Изучение предмета «Культура регионов России» происходит по определенному структурному принципу. Прежде всего, выявляется региональное деление территории России в зависимости от общепринятых геополитических, географических и культурных особенностей. Далее осваиваются историко-культурные закономерности данного региона. В следующей таблице предлагается схема изучения Культуры регионов России:
Таблица № 2. Схема изучения культуры регионов России
Раздел | Содержание |
1. Общая характеристика региона | Общие сведения. Официальное наименование и дата образования в современном статусе. Площадь территории. Численность постоянного населения. Климат. Природный ландшафт. Природные ресурсы. |
2. Территориальное деление | Административный центр региона. Города. Сельские населенные пункты. Федеральный округ. Границы. |
3.Социально-экономическая ситуация | Демографическая ситуация. Этнический состав населения. Народы и этнические группы, проживающие на территории. Развитие промышленного производства. Развитие сельскохозяйственного производства. Коммуникации. Железные дороги. Транспортное сообщение |
4. История формирования региона и его культуры | Основные исторические этапы развития региона, социально значимые события и исторические личности. Наиболее значимые для региона даты. Исторически сложившиеся культурные традиции, современные места бытования традиционного уклада, фольклора и ремесел. Современный уровень изучения и сохранения культуры коренных народов региона. Религиозная ситуация. Перечень основных конфессий в регионе. Уникальный фонд культурного наследия. Основные памятники культуры и заповедные места региона. |
5. Ремесла, промыслы и предметы народного творчества | Анализ мифов, сказок и фольклора региона. Знакомство с обычаями, традициями и костюмом. Изучение образцов народного творчества. |
6. Культурная жизнь региона | Организации культуры. Ведущие художественные школы (направления), творческие коллективы и исполнители. Традиционные (периодические) фестивали, конкурсы, выставки, ярмарки и прочие мероприятия в области культуры. Творческие союзы. Современная ситуация. Достижения и проблемы культуры. |
|
|