Основные термины при изучении культуры регионов России

Каждый предмет наряду с общепринятыми широко распространенными терминами обладает и своими, характерными, сугубо специфическими только для него. Предмет «Культура регионов России» широко использует общепринятые культурологические категории, понятия и термины. Но есть понятия, характерные именно для данного предмета, они раскрывают его глубинную сущность и особенности.

Практическим выражением любой культуры являются различного рода предметы, действия и события, которые принято называть артефактами. «Артефакт культуры» - это искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. За тысячелетнюю историю Россия накопила огромное количество культурных артефактов. Важнейшим термином в изучении культуры регионов России является «культурный артефакт России». Любой культурный артефакт России может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания. Материальна форма (материал) артефакта определяется его утилитарными (практически полезными) качествами, возможностями человека и общества. Духовное содержание (значение, смысл) обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

Следующий важный для нас термин – это «многослойность региональной культуры». Он вводится для обозначения реального многообразия динамичных социокультурных процессов региона и возникающих соответствующих результатов (его можно обозначить - «органическая - естественная - многослойность»). На протяжении XIX в. и окончательно в XX в. органическая многослойность дополняется под воздействием модернизационных процессов двумя резко обособляющимися слоями: элитарным и массовым. Закрепление этих результатов создает сложный рисунок материальных и духовных элементов объемного культурного пространства. В нашем курсе термин несет большую нагрузку. Он подчеркивает специфику культуры отдельного региона как исторического феномена, для которого характерна естественная органическая «мозаика» (существования на территории отдельного региона разных культур коренных народов). Исторически сложившиеся признаки многослойности культуры региона, динамически видоизменяясь, трансформируясь, сохраняются в современной ситуации и могут быть наглядно усвоены с помощью визуальных источников и с использованием методики научных исследований.

Особое значение мы придаем включению в учебный курс термина «культурное пространство». Он соединяет в себе принятую в культурологии оценку важности категории пространства для понимания культуры XX в. А также включает в себя разрабатываемую историками культуры на стыке с географией совокупность понятий, описывающих очаговое территориальное распространение и организацию различных видов и форм культуры. Дополнительные акценты в содержании этого термина, требующиеся для целей и задач нашего курса, вносятся из понятий специальных наук (искусствоведения, архитектуры, градостроительства и т.д.). Отсюда мы конструируем обобщенный тезис, что реальное пространство определенного поселения формируется архитектурой и монументальным искусством. Оно должно быть обозначено зданиями, сооружениями и другими искусственными доминантами, упорядочивающими это пространство в соответствии с общепринятыми в данной культуре образцами, традициями, национальными идеалами и придающими этому пространству только ему присущий набор культурных смыслов.

Вводя термин «культурно-цивилизационный ландшафт региона», мы подчеркиваем ведущую роль организованной деятельности людей в преобразовании того или иного места, его пространства (региона). Это позволяет учесть, что организующим фактором являются социально-политические установки, геополитические и экономические государственные интересы. Корректировку в структуру и образ такого ландшафта вносит деятельность различных сообществ и отдельных личностей (представителей активного меньшинства, носителей инновационных идей и идеалов). Хронологически этот термин связан с эпохой модернизаций и становлением культуры индустриального урбанизированного общества. Для России и ее регионов начало модернизационных процессов относится к XVIII в., а утверждение культуры нового типа охватывает XIX-XX вв.

В соответствии с установками нашего курса в число ключевых входит понятие «инфраструктура культуры». Это понятие, в последнее время стало общеупотребительным в гуманитарных науках, в том числе в истории культуры и в культурологии. С его помощью обозначается совокупность элементов системы обеспечивающей условия создания, сохранения, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, театральные, концертные, выставочные залы, мастерские, системы управления и экономического обеспечения культурной жизни). В понятие инфраструктуры культуры любого региона входит сложное содержание междисциплинарного термина «архитектурно-планировочная структура». Его элементами в свою очередь являются материальные объекты (архитектурные и строительные сооружения), где размещаются перечисленные выше ячейки воспроизводства социокультурных процессов и их размещение в соответствии с общей концепцией или стратегией плана развития города. Например, генеральный план для советской эпохи, феномен которого продолжает до сих пор определять особенности культурного пространства и истории культуры не только региона, но и страны в целом. К перечню ключевых мы также относим термин «ядро культуры» (культурных процессов - накоплений, сгущений, пульсаций и т.п.). С его помощью обозначается та часть культурного пространства и культурно-цивилизационного ландшафта, где сконцентрированы и действуют основные силы (личности, сообщества, социальные и прочие группы), которые обеспечивают воспроизводство и трансляцию социокультурных ценностей, образцов, идеалов, традиций, новаций, коммуникативные связи между субкультурными пластами, между регионами и Центром и т.д. По мнению большинства российских ученых, такими ядрами динамики развития Российской культуры являются городские поселения, как места накопления инновационной культуры. Внутри этих очагов происходит корректировка культурных процессов политическими факторами. В общем результате меняется инфраструктура культурного пространства (в ней прирастают или утрачиваются те или иные ячейки). Необходимо различать, что в культурологии под ядром любой культуры понимают ценности, значения и символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, то есть являющиеся общими для всех времен, для всех обществ. В нашем случае культурологическая трактовка усиливается за счет введения пространственных координат (связь с конкретным местом) и урбанистических факторов (поселение, особенно город как главная поселенческая форма ядра).

«Культурное наследие народа» – еще один важный термин курса «Культура регионов России». Культурное наследие народа включает произведения его художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, а также работы неизвестных мастеров народного творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования; оно включает исторические места и памятники, литературу, произведения искусства и т.д.

«Национальным менталитетом культуры» называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как правило, черты, характеризующие ментальность той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни А. С. Пушкина, и в «серебряный век», и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Крупнейший русский историк В. Ключевский не случайно начинает свой «Курс русской истории» с анализа русской природы, с ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески — все это формировало и мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами Великой степи), и фольклорные фантастические образы, и народную философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: