императоров.

При императрице Елизавете Петровне власть в России стабилизовалась. Был основан Московский университет. Русская армия успешно воевала против Пруссии в Семилетней войне (1756—1763).

При императрице Екатерине Великой Россия успешно воевала с Турцией за выход к Чёрному морю, появились бумажные деньги (ассигнации), в России поселилось множество иностранцев, началось освоение Америки. Были окончательно присоединены Украина и Белоруссия в результате разделов Речи посполитой.

В 1796 году умирает Екатерина II и на престол восходит Павел I. Он начинает свое царствование с ломки порядков екатерининского правления. Павел установил новый порядок престолонаследия, исключавший попадание женщин на трон. В дворянских кругах росло недовольство его политикой, что привело в 1801 году к его убийству.

В конце XVIII века Россия вступила в коалицию против революционной Франции и участвовала в Наполеоновских войнах. После поражения союзников в Европе началась Отечественная война 1812 года. Несмотря на взятие Наполеоном Москвы, война закончилась разгромом его полумиллионной армии. В 1813 году русская армия освободила Германию от французской оккупации и вошла в Париж.

После окончания войны в Россию проникли революционные идеи, вылившиеся в неудавшееся Восстание декабристов в 1825 году. Напуганный восстанием Николай I сосредоточил усилия на жёстком утверждении режима личной власти, контроле над политической, экономической и культурной жизнью страны.

Стремясь установить нормальное сообщение с Грузией, вошедшей в российское подданство в 1801 году, Россия вела длительные войны против кавказских горцев (Кавказская война). Казахские жузы (племенные союзы) вошли в состав России добровольно, однако присоединение Бухарского и Хивинского ханств произошло военным путём. Россия потерпела поражение в Крымской войне (1853—1856), где против неё выступили ведущие западные державы, обладавшие существенным военно-техническим превосходством.

При императоре Александре II в России было отменено крепостное право (в 1861 году) и проведён ряд либеральных реформ, целью которых была окончательная ликвидация феодальных пережитков. Ускорив модернизацию страны, реформы 1860—1870-х годов доказали плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Однако эти реформы инициировались лишь частью элиты и не имели массовой поддержки. Они учитывали интересы помещиков, а не крестьян, что предопределило сохранение пережитков крепостничества (крупного дворянского землевладения, земельной неустроенности крестьян, отработочной системы, напоминавшей барщину, выкупных платежей, общины) и элементов традиционных структур, в частности — самодержавия.

В этот период Россия защищает южных славян от турецкого ига. В результате Русско-турецкой войны (1877—1878 гг.), русская армия помогла освободиться балканским странам (Болгарии, Сербии, Черногории) от многовекового турецкого ига.

Александр III, потрясённый смертью родителя, через два месяца после вступления на престол подписал Манифест, подтверждавший незыблемость самодержавия и содержащий критическую оценку преобразований царствования отца. Радикалы подверглись репрессиям; причастность к революционной деятельности могла караться смертной казнью. Для усиления контроля над земствами был учреждён институт земских начальников (1889), сокращено представительство крестьян в земствах (1890), урезана самостоятельность городских дум (1892). Резкое насильственное «успокоение» страны дополнялось у Александра III стремлением к мирному урегулированию международных конфликтов (встречи в Гааге), сближению с Великобританией (1887) и Францией (1893), что позволило ему получить прозвание «Миротворца», вполне разделяемое консервативной частью русских дворян.

Конец XIX — начало XX веков — период быстрого экономического роста. Донецкий бассейн стал центром тяжёлой промышленности. Появились политические партии, как реформаторские (кадеты и др.), так и революционные (эсеры, большевики). В 1904—1905 годах Российская империя потерпела жестокое и унизительное поражение в Русско-японской войне на Дальнем Востоке, однако благодаря усилиям Ю.С.Витте потери в войне были минимальны. В это же время в стране происходят массовые беспорядки, порождённые экономической и политической ситуацией (Революция 1905—1907 годов в России). В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. В 1917 году в результате Февральской Революции монархия пала. Царь Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, но тот не захотел принять правление. В результате власть перешла к Временному правительству во главе с Александром Керенским. По его декрету 1 (14) сентября 1917 года Российская империя была преобразована в Российскую Республику.

После Февральской революции 1917 года новое революционное Временное правительство не смогло восстановить порядок в стране, что в совокупности с продолжающейся мировой войной привело к нарастанию политического хаоса, в результате которого власть в России захватила партия большевиков (РСДРП(б)) под руководством Владимира Ленина, в союзе с левыми эсерами и анархистами (Октябрьская революция 1917). В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской Республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

Верховным органом власти были провозглашены Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполнительную власть осуществляли народные комиссары. Реформы советского правительства заключались, главным образом, в прекращении войны (Декрет о мире), ликвидации частной собственности и обобществлении собственности, принадлежащей капиталистам и помещикам (Декрет о земле). Большевики нередко прибегали к крайним мерам в борьбе против того, что олицетворяло для них прежнюю Россию. Были подвергнуты репрессиям религия, казачество, и большинство других форм организации общества, неподконтрольных новой власти.

Противники большевиков («белые») сражались против их сторонников («красных») в течение 1918—1922 годов (Гражданская война). В ходе войны из состава России вышли Польша и Финляндия. Не получив поддержки у народных масс, Белое движение потерпело поражение в войне.

30 декабря 1922 года Советская Россия РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и Закавказской Федерацией (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

В 1922—1929 годах в государстве проводилась Новая Экономическая Политика (НЭП). После смерти Ленина обостряется внутриполитическая борьба, в результате которой к власти приходит Иосиф Сталин. После уничтожения своих политических соперников в стране им вводится диктатура.

В 1929—1939 годах в государстве проводилась индустриализация, приведшая к значительному увеличению её промышленного и технического потенциала. В сельской местности была проведена масштабная коллективизация, вызвавшая недовольство крестьян и массовый голод.

Приоритетное развитие тяжёлой промышленности и ликвидация мелкотоварного производства привели к неравномерному развитию отраслей народного хозяйства СССР. Всё это стало причиной большого дефицита потребительских товаров и продуктов питания. Разрушение рыночных механизмов и проведение властями радикального изменения социальной структуры общества вызывали необходимость создания тоталитарного государства.

В 1930-х годах Сталин проводит чистку партийного аппарата. В государстве продолжаются массовые репрессии. Создаётся система ГУЛАГа.

В 1939—1940 годах в результате некоторых военно-политических акций, а также раздела Польши, к СССР были присоединены территории: Западная Белоруссия, Западная Украина, Молдавия, Западная Карелия, Прибалтика. В связи с агрессией против Финляндии, СССР был исключён из Лиги Наций.

22 июня 1941 года внезапным нападением нацистской Германии началась Великая Отечественная война. Изначально Германия и её союзники смогли добиться больших успехов и захватить огромные территории, однако так и не смогли овладеть Москвой, в результате чего война обрела затяжной характер. В ходе переломных битв под Сталинградом и Курском советские войска перешли в наступление и разгромили немецкую армию, победоносно завершив войну в мае 1945 года взятием Берлина.

В 1945 году, в результате боевых действий против Японии, были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова. Всего в ходе военных действий и в результате оккупации в СССР погибло по подсчётам историков около 30 млн. человек.

В результате войны в странах Восточной Европы (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, ГДР) были установлены коммунистические режимы, находившиеся в полной зависимости от СССР. Возникла организация Варшавского договора, резко обострились отношения с Западом.

Противостояние между СССР и странами соцлагеря с одной стороны, и США и Западной Европой — с другой вылились в Холодную войну. Началом холодной войны считается выступление Уинстона Черчилля в американском городе Фултоне в марте 1946 года, на котором он обвинил СССР в расколе Европы и безграничном распространении своей идеологии. Термин «холодная война» принадлежит президенту США Гарри Трумэну, объявившему в 1947 году «поход против коммунизма». Значительная часть бюджета СССР (также как и в США) расходовалась на гонку вооружений.

В 1962 году накал холодной войны достиг пика при Карибском кризисе, когда она чуть не перешла в ядерную войну между двумя сверхдержавами. После разрешения конфликта стороны проводили политику «разрядки».

Период, когда Леонид Брежнев возглавлял партию, и вместе с нею государство, называют «эпохой застоя», так как он означал стабильность, но одновременно и отставание от западных стран в технологическом плане. После смерти Брежнева в 1982 году новый генеральный секретарь Ю. В. Андропов предпринимает попытки реформ, ужесточения дисциплинарной ответственности, однако менее чем через два года умирает. После смерти следующего генсека Черненко в 1985 году к власти приходит относительно молодой Горбачёв, который проводит антиалкогольную кампанию, объявляет гласность, а затем перестройку.

С 1985 года с приходом к власти Михаила Горбачева, в СССР была объявлена политика Перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге это привело к углублению кризиса в стране. В период 1988—1991 сильно увеличился товарный дефицит; впервые с 1947 года была введена карточная система. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов. Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете республики.

18 августа 1991 года группа высокопоставленных функционеров организует попытку спасения советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем «Августовский путч», а инициативная группа как Государственный комитет по чрезвычайному положению. Его целью была отмена демократических преобразований 1990—1991 годов и предотвращение распада страны. Однако 21 августа ГКЧП ввиду массовых акций протеста отдал приказ о выводе войск из Москвы, что означало фактический провал путча. В последующие дни целый ряд союзных республик провозгласили независимость, что предрешило судьбу СССР. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в СМИ обычно именуемое Беловежским соглашением, в котором три республики, «как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года», констатировали, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». В сравнении с СССР, территория Российской Федерации меньше на 24 % (с 22,4 до 17 млн. км²), а население меньше на 49 % (с 290 до 148 млн. чел.), из них русских на 16 % (с 137 до 116 млн. чел.)

Политическое строительство сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения.

3—4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а в декабре вступает в действие Конституция, закрепляющая новое положение вещей.

В первой половине 90-х годов большое количество предприятий было денационализировано: путём ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, это не помогло покрыть огромный государственный долг. В августе 1998 года произошёл обвал курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств. Дефолт 1998 года ещё более усугубил положение граждан, однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность российской экономики. Начиная с 1999 года в России наблюдался экономический рост. Темпы роста российской экономики увеличиваются в начале 2000-х, чему способствует повышение мировых цен на нефть, а также политическая стабильность.

В сентябре 2005 в России запускаются «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранения, образования, жилищной политики и сельского хозяйства. В 2006 г. на эти программы выделяется 161 млрд. рублей, в 2007—206 млрд.

С 2007 года в стране проводится политический курс на укрепление центральной и ослабление региональных властей (укрепление вертикали власти), национализации некоторых предприятий.

При изучении культуры регионов России история России рассматривается, прежде всего, в культурологическом измерении. Смысл знания истории России в данном случае заключается в том, чтобы продемонстрировать каким образом исторические события отражались в культуре и, обратно, как культура того или иного периода преломлялась в исторических событиях эпохи, предопределяя их конкретный облик. А также для того, чтобы показать единство культурно-исторического процесса, неразрывную связь событий истории и событий культуры, раскрыть особенности российской ментальности, обусловленные теми или иными культурно-историческими событиями, сравнить сходные культурные процессы в различных исторических периодах, проследить связь прошлого и настоящего России как в синхронном, так и в диахронном измерениях.

Культура регионов России и История культуры России.

Культура России признана одной из самых богатых и многогранных культур мира. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке и православии, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии русской культуры сыграли Украина и Белоруссия, а также и другие славянские страны, такие как Сербия и Польша. Большую роль в развитии культуры России играет культура крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие. Россия – страна огромнейшего культурного потенциала, представляющая крупнейшее число памятников культуры, включенных в список всемирного наследия Юнеско.

Таблица № 4. Объекты российской Федерации, включенные в список Всемирного наследия Юнеско.

Название Местоположение Время создания Год внесения в список ЮНЕСКО
  Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения Санкт-Петербург XVIII вв.  
  Архитектурный ансамбль Кижского погоста Республика Карелия XVIII-XIX вв.  
  Московский Кремль и Красная площадь Москва XIII—XVII вв.  
  Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей Великий Новгород IX вв.  
  Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» Архангельская область XV вв.  
  Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше Владимирская область XII- XIII вв  
  Церковь Вознесения в Коломенском Москва XVI вв.  
  Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры Сергиев Посад XIV вв.  
  Девственные леса Коми Коми    
  Озеро Байкал Иркутская область, Республика Бурятия _____  
  Вулканы Камчатки Камчатский край _____  
  Горный хребет Сихотэ-Алинь Приморский край _____  
  Алтайские горы Республика Алтай _____  
  Бассейн Убсу-Нура Республика Тыва (совместно с Монголией) _____  
  Западный Кавказ Кавказ _____  
  Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» Казань XVI- XIX вв.  
  Ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодская область XIV вв.  
  Куршская коса Калининградская область (совместно с Литвой) _____  
  Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента Дагестан VI в.  
  Остров Врангеля Россия, Северный Ледовитый океан _____  
  Ансамбль Новодевичьего монастыря Москва XVI в.  
  Исторический центр города Ярославль Ярославль XVI в.  
  Геодезическая дуга Струве   Белоруссия, Эстония, Россия, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Молдавия, Швеция, Украина XIX в.  

Если окинуть взглядом всю историю культуры нашего народа, в особенности, духовной, то можно обнаружить в ней присутствие различных «слоев». Всякий раз при попытке сделать тот или иной однозначный вывод оказывается, что на любом важном этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы «двоится», являя то одно, то другое лицо. «Языческое» и «христианское», «оседлое» и «кочевое», «религиозное» и «светское», «европейское» и «азиатское», «общинно-коллективистское» и «частнособственническое». Эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и фактически сохраняются до настоящего времени. Можно привести еще некоторые противоположности, характерные для русской культуры: мягкость – жёсткость, альтруизм – эгоизм, смирение – бунт, природная стихийность – монашеский аскетизм, народное – элитарное, высокое (классическое) – обыденное (массовое, коммерческое) и т. д.

Проследим кратко исторический путь развития русской культуры.

Первая фаза истории русской культуры охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования.

Вторая фаза — христианская, охватывает тысячу лет христианского государственного существования. Ее можно подразделить на три периода: Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта этого периода - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Октябрьской революции, когда царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советской культуры становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация направлена на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Ее нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества можно считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальная культура внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства. Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего – взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ. В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, устанавливающие и диктующие мировоззренческие и культурные ценности.

Культура регионов России и История религий.

История религии каждого отдельного народа России в значительной мере отражает степень его культурного развития и известный период его исторического существования. Это вполне естественно, так как религиозные верования и формы культа накладывают известный отпечаток на быт народа, общее его мировоззрение, нравственные понятия и т.д. С другой стороны, и цивилизация в значительной мере определяет характер религиозных понятий и богослужебного культа. Поэтому у каждого народа замечается полный параллелизм в ходе культурного роста и религиозного развития.

Общая задача истории религии состоит в том, чтобы исторически осветить такое крупное явление человеческой жизни как религия. Религия (от лат. religio - буквально «связь») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом, и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Религия имеет дело с такими вопросами, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни.

Россия — огромная многонациональная страна. Каждый из населяющих ее народов характеризуется культурными, религиозными и бытовыми особенностями. Эти особенности являются результатом многовековой истории развития каждого народа.

Так исторически сложилось, что территория бывшего СССР имела исключительно сложный и пестрый этнический и культурно-исторический облик. В России живут представители разных религиозных конфессий, но самой распространенной религией среди верующего населения РФ является православное христианство, сыгравшее важнейшую роль в формировании русского государства. После распада СССР и отмены обязательного, государственного атеизма количество верующих увеличивается с каждым годом. Сейчас до 50% россиян посещают православные храмы. Своей верой русские наделили и многие другие народы, живущие ныне в нашей стране. Значение религии оказалось настолько велико, что представители некоторых народов (например — мордвы), приняв крещение, начинали считать себя русскими.

Кроме того, на территории России проживают мусульмане (татары, башкиры, многие жители северокавказских республик), буддисты (буряты, тувинцы, калмыки), а также католики и представители ряда других конфессий.

В следующей таблице отражен конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению)

Таблица № 5. Конфессиональный состав России.

Отношение к религии Российская империя (1897) СССР (1991) Россия (сер. 1990)
Православные (без старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн.)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн.)
Мусульмане 11,2 18,5 10-13 (15-20 млн.)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн.)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (около 1 млн.)
Последователи новых религиозных движений     0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие   около 50,0 около 50,0

Уникальная особенность отечественной национальной истории заключается в том, что на протяжении тысячи лет в России традиционные религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения. Наша страна – это одно из тех редких многорелигиозных и многонациональных государств, в истории которых отсутствуют религиозные войны, хорошо известные, например, Западной Европе.

Исходя из этнического принципа исчисления религиозной принадлежности, сейчас в России: 120 млн. православных, 600 тысяч католиков, более миллиона верующих Армянской Апостольской Церкви, 14 миллионов мусульман, 230 тысяч иудаистов и 900 тысяч буддистов.

Необходимо в нашем обзоре упомянуть также ещё одну христианскую конфессию, драматический упадок которой за последние 85 лет представляет собой в своём роде удивительный феномен – это старообрядчество. По предреволюционным данным в России старообрядцы составляли 10% населения. Опросы последних лет говорят о менее, чем 1 % населения России, людей идентифицирующих себя со старообрядчеством (староверием). Таким образом, староверие, представлявшее перед Революцией мощную, не только религиозную, но и культурную, политическую и экономическую силу, сократилось до маргинального еле заметного слоя населения страны. Мало не только практикующих свою веру староверов, мало потомков староверов, ощущающих свою культурную и духовную связь с верой предков.

Второй по численности и влиянию религией в России после христианства является ислам.

В соответствии с данными различных опросов число людей называющих себя мусульманами колеблется от 4% до 6%, т. е. от 6 до 9 млн. человек. Согласно одному из общероссийских опросов городского населения 1991 г. мусульманами себя считают 67% татар и 48% башкир-горожан. По данным социологического исследования Татарии мусульманами считают себя 89% татар.

Доисламские верования оказывали и продолжают оказывать влияние на образ жизни кабардинцев, черкесов и адыгов. Для них характерно одновременное почитание языческих, христианских и мусульманских божеств (джинов), при этом последние две категории, как правило, мифологизируются и приобретают определенные черты языческих культов. У кабардинцев, черкесов и адыгов отмечается сильное влияние местных верований и традиций, а мусульманские обряды тесно переплетаются с народными. Важнейшую роль до настоящего времени в жизни этих народов играют народные традиции и обычаи – «адаты», выполняющие роль своего рода «парарелигии». В первую очередь это адыгский кодекс морали и чести «адыгэ-хабзэ», имеющий в основном языческое происхождение. Во многих случаях этот кодекс считается важнее мусульманских обычаев и шариата. В этой системе этических норм важное место занимают традиции почитания старших («власть старшего равна власти Бога»), культ предков, воинская доблесть («из адыгского воина также трудно сделать муллу, как из турецкого муллы – воина»), почитание гостя, культ семьи, а также обряды, связанные с пищей («пища важнее Корана»). В селах древние народные обычаи сохранялись на протяжении всех лет советской власти и заметно усилились в последние годы. Единственным обрядом, в котором в большой степени сильна мусульманская традиция, остаются похороны (хотя и этот обряд в определенной мере дополнен домусульманскими обычаями). По данным социологического опроса 1999-2000 гг. только 35% адыгов «считают себя приверженцами ислама».

Народы Дагестана, чеченцы и ингуши, наоборот, демонстрируют почти поголовную приверженность исламу.

Официальная численность евреев в России по данным последней переписи – 233 439 чел. Исходя из иудаистского вероучения, все они должны считаться иудаистами. Однако социологические опросы показывают, что среди российских евреев многие (25%) считают себя христианами различных деноминаций. Среди евреев больше всего людей, считающих себя атеистами, не связывающими себя ни с какой религиозной традицией (23%), буддистов среди них также сравнительно много (2%). Иудаистами в этом опросе назвали себя только 8% евреев, это около 20 тыс. человек.

Всероссийские опросы демонстрируют число буддистов в нашей стране около 1% населения. Данные социологических исследований в одной из традиционно буддистских республик – в Калмыкии говорят, например, о том, что вообще верующими и принадлежащими к какой-либо религии называют себя только 60 % коренного населения (около 100 тысяч чел.). Верующие калмыки – это не только буддисты, но и православные и протестанты, сторонники восточных учений и т.д.

Среди бурят и тувинцев велико число шаманистов, некоторые из них одновременно считают себя буддистами – некоторые – нет. Среди русских и представителей других народов, исторически не связанных с буддистской традицией, существует заметная группа людей, считающих себя буддистами. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, около 1% в ходе опросов заявляют себя буддистами.

Подсчет сторонников новых религиозных движений (НРД) представляет собой большие сложности. Среди НРД существуют дисциплинированные организации, имеющие жесткое членство. Разнобой в оценках численность этих организаций не очень велик. Самая крупная из них – «Свидетели Иеговы», насчитывающая в 1998 г. 255 тыс. человек. Две другие организации НРД – Общество Сознания Кришны (вайшнавы) и Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) насчитывают до 10 тыс. чел. Но жестко организованные, авторитарно управляемые НРД - это совсем небольшое количество новых религиозных течений.

Широко распространены в НРД сильно примитивизированные восточные верования или их фрагменты. В первую очередь, всякого рода заимствования из буддизма, индуизма, йоги. Особую роль в адаптации всякого рода восточных верований к условиям современной России играет рериховское движение, возникшее ещё до перестройки. Организованное обычно в форме различного рода клубов и ассоциаций, в чистом виде оно не структурировалось в жёсткие, дисциплинированные организации, но во многом способствует развитию интереса к «учителям Востока».

Важнейший мировоззренческий элемент нынешнего религиозного сознания российских граждан – псевдонаучные идеологии, которые часто легко вплетаются в совершенно первобытные идейные конструкции. Вера в НЛО (охватывающая, по данным опросов, 70% российских горожан), снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями – лишь самое заметное из этого ряда. Существуют всякого рода теории (вернее сказать, поверья) о неких великих учёных, способных изменять всё мироздание как в лучшую, так и в худшую сторону. Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души или средства достижения безграничной власти над окружающими. Вера в астрологию захватила большую часть общества (среди горожан России в неё верят более 60%). Достижение «эпохи Водолея» и формирование высшей «расы Водолея» – идеи, легко интерпретирующие и конец света, и личное избранничество.

Влияние религии на все стороны человеческой жизни до такой степени широко и глубоко, что едва ли возможно уяснить себе быт известного народа, его моральные и правовые понятия, распорядок всей его обыденной жизни, если не будет понята самая главная основа всей его жизни – религия. Именно поэтому при изучении культуры регионов России значительную роль приобретают знания религиозных верований и представлений различных национальностей.

Культура регионов России и Основы православной культуры.

Обратим особое внимание на связь культуры регионов России и православной культуры.

Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу. Искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их.

В настоящее время Россия — светское государство. Конституция Российской Федерации гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях «О свободе вероисповеданий»). В преамбуле этот закон содержит признание «особой роли православия в истории России».

С конца 1990-х годов ведётся общественная дискуссия о допустимости введения в программы государственных школ «Основ православной культуры».

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Важнейшими элементами православной духовности являются идея соборности, созерцание и духовное подвижничество.

Именно идея соборности или «общинности» сближала Русь с Византией. В отличие от западного человека, который живет в своем индивидуалистическом пространстве, основу сознания русского человека составляло преобладание всеобщего над индивидуальным. Соборное сознание – это сознание единства, осознание каждой личностью своей включенности в это единство.

Еще одной отличительной особенностью русской национальной формы сознания является созерцательность. Если основным «девизом» миросозерцания западного человека был: «Воля и труд человека дивные дивы творят», то православие, напротив, подавляло, сводило на нет социальную активность. Взамен предлагаются отрешение от мирских страстей, умиротворение, которое человек может достичь, созерцая гармонию окружающего мира, природы, духовное движение – самоуглубление и внутреннее самосовершенствование.

Патриотизм и верность Православию у русского народа естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям и с некоторым равнодушием к материальным потерям. Православный народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность.

Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Достойно нести и воплощать эти высочайшие идеалы в человеческом мире, где реализуется множество иных личных, национальных, политических и социально-культурных идей, очень непросто. По этому поводу Ф. М. Достоевский писал: «...народ русский в огромном большинстве своём православен и живёт идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно».

Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. Так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру и мировоззрение. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими, а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещен колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России.

С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и сейчас живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям.

Культура регионов России и История русского искусства.

История русского искусства отражает бурную историю страны и ее географическое положение между Востоком и Западом. Постоянно возникают дискуссии по поводу его сущности: является ли оно своеобразным воплощением западноевропейских традиций или представляет собой совершенно оригинальный феномен. Искусство – это вид духовного освоения действительности, художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, телевидение. В первоначальном смысле слово «искусство» означало всякое мастерство. В искусстве рождаются образы, а не понятия. Этим оно отличается от науки. Искусство самостоятельно и не подчиняется другим формам общественного сознания.

Несмотря на продолжительные споры о прошлом, настоящем и будущем русского искусства, все его исследователи сходятся в том, что русское искусство – органическая часть мирового. Русское искусство, как и всякое другое национальное искусство, отличается этническим своеобразием, которое определяется многими факторами этнического, географического, исторического характера, внутренними процессами и внешним влиянием. Его пограничное положение между Западом и Востоком определило его евразийский характер, наличие в русском искусстве различных культурно-этнических компонентов.

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обладавшая достаточно развитым культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный расцвет культуры и искусства. Это не было результатом простого заимствования: творчески переработав разнообразные влияния (византийское, южнослвянское, частично романское и восточное), Древня Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры и искусства различных восточнославянских земель – великорусского, украинского и белорусского народов.

Невосполним урон, нанесенный отечественному искусству во время монголо-татарского разорения: никогда не увидеть нам погибших в пожарищах XIII-XV вв. творений русских писателей, зодчих, художников; столь же невозможно компенсировать замедление темпов историко-культурного развития Руси в то время, когда Европа переживала Ренессанс, и это, пожалуй, самое трагичное последствие иноземного ига. Но, будучи в значительной мере изолированной от Западной Европы, Русь и в тяжелую пору ордынского господства не порывала культурных связей с Византией, с христианскими странами балканского полуострова – Болгарией, Сербией и другими. Несмотря на известные потери, возрождавшееся русское искусство сохранило лучшие национальные традиции и европейский характер. Об этом свидетельствует восстановление международных связей в конце XV-XVII вв. В этой связи восемнадцатое столетие явилось важным этапом становления национального искусства. Если первая половина отмечена победой светского начала в искусстве и одновременно значительным усилением внешних заимствований, то вторая половина столетия была ознаменована органичным вхождением русского искусства в общеевропейский культурный процесс, утверждением идеалов просветительства, причем в России наряду с общими для всей Европы гуманистическими принципами особенно остро осознавалась идея раскрепощения человеческой личности.

Наметившиеся в XVIII веке задачи национальной консолидации в основном были решены в первой половине XIX века. С этого времени русское искусство сделалось активным участником мирового культурного развития. Предреформенная эпоха связна со значительными изменениями условий труда и жизни населении, ростом культурных потребностей общества: капиталистическое производство требовало не только совершенствования системы образовании, но и более высокого уровня культуры населения в целом. Все это, безусловно, способствовало ускорению процесса демократизации русской культуры и искусства.

В сложной и быстро меняющейся социально-политической обстановке на рубеже XIX-XX вв. культурно-исторический процесс в России как бы распадался на несколько течений: с одной стороны он был отмечен развитием лучших демократических традиций, а с другой – сомнениями, мятежными и противоречивыми исканиями, борьбой в различных сферах культуры и искусства (философия и поэзия, наука и религиозно-мистические искания, образование и оккультизм). Невероятный творческий подъем привел к возникновению мощного, но достаточно изолированного культурного пласта (в узком смысле – искусство «серебряного века») с присущими ему интеллектуализмом и элитарностью, в свое время далекого не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции, но положившего начало новому направлению в искусстве России. Вместе с тем, происходила дальнейшая интеграция русского искусство в мировое – явление столь характерное для XX века.

Рассмотрим кратко историю развития русского искусства на примере живописи:

Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами. Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи сохранились до настоящего времени. Использование приемов стилизации и яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца XIX - начала XX в.

В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В XIV-XV вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас, отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком, оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров-иконописцев приглашали из-за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы. Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине XII в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей степени следуют иконографии и стилю византийских образцов. Мозаики в киевском соборе Святой Софии тоже были выполнены византийскими мастерами. В больших храмах других городов, находившихся к северу от Киева, мозаик не делали. Так, Софийский собор в Новгороде (1045-1050) был украшен гораздо менее дорогостоящими фресками.

В 1240 монгольское нашествие опустошило Киев и другие русские города и сделало практически невозможными контакты с Византией. Почти полное отсутствие внешних культурных влияний способствовало развитию региональных школ живописи, среди которых особенно выделяются московская, новгородская и псковская.

С конца XIV в. Москва стала культурным центром единого русского государства. Здесь работали три великих мастера древнерусской живописи: Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), Андрей Рублев (1360/1370 - ум. 1427/1430) и Дионисий (ок. 1440 - после 1502/1503), чьи иконы и фрески стали воплощением на русской почве идей духовного восхождения и единения с Богом через отказ от всего внешнего и суетного и обретение внутренней гармонии.

В 1551 Стоглавый Собор установил строгие каноны, которым должны были следовать иконописцы при создании священных образов. В XVII веке в иконопись проникают влияния западноевропейской живописи, что нашло отражение в иконах, выполненных Симоном Ушаковым (1626-1686), и сложных миниатюрных, подобных ювелирным изделиям, произведениях иконописцев Строгановской школы. В это же время стали появляться первые портреты, получившие название парсуны (от слова «персона»).

После воцарения Петра I в 1682 религиозная живопись не потеряла своего значения для духовной жизни, однако благодаря новой культурной политике государства в искусстве получили преобладание светские сюжеты и художественные методы, пришедшие с Запада. Снова учителя и мастера стали приезжать в Россию из-за границы, но на сей раз из Западной Европы (сначала в основном из Германии и Голландии). Перед Петром I стояла также совсем непростая задача


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: