Культура Москвы

Москва, столица Российской Федерации, самостоятельный субъект РФ, город федерального значения. Расположена в Европейской части России на стыке Смолено-Московской возвышенности, Окско-Москворецкой равнины и Мещерской низменности, в междуречье Оки и Волги, на реке Москве. Площадь 1080 квадратных км. (в т.ч. застройки 839 квадратных км., земли природного комплекса 172 квадратных км., с.х. земель и резервных территорий 69 квадратных км) население 8533 тыс. чел.(включая Зеленоград и населенные пункты, подчиненные правительству Москвы). Средняя плотность населения по данным 2003 г. 7901 чел. на квадратный км.

Территория города разделена на 10 административных округов, в составе которых 123 района. Среди населения города преобладают русские (89,7%), украинцы (2,9%), евреи (2%). По данным 2002 г. большинство верующих православные (243 религиозных организации), протестанты (200), буддисты (24), мусульмане (18), католики (16).

Москва – центр Центрального федерального округа. Статус Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией РФ. Система органов государственной власти определяется Уставом г. Москвы 1995 г. Государственную власть осуществляет Московская городская дума, правительство Москвы во главе с мэром, избираемым на 4 года и другие государственные органы, образуемые в соответствии с Уставом города.

Москва – место пребывания высших органов законодательной (Федеральное собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ) властей страны.

Москва – крупнейший экономический центр страны. В сложной многоотраслевой столичной экономике представлены практически все отрасли промышленности (за исключением добывающей и лесной); здесь производится 6,7% российской промышленной продукции.

Москва крупнейший транспортный узел страны. По данным 2003 г. длина железных дорог 415,4 км.; к 9 железнодорожным вокзалам сходятся 11 железнодорожных магистралей. Московский метрополитен - старейший и самый разветвленный в РФ (276,1 км.,165 станций). В Москве три крупных речных порта (Западный, Северный, Южный); город связан системой водных путей с бассейнами Каспийского, Азовского, Черного, Белого и Балтийского морей. Москва – главный авиаузел федерального значения (аэропорты Шереметьево и Домодедово – международные, Внуково, Быково).

На город приходится свыше трети всех иностранных инвестиций в экономику страны. Из общего числа организаций и предприятий действующих с участием иностранного капитала более 50% функционируют в Москве.

Москва – центр науки и образования мирового значения, самый крупный учебный центр страны. Главный центр теле- и радиовещания РФ. В Москве 1584 дневных общеобразовательных заведения, 309 учреждений начального и среднего профиля, 118 государственных, 140 негосударственных аккредитованных вузов. В столице находится Российская академия наук (РАН) и ок. 100 ее научных учреждений; отраслевые академии.

Москва – крупнейший культурный центр. В ней 93 театра, 17 концертных организаций, постоянно выступают 29 концертных коллективов. В городе 78 музеев, 2 цирка, 8 государственных библиотек.

Московский Кремль и Красная площадь, а также церковь Вознесения в Коломенском – объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москва – город с развивающейся инфраструктурой туризма.

История Москвы уходит в глубокую древность. Раскопки Дьякова городища, например (в южной части Москвы у Коломенского), показали, что там существовало поселение уже с середины 1 тыс. до н.э., т.е. тогда и пришли в бассейн реки Москвы славяне. Племена Дьяковской культуры оставили свои городища по всему бассейну реки Москвы. А заселен был бассейн уже в Ш – П тыс. до н.э. Племена, жившие здесь до прихода славян, говорили на языках финно-угорской и балтийской групп. Поэтому многие гидронимы московского региона в современной науке соотносят с древнейшими названиями финно-угорского гидронимического пласта.

Объяснения названия реки, давшей имя городу, Москва, как слова, принадлежащего одному из языков финно-угорской семьи, было одной из первых гипотез, имевших много сторонников. Элемент –ва объясняется во многих финно-угорских языках как «вода», «река», «мокрый». В коми языке моск- можно соотнести со словами моск, моска, что значит «телка, корова». Тогда Москва значит «коровья река» (река кормилица). Это предположение поддерживал В.О.Ключевский, что и придало версии популярность. Однако коми, по справедливому замечанию М.В.Горбаневского, никогда не проживали на территории, близкой к реке Москве.

Географ С.К. Кузнецов, владевший многими финно-угорскими языками, предложил объяснять «моск», как мерянское слово маска «медведь». Получалась Медвежья река или река Медведица. Исторические основания для такого предположения есть. «Повесть временных лет» указывает, что в середине IХ в. народ меря проживал в восточной части Подмосковья. Однако гидроним на ва на данной территории оказался единственным, что также вызывает сомнения, т.к. народ живший на какой-либо территории, как правило оставлял после себя свою специфическую гидронимию.

Существует и третья версия о финно-угорском происхождении названия Москва. В ней компонент моск- объясняется их прибалтийско-финских языков (суоми) «темный», «черный», а компонент –ва из коми языка «вода», «река». В этом случае название Москва-река значило бы «грязная река» или «мутная вода».Непоследовательность в данном случае состоит в том, каждая часть гидронима объясняется из разных языков.

Видимо, наиболее вероятна гипотеза акад. С.П.Обнорского, Г.А.Ильинского и др. Они считают, что анализировать надо форму Москы, а не Москва, так как последняя стала названием города не ранее Х1У в., а до этого времени существовало не двухкомпанентное слово Москва, а слово москы, склонявшееся по типу букы (буква), тыкы (тыква) и т.д. без элемента -ва. В корне моск- элемент –ск мог чередоваться с –зг-, а сам корень в древнерусском языке имел значение «быть вязким, топким» или «болото, сырость, влага, жидкость». Ему родственно современное выражение промозглая погода. По мнению П.Я.Черных это слово было в языке Вятичей, которые пришли в бассейн Москвы-реки с юга.

Первое упоминание о городе относят к 1147 г. и связывают с именем великого Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого. Даже то, что Юрий Долгорукий мог принять в Москве Новгород-Северского князя, говорит о том, что поселение на берегу реки Москвы уже существовало. Об этом писали такие известные исследователи истории Москвы, как И.Е.Забелин и М.Н. Тихомиров.

Стоит обратить внимание на летописное название «Москва рекше Кучково» или Москва, которая раньше называлась Кучково. Кучково поле находилось в районе Старой, Новой и Лубянской площадей современного города.

Сохранилась любопытная легенда о первом московском боярине Стефане Ивановиче Кучке. Сначала ученые смотрели на нее, как на сплошной вымысел ХVII в. Однако сравнение повести с другими произведениями древнерусской литературы и, в первую очередь, со сказанием об убиении Андрея Боголюбского, заставило признать, что реальный Кучка существовал[1].

О Юрии Долгоруком как основателе городка в Москве сообщается в так называемой Тверской летописи. где под 1156 г. читаем «…князь великий Юрий Володимерич заложи Москву на устии же Неглинны, выше реки Яузы». И хотя князь Юрий в это время был в Киеве, укрепление или расширение Москвы было только частью его обширной деятельности по освоению западных окраин Суздальского княжества. К 1142 г. относят строительство Переславля Нового, к 1154 г. – строительство Дмитрова. Общее направление деятельности князя – стремление закрепить важные стратегические и торговые пункты.

К этому времени в Москве был построен деревянный Кремль, окруженный Посадом, где жили ремесленники и крестьяне. В ХII в. стало особенно заметно, что Москва была своеобразным перевалочным пунктом между Рязанью, Черниговым и Владимиром, т.к. обычная дорога из Рязани во Владимир шла кружным путем по Москве-реке и далее по реке Клязьме потому, что Владимир и Рязань разделяли непроходимые болота.

Как ни малочисленны известия о Москве ХII в., в них уже можно увидеть признаки экономического роста города. Рассказывая о нападении на Москву рязанского князя Глеба в 1177 г. летописец замечает: «Глеб на ту осень приеха на Москву, и пожже город весь и села». Значит в это время Москва – богатое поселение, окруженное селами.

В 1282 г. в летописях упоминается младший сын Александра Невского – Даниил как московский князь. Значит, в конце ХIII в. Москва стала центром нового княжества. Но особенно дорого москвичам имя Ивана Даниловича Калиты. Он добился права собирать «выход» со всех русских земель, что не могло не сказаться на богатстве Москвы. При Иване Калите произошло событие, которое трудно переоценить: митрополит Петр перенес центр русской митрополии из Владимира в Москву, что затем узаконил митрополит Феогност, т.е. Москва стала духовным центром Древней Руси. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному соединению светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени.

При Иване Калите в Москве вместо деревянного Кремля Юрия Долгорукого был построен мощный деревянный город с белокаменными соборами и начал складываться новый облик Московского Кремля как центра гражданской и церковной жизни всех русских земель. Время Калиты и его сыновей отмечено строительством первых каменных зданий в Москве. Московское каменное строительство приняло относительно широкий размах. Кроме Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля каменные постройки возводились лишь в Твери и в Москве[2].

Так при внуке Калиты – Дмитрии Ивановиче, с именем которого связано одно из важнейших событий в русской истории – Куликовская битва, к 1367 г.были построены белокаменные стены Кремля. Великий князь хотел сделать Москву достойной столицей Северо-Восточной Руси и обезопасить от внезапного нападения врагов.

При Иване III к 1495 г. строятся новые кирпичные стены Кремля, многие кремлевские соборы. Внутреннюю политику Ивана III продолжают Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов. Во времена Василия III в Москве появляется первый памятник шатрового зодчества – церковь Вознесения в Коломенском. В 1535 г. появилось название Китай-город, когда в целях обороны посада его начали обносить хорошо укрепленной стеной. Существует несколько версий о происхождении этого топонима. И.Е.Забелин считал, что оно связано со словами кита, кит, сохранившимися в диалектах и значит «плетенничный», т.е. построенный по принципу плетня. Некоторые исследователи считают, что Китай значит «средний» между Кремлем и Белым городом. Эта версия поддерживается гипотезой, согласно которой Кремль означает «внутренняя крепость». Согласно другой гипотезе слово «Китай» является тюркским и переводится на русский язык как «крепость, укрепление, укрепленное место».

По мере роста Москвы заселялась территория между реками Москвой, Неглинной и Яузой и вдоль дорог, шедших от Кремля в разных направлениях. В ХIV – ХVI вв. на территории Москвы сложились и продолжали застраиваться такие ее части, как Кремль, Великий посад, Заречье (современное Замоскворечье), Занеглименье – территория на северо-запад от Кремля за рекой Неглинной между современной ул. Пречистенкой и ул. Неглинной.

В 1586-1593 гг. по рву, который начали рыть еще в 1394 г., была возведена стена, основание которой было сложено частично из белого камня. Это было первое кольцо, точнее, полукольцо вокруг Москвы. Стена Белого города была разобрана в ХVIII в. В настоящее время по бывшей линии стены проходит Бульварное кольцо.

Почти сразу после возведения стены Белого города появилось следующее кольцо Москвы – Земляной город. Полоса укреплений Земляного города проходила по линии современного Садового кольца. Он имел и другое название – Деревянный город. Земляным (одновременно Деревянным) город назывался потому, что одна его важная составная часть была земляной – вал вдоль рва, и другая – деревянной: вдоль всего земляного вала была сооружена деревянная стена. Эта часть Москвы, заключенная между Белым городом и земляным валом называлась еще Скородомом. Одна из версий предполагает, что дома здесь строились «на скорую руку», другая – что Земляной город был построен очень быстро. После пожара 1812 г. земляной вал и стена были снесены, а ров засыпан. На месте стены строились маленькие домики, хозяевам которых было предписано насадить сады. Тогда и появилась Садовая улица длиной в 15 км, разделенная на 20 отдельных улиц и площадей.

К концу ХVI в. Москва - большой и известный в Европе город, о котором много пишут приезжавшие в него иностранцы. Если верить сведениям иностранного путешественника С. Герберштейна, в конце ХVI в. в Москве было примерно 40 тысяч домов, а население составляло около 200 тысяч человек.

Смутное время обескровило Москву и московскую землю. Смена властителей, польско-литовская интервенция остались черными страницами в истории города. Возрождаться Москва начала с приходом в 1613 г. к власти новой династии – династии Романовых. При царе Алексее Михайловиче был построен деревянный дворец в Коломенском и воздвигнуто немало каменных палат и церквей. Москва опять стала красивым и богатым городом.

Наступает новое время. Строится новая столица Петербург, и Москва, уступая ему столичные лавры, остается самым крупным культурным центром России. Но строительство в Москве не прекращается. Петровские реформы привели к новому повороту в архитектуре Москвы. На первый план выдвинулось строительство зданий гражданского назначения, например, Арсенал в Кремле.

Архитектура Москвы в 1740-50-х гг. во многом антипод петровской: на смену принципам утилитаризма и практицизма приходит стремление к пышности и великолепию построек.

Основные тенденции в архитектуре Москвы 2-ой половины ХVIII – 1-ой четверти ХIХ в. определяет складывающийся классицизм. В ХVIII в. в городе появляются великолепные особняки, церкви, в ближайшем Подмосковье создаются красивейшие усадьбы, такие как Кусково, Останкино, Нескучное, Воронцово-Троицкое и многие другие.

Облик Москвы 1830 – 1860-х гг. сохранил особенности застройки после пожара 1812 г. Характер рядовой застройки по-прежнему определяли одно-, двухэтажные здания, размещенные по красной линии улиц. Во второй пол. ХIХ в. в архитектуре города распространен «русский стиль», древность сочетается с ультрасовременностью, урбанизация с патриархальностью. В кон. ХIХ – нач. ХХ в. в столице получает распространение стиль «модерн».

После Октябрьской революции Москва опять становится столицей сначала СССР, а затем и РФ, что привело к огромному количеству утрат в культурном наследии города. В то же время в 1935 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О генеральном плане реконструкции Москвы», который должен был упорядочить реставрацию старого и строительство нового города. В 1960 г. заканчивается строительство кольцевой автомобильной дороги, которая и до настоящего времени является официальной границей Москвы. Таким образом, современная Москва сохранила радиально-кольцевую структуру, когда основные магистрали, бывшие дороги, соединявшие древнюю Москву с другими городами, являются лучами, пересекающими кольца, названия которых напоминает о древних укреплениях и изменявшихся границах города.

Москва – город древний и современный. Из глубины веков, меняясь, но оставаясь центром города, дошел до нас уникальный памятник русской культуры – московский Кремль. Площадь Кремля к ХVI столетию составила почти 280 тысяч квадратных метров, сохранив этот размер до наших дней.

На протяжении последней трети ХV и ХVI в. кремлевские стены укрепляются сильными крепостными башнями, различными по своим очертаниям: круглыми, прямоугольными, многогранными. Над созданием дошедших до нас стен и башен трудились русские и итальянские зодчие. Заслуживает внимания цепь малых башен, построенных вдоль берега реки Москвы. Особенно интересна Тайницкая башня, под которой, на случай осады Кремля врагами, был сооружен тайный ход к реке.

Наиболее мощные и высокие башни – угловые, расположенные в вершинах треугольного участка детинца: Водовзводная, Беклемишевская (Москворецкая) и Собакина (ныне Угловая Арсенальная), а также Спасская башня, которую справедливо считают и самой красивой. Она была построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных под проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля – славянской вязью.

В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены часы.

Спасские ворота считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе. Запрещалось проезжать через них верхом и проходить с покрытой головой. Спасская башня часто страдала от пожаров и неоднократно ремонтировалась. Часы, которые мы сейчас видим на башне были установлены 1851 – 1852 гг. братьями Бутеноп. Диаметр циферблата часов – 6,12 м., высота цифр 72 см., длина часовой стрелки – 2,97м., минутной – 3,28 м. Общий вес механизма часов около 25 тонн.

В 1937 г. на башне была поставлена звезда весом 1,5 тонны.

Центральной площадью Кремля является Соборная площадь, местоположение которой закреплено вертикалью колокольни Ивана Великого. Древнейшим храмом на площади является Успенский собор. Стремясь подчеркнуть преемственность власти московских князей, Иван III повелел соорудить в Москве собор по образцу Успенского во Владимире. Следуя желанию великого князя, архитектор Фьораванти, изучив особенности владимирской архитектуры, принял за основу схему планировки владимирского храма, но придал зданию иное звучание.

Успенский собор поражает нас пышностью и великолепием своего убранства: многоцветием стенописи и иконостаса, причудливой металлической вязью гигантских люстр-паникадил. О первоначальных росписях храма дают возможность судить фрески приделов Похвалы Богородице и Петра и Павла. Они отличаются поэтичностью образов, плавностью движений и нежным световым строем. В соборе сохранилась частично и настенная роспись середины ХVII в. С завершением строительства Успенский собор стал главным храмом русского государства, отражающим мощь и величие Руси. Кроме того, Успенский собор был усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Гробницы митрополитов от Петра (1326) до патриарха Адриана (1700) стоят вдоль стен собора.

В 1484 – 1489 гг. юго-западнее Успенского собора, на месте более древнего храма псковскими мастерами был построен Благовещенский собор, ставший домовой церковью великих князей. Это одно из наиболее запоминающихся церковных сооружений Кремля. Он обращает на себя внимание не только золотой величавой короной глав, но и тонким рисунком белокаменной резьбы архитектурных деталей. В его облике умело сочетаются архитектурные формы, присущие псковским, владимиро-суздальским и раннемосковским культовым постройкам.

Иконостас собора выполнен в ХV в. В его составе иконы, написанные Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Роспись стен здания относят к 1508 г. Считается, что она принадлежит кисти Феодосия, сына Дионисия.

Почти вплотную к западной стороне Успенского собора примкнула небольшая церковь Ризоположения, построенная псковскими мастерами. Объем храма компактен и монументален, завершается красивыми килевидными закомарами.

Приехавший на Русь в 1505 г. итальянский зодчий Алевиз Новый начинает постройку Архангельского собора, ставшего позднее великокняжеской, а затем и царской усыпальницей. Архангельский собор своими стройными пропорциями и классической разработкой фасадов произвел на современников настолько сильное впечатление, что стал образцом для многих церковных и светских зданий.

Первоначальная роспись собора сохранилась лишь фрагментарно (на западной паперти и в алтаре). Основная часть фресок, существующая в настоящее время выполнена большой группой русских художников в середине ХVII в.

Северную сторону Соборной площади замыкают собор «Двенадцать апостолов» и Патриаршие палаты. Оба здания были построены при патриархе Никоне.

В Патриарших палатах размещались как жилые, так и парадные помещения, Главным залом, где проходили все торжественные собрания церковных соборов, была Крестовая палата. Она отличалась конструктивной особенностью: при значительных габаритах помещения (19х13) в центре зала отсутствовал столб, поддерживающий своды. Это смелое новшество русских зодчих (бесстолпный зал) позволило сделать парадный зал более просторным и светлым. В ХVIII в. Крестовая палата была перестроена М.Ф.Казаковым.

Объединяющей постройкой Соборной площади стала грандиозная и живописная колокольня Ивана Великого. В настоящее время здание колокольни имеет двадцать один колокол, среди которых находится Большой или Успенский весом более шестидесяти пяти тонн.

Между Успенским и Благовещенским соборами в 1487 г. Пьетро Антонио Солярио и Марко Руффо начали возводить двухэтажное здание Грановитой палаты. В верхнем этаже зодчие разместили огромный, почти в пятьсот квадратных метров, парадный зал, крестовые своды которого опирались на мощный квадратный столб, стоящий в центре помещения. Сейчас Грановитая палата примыкает к созданному в ХVII в. для царя Михаила Федоровича Теремному дворцу. Дворец в 1635-1636 гг. возвели русские зодчие Б.Огурцов, А.Константинов, Л.Ушаков, Т.Шарутин. Здание в своей основе имеет традиционную схему, близкую к русским деревянным жилым постройкам. Почти все покои – квадратные, одинаковой площади, перекрыты сомкнутыми сводами.

Кроме жилых и парадных комнат – Трапезной, Гостиной, Царского кабинета, Опочивальни и других – в различных этажах дворца размещалось несколько церквей. В ХVII в. все эти храмы были объединены в комплекс Верхоспасского собора, который увенчался одиннадцатью золочеными главами.

Интерьер Теремного дворца ярко расписан тонким «травным» узором. Своды, столбы, наличники окон покрыты изящной резьбой. Печи облицованы нарядными полихромными изразцами.

В северо-западной части Кремля расположено огромное здание Арсенала, построенное по распоряжению Петра I к 1736 г. Строителями Арсенала были назначены Х.Конрад и Д.Иванов
с участием И.Чоглокова. Здание предназначалось для хранения всевозможного оружия и снаряжения, а кроме того должно было стать музеем, о чем напоминают орудийные стволы перед зданием.

В 1776-1788 гг. по проекту архитектора М.Ф.Казакова было построено здание Сената. В плане оно представляет треугольник со срезанными углами и с небольшим внутренним двором, разделенным поперечными коридорами на три части. Такая планировка была обусловлена формой участка, ограниченного кремлевской стеной, Чудовым монастырем и зданием Арсенала.

В восточном углу здания расположен круглый Белый или Екатерининский парадный зал, увенчанный огромным куполом. Диаметр его – 24 м. Внутри зал украшен 18 колоннами, лепниной, барельефами, изображающими русских князей и царей. До революции в здании помещалась Судебная палата. В советское время в зале проходили пленумы ЦК КПСС, а в здании были мемориальные комнаты В.И.Ленина и Н.К.Крупской.

В 1838-1849 гг. по проекту архитектора К.Тона был возведен Большой Кремлевский дворец, длина которого по главному фасаду составляет сто семнадцать метров. Это здание типично для зодчества России середины ХIХ в. В формах и деталях дворца узнаются и элементы древнерусского деревянного и каменного зодчества, и классические мотивы. Дворец предназначался для резиденции царей. Нижний этаж был отведен под личные покои царской семьи. В верхнем располагались великолепные парадные помещения, поражающие пышностью архитектуры. После недавней реставрации дворец поражает невиданной роскошью.

Вдоль западной Кремлевской стены у Боровицких ворот располагается здание Государственной оружейной палаты, построенной в 1851 г. архитектором К.Тоном. Оружейная палата хранит уникальные произведения мировой художественной культуры: богатейшую коллекцию оружия, собрание русских и западноевропейских изделий из золота и серебра, всемирно известные крупнейшие драгоценные камни.

За годы советской власти были построены: здание Школы красных командиров им. ВЦИК в 1932-1934 гг. по проекту архитектора И.И. Рерберга и Кремлевский дворец съездов в 1969-1961 гг. по проекту группы архитекторов под руководством М.В.Посохина.

На территории Кремля есть два уникальных памятника русского литейного искусства. Царь-пушка была отлита из бронзы на московском Пушечном дворе мастером Андреем Чоховым в 1586 г. Длина ствола 5,34 м, калибр 890 мм, вес 40 тонн. Декоративный лафет был создан в 1835г.

Царь-колокол был отлит в Кремле в 1733-1735 гг. русскими мастерами Моториными. Рельефы и надписи исполнили В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и другие. Высота колокола
6,14 м, диаметр 6,6 м, вес 200 тонн. Постамент для колокола сделан по проекту О.Монферана[3].

В настоящее время Кремль – это и место работы правительства и президента РФ, это действующие уникальные музеи и выставки, это действующие соборы. В этом и уникальность, и огромное значение московского Кремля для осмысления не только московской но и русской культуры разных периодов.

За стенами Кремля раскинулась Красная площадь – главная площадь страны, исторический и художественный центр города и, по словам С.К.Романюка, сцена, на которой разыгрывались исторические спектакли, отражавшие важнейшие события русской истории.

Архитектурный ансамбль площади складывался с ХV по ХХ век. В конце ХV в. были построены кирпичные кремлевские стены, с севера с 1535 г. прошла стена Китай-города, через которую на площадь вели двухпролетные ворота, с юга в 1560 г. был возведен Покровский собор, с востока в конце ХVI в. площадь ограничивали торговые ряды.

В начале ХVII в. на площади был построен Казанский собор, в честь иконы Казанской Богоматери, которая, по воспоминаниям участников освобождения Москвы, помогла освободить столицу от захватчиков. Современное здание Казанского собора было построено заново в 1993 г. на месте разрушенного в 1936 г.

В конце ХVII – начале ХVIII вв. северная граница площади приобрела совсем другой облик – торжественный и монументальный. Главный въезд на площадь со стороны Тверской улицы, Воскресенские крепостные ворота Китайгородской стены потеряли свой суровый характер и превратились в торжественные триумфальные ворота, через которые проезжали посольские процессии. Примерно тогда же с левой стороны от въезда на Красную площадь построили здание Монетного двора, а с правой – Земского приказа. Оба здания были украшены многоцветными изразцами. В здании Земского приказа обосновалась Главная аптека, а при Елизавете Петровне его отдали Московскому университету, а в 1875 – 1883 гг. на его месте выстроили здание Исторического музея.

В ХIХ в. торговые ряды получили классическое оформление: перед ними в 1816 г. поставили выразительный памятник Минину и Пожарскому, в начале 1890-х гг. вместо старых рядов построили Верхние и Средние торговые ряды,

В советское время был построен мавзолей В.И.Ленина и перемещен памятник Минину и Пожарскому.

Одним из московских чудес стала шатровая церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г. Тонкая белая паутинка вилась по каждой грани восьмерика, поднимаясь к барабану купола. Глядя на этот храм, можно видеть и связь каменной архитектуры с деревянной и то, что потом назвали узорочьем (контраст красного кирпича и тонкой белокаменной паутины). Не случайно современники и потомки называли его «осьмым чудом света».

Отреставрированы в Москве и палаты ХVII в. в Зарядьи, в палатах Старого английского двора расположился филиал музея истории и реконструкции Москвы. Сводчатые потолки внутренних помещений, толстые стены, маленькие окна хорошо передают атмосферу конца ХVI – начала ХVII в.

От петровского времени сохранились интересные памятники. Среди них палаты Аверкия Кириллова, Церковь Архангела Гавриила или Меньшикова башня и, наконец, построенная по рисунку самого Петра I церковь Петра и Павла на Новой Басманной.

ХVIII век дал Москве и великолепные дворцы, такие, как Екатерининский в Лефортово, Апраксиных-Трубецких на Покровке, Демидовский в Лаврушинском переулке и многие другие, и небольшие одноэтажные деревянные и каменные особняки. До сих пор поражает воображение церковь Климента в Климентовском переулке, это один из немногих храмов Москвы, выполненный в стиле барокко. Во многих дворцах были домашние театры, картинные галереи и различные коллекции, наиболее известен крепостной театр графа Н.П. Шереметева, крепостная актриса которого Прасковья Ковалева-Жемчугова стала женой графа. В ее честь был построен великолепный дворец, в котором ныне расположился институт скорой помощи им. Склифосовского.

После пожара 1812 года столица долго приходила в себя. Сначала она отстраивалась в традициях классицизма, но во второй половине
ХIХ века, особенно после реформы 1861 года, в Москве стало появляться все больше и больше доходных домов. Пяти-, шестиэтажные они меняли облик города, нарушая классическую стройность и древнерусскую свободную планировку. Целый ряд таких домов расположен по обеим сторонам пешеходной улицы Арбат. Особенно привлекателен дом с рыцарями, построенный по проекту архитектора Дубовского, А в одном из переулков спрятался уникальный деревянный дом, построенный по проекту архитектора Гунста.

В конце ХIХ – начале ХХ в. в Москве появляются многочисленные особняки. Один из них на Пятницкой был связан с именем Рекка, который мечтал сделать Москву городом модерна. В это время в городе работают такие архитекторы как Ф.О Шехтель, Л.Н. Кекушев. До сих пор не прекращается поток экскурсантов в дом-музей А.М. Горького, стоящий почти напротив церкви Большого Вознесения, в которой венчался А.С. Пушкин. Музей расположен в доме, построенном по проекту Шехтеля для одного из богатейших людей России – Павла Рябушинского. Дом поражает и внешним обликом, и внутренним убранством[4]. Комнаты причудливо украшены и в них продумано все: от потолка и дверей до оконной ручки.

В ХХ веке Москва продолжает строиться. Возникает стиль, который мы называем конструктивизм. Одним из самых ярких мастеров этого направления был Константин Мельников. Его дом в Кривоарбатском переулке поражает своей простотой и рациональностью.

Многие мемориальные дома стали музеями. Это музей А.С.Пушкина на Арбате в бывшем доме Хитрово, где проходил знаменитый мальчишник и в который приехал Александр Сергеевич с молодой женой после свадьбы; это музей-квартира Ф.М.Достоевского на улице Достоевского, расположенный с северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, где с 1821 г. служил лекарь Достоевский – отец великого писателя; это музей-усадьба Л.Н.Толстого на улице Льва Толстого, открытый 20 ноября 1921 г. В этом доме писатель прожил свои последние 19 зим.

10 июня 1992 года на Донской улице был открыт музей русских меценатов и благотворителей. Оригинальную экспозицию можно видеть в музее А.М.Васнецова в Фурманном переулке, где художник жил и работал с 1903 по 1933 г., в музее Павла Корина на Малой Пироговской улице. Одним из самых молодых музеев Москвы стал музей-квартира В.Э Мейерхольда в Брюсовском переулке.

Есть в Москве и музеи, посвященные важнейшим событиям русской истории. Это центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, бережно хранящий память о трагическом и героическом времени с 1941 по 1945 г. Это музей-панорама Бородинская битва на Кутузовском проспекте, напоминающий жестоком и тяжелом для России нашествии Наполеоновских войск.

Огромное количество посетителей всегда можно видеть в таких музеях как Политехнический на Новой площади, ставший домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли.

Исторический на Красной площади. Его фонды насчитывают более 4,5 миллионов памятников материальной культуры. В его залах можно проследить все этапы становления русской культуры.

Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонке, открытый в 1912 г., как Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете. В настоящее время музей является крупнейшим в стране центром международного культурного и художественного обмена.

Экспозиция Третьяковской галереи, основанной как частное собрание П.М.Третьякова, дает представление о русском искусстве с древности до наших дней.

Для тех, кто интересуется прошлым Москвы, ее историей, культурой, открыт Музей истории и реконструкции Москвы на Новой площади – один из старейших московских музеев В 1996 г. он отметил свой столетний юбилей.

С историей покорения космоса знакомит нас мемориальный музей космонавтики на проспекте Мира[5].

Многолика и разнообразна музыкальная и театральная Москва. В большом зале Консерватории на Никитской улице в бывшем дворце Е.Р.Дашковой можно встретить не только москвичей, но гостей из России, Европы и Азии. А если пройти по Никитской к Театральной площади, то можно увидеть здания Большого, Малого и Центрального детского театров, труппы которых хорошо известны как в России, так и за рубежом.

А поднявшись от Театральной площади вверх по Дмитровке и оказавшись в Камергерском переулке, можно попасть в Московский художественный театр.

В прошлом камерное, почти скрытое размещение московских театров было так не похоже на гордые респектабельные театральные здания Петербурга. В Москве же некоторые с трудом находили в переулках МХТ (теперь МХАТ), не могли отличить от доходного дома гигантский Солодовниковский театр (ныне Театр оперетты). Это не удивительно: ведь почти все московские театры в ХIХ и первой половине ХХ в., в разное время перестроенные для зрелищ частные особняки, торговые пассажи, варьете, даже промышленные сооружения[6].

Изучение Москвы ведется давно. В московских школах есть даже такой предмет как Москвоведение. Помимо учебников школьники и студенты, будущие москвоведы, столкнувшись с огромным количеством разнообразной литературы по Москве, обязательно пользуются книгой Юрия Федосюка «Москва в кольце Садовых» и книгами плодотворно работающего в настоящее время С.К.Романюка. Среди них надо выделить книгу «Из истории московских переулков» (М., 1998) и книгу «Москва за Садовым кольцом» (М., 2007).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: