Ивановская область

Ива́новская о́бласть - административно-территориальная единица в европейской части России, входит в состав Центрального федерального округа. Образована 20 июня 1918 г. Площадь — 23 900 км², население – около 1099,9 тыс. человек. B состав области входят 21 район, 4 городских района (в г. Иваново — Ленинский, Советский, Октябрьский, Фрунзенский), 6 городов областного подчинения, 11 городов районного подчинения и 31 рабочий поселок.

Ивановская область является крупнейшим в России районом текстильного производства. В области также развиты всемирно известные художественные промыслы: палехская и холуйская лаковая миниатюра.

Основные отрасли промышленности: текстильная промышленность (производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей), машиностроение (производство станков и приборов, текстильных, торфодобывающих машин, автокранов), химическая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Ивановская область является монополистом в России по производству чесальных машин для хлопка.

Крупнейшие научные организации: Институт химии растворов РАН, Ивановский НИИ хлопчатобумажной промышленности, Ивановский НИИ сельского хозяйства, Ивановский НИиПКИ по автоматизированному электроприводу в промышленности, ФГУП «Ивановский НИИ пленочных материалов и искусственной кожи технического назначения», НИИ моделирования и вычислительного эксперимента при ИГЭУ, Ивановский НИЭК машиностроительный институт, Ивановский НИИ материнства и детства имени В.Н. Городкова.

Ведущими высшими учебными заведениями области являются: Ивановский государственный университет, Ивановский государственный энергетический университет, Ивановский государственный химико-технологический университет, Шуйский государственный педагогический университет, Ивановская государственная текстильная академия, Ивановская государственная медицинская академия, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия. Из культурных организаций выделяются: Ивановский областной театр драмы, Ивановский государственный цирк.

Основная исповедуемая религия — православие. В области несколько православных монастырей: Воскресенско-Фёдоровский в Шуйском районе, Никольский монастырь в Приволжске, Свято-Успенский монастырь в Иваново, действует множество храмов со значительными приходами.

На территории современной Ивановской области до прихода славян проживали финно-угорские племена, от которых остались многочисленные названия здешних селений — Пурех, Палех, Ландех, Сезух, Лух, Люлех. В VIII-XI вв. славяне начали освоение северо-восточных окраин Руси. Многие старинные поселения, ныне входящие в Ивановскую область, ранее относились к Владимиро-Суздальским землям. На территории области находились земли княжеской династии Шуйских, видных государственных деятелей XV-XVII вв.

В XVIII в. территория области входила в состав Владимирской и Костромской губерний. Ивановский край издревле был центром ткачества и льноводства. В XIX в. здесь активно развивалось текстильное производство. Иваново-Вознесенск был неофициальной столицей текстильного края (административно входил в Шуйский уезд Владимирской губернии). Его сравнивали с Манчестером, крупнейшим текстильным центром Англии. В 1918 Иваново-Вознесенск стал административным центром отдельной губернии. Причины этого: экономические (Иваново-Вознесенск — центр текстильного края) и политические (город — родина первых советов). В 1929-1944 гг. Иваново-Вознесенск был центром Иваново-Вознесенской губернии, объединившей Ивановскую, Владимирскую и Костромскую губернии. С 1944 в современных границах.

Города Иваново, Палех и Плёс являются составной частью Золотого кольца России, на территории области находится множество памятников истории и культуры. Исторические памятники: Успенский собор (XVII-XVIII вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др. В селах Палех и Холуй находятся центры иконописи, знаменитые лаковыми миниатюрами. Палехская иконография восходит к традициям древнесуздальской и московской иконописной школ XV-XVI вв. Один из самых ранних образцов палехской иконописи — икона «Всех скорбящих радости» (нач. XVIII в.).

В селе Ново-Талицы расположен музей «Дом Цветаевых». Здесь работал и жил И. В. Цветаев, бывала его дочь М. И. Цветаева.

Город Плес славен тем, что здесь работал художник И. Левитан. Здесь на берегах Волги были созданы знаменитые картины «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон» и др.

С Ивановской землей связана жизнь и деятельность ученого-астронома Ф. А. Бредихина; драматурга А. Н. Островского, путешественника Г. И. Невельского; художников А. К. Саврасова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Б. М. Кустодиева; композиторов А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна; революционера С. Г. Нечаева (уроженец), военачальника А. М. Василевского (уроженец) и др.

Ива́ново - город с населением около 409,0 тыс. чел., известен под названиями «города невест» и «города первого Совета». Город образован в 1871 году путём слияния старого центра обработки льна села Иваново (впервые упоминается в 1561) с индустриальным Вознесенским Посадом (образован в 1856). До 1932 года носил название Ива́ново-Вознесе́нск.

Иваново ещё со времен Российской Империи традиционно являлось центром лёгкой промышленности (за звание главного центра лёгкой промышленности в Европе город конкурировал с польской Лодзью, также бывшей в составе Российской Империи на тот момент). В 1914 году город входил в число 20 крупнейших городов Российской Империи.

Основные достопримечательности Иваново: Щудровская палатка (XVII в.); Деревянная церковь Успения (кон. XVII в.); Усадьба А. Дюрингера (1910), архитектор А. Ф. Снурилов; Здание сельхозбанка (1927), архитектор В. А. Веснин; Дом-корабль (1930), архитектор Д. Ф. Фридман; Дом-подкова (1934), архитектор А. И. Панов; Комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1928—1937), архитектор И. А. Фомин; «Дом коллектива» (400-квартирный жилой дом, 1930), архитектор И. А. Голосов.

В 1873 году в Иваново-Вознесенске состоялись первые спектакли театра, основанного Василием Демидовым, чьи пьесы шли на подмостках театра наряду с произведениями А. Н. Островского, Н. В. Гоголя. В Иванове расположено три театра: Областной драматический театр, Ивановский музыкальный театр, Ивановский Театр кукол. Сейчас на территории области проводится ежегодный кинофестиваль имени А.Тарковского.

8 музеев, среди них: Музей ивановского ситца; Ивановский областной художественный музей; Музей первого Совета; Музей промышленности и искусства им. Бурылина. Музей Ивановского ситца расположен в особняке, построенном в начале ХХ века в стиле "модерн" по проекту архитектора А.Ф.Снурилова и принадлежавшему Д.Г.Бурылину. Музей был открыт в мае 1987 г. Экспозиция музея рассказывает о развитии текстильного производства в ивановском крае с древнейших времен до наших дней. В основе экспозиции – уникальное собрание тканей, комплектование которого было начато в конце XIX в. особое внимание уделяется показу текстильной продукции как произведения декоративно-прикладного искусства. Собрание музея ситца отличается большим разнообразием: в нем отражены народные художественные традиции, складывавшиеся на протяжение веков и отвечавшие вкусам широких слоев населения России. Образцы старинных ивановских ситцев открывают значительный пласт народного творчества в еще мало изученной области – художественном оформлении тканей.

Музей Щудровская палатка. Была выстроена в XVIII столетии. Дом стоял в урочище ручья Кокуй, где затем прошла улица Кокуй. Это древнейшее каменное строение является одним из первых каменных зданий в Иваново, единственным в своем роде и не имеющим аналогов.

Ивановский областной художественный музейоткрыт в 1960 г. Расположен в здании бышего реального училища, построенного в 1886 года по проекту архитекторов П.В.Троицкого и В.Ф.Сикорского. Общая площадь здания - 29000 кв.м., экспозиционная выставочная площадь - 1734 кв.м. Среди коллекций: Искусство Древнего Мира: Египет, Греция, Рим; Декоративно-прикладное искусство Востока - XVIII-нач. - XX вв.: Индия, Китай, Персия, Иран; Иконопись – XV -XX в.в.; Московская школа, северные письма, Поволжская школа, строгановские иконы, палехские, мстеры, холуйские; Русская живопись, графика, скульптура XVIII-XX вв.; Декоративно-прикладное искусство: кость, фарфор, серебро.

Город Юрьевец основан в 1225 г. владимирским князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем как Юрьев-Поволжский и назван по его имени (другое название Георгиевск). Определение добавлено для отличия от городов Юрьев-Польский и Юрьев-Ливонский (Тарту, Эстония). С середины XVI в. получает распространение название Юрьевец, где отличие от городов Юрьев - достигается не определением, а с помощью суффикса -ец, что также имело широкое распространение в русской топонимии.

В начале XVII в. неоднократно подвергался нападениям поляков. В 1661-63 гг. в Юрьевце возведена каменная крепость с башнями (разобрана в конце XVIII в.; остатки - т.н. Белый город - на горе, над акваторией речного порта).

В центре города располагаются старая (1806) и новая (1825-1833) церкви Входа Господня в Ирусалим с пятиярусной колокольней (1840); Богоявленская церковь (начало XVIII в.), Рождественская церковь (1815).

Белый город – это древняя каменная крепость, существовавшая на территории нынешнего Юрьевца. Она была заложена по указу царя Алексея Михайловича при юрьевецком князе Семене Болховском 23 мая 1661 года как дополнение к деревянному острогу. Крепость представляла собой фортификационное инженерное сооружение квадратной формы общей длиной стен в 998 саженей (более двух километров).

Внимание археологов к Белому городу было привлечено в конце XIX века. Среди юрьевчан упорно жила легенда о кладе, якобы зарытом под потайной плитой в крепостном колодце. 22 августа 1897 года по заданию Императорской Археологической комиссии для обследования территории Белого города в Юрьевец приехал приват-доцент Петербургского университета А.А.Спицын. Им было сделано подробное описание крепости; она причислена к редким памятникам русского военно-инженерного искусства.

Палех - посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков. В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года здесь действует Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Государственный музей палехского искусства был открыт для посетителей 13 марта 1935 года. В 1936 году музею передан Крестовоздвиженский храм, в котором разместился раздел древней живописи. Здесь хранятся образцы палехской иконописи начиная с XVII века. Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании. Экспозиция музея начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. В настоящее время в музейных фондах хранится около двух тысяч лучших произведений палехских мастеров. Лучшие среди них - пластина "Сказка о рыбаке и рыбке" И.И.Зубкова, шкатулка "Сказка о золотом петушке" И.М.Баканова, ларец "Сказка о царе Салтане" А.В.Котухина, "Бесы" И.П.Вакурова.

В 1930-е годы начала формироваться коллекция древнерусской живописи, и был создан отдел дореволюционного палехского искусства. Его фонды пополнялись в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Так в Государственном музее Палехского искусства оказались древние произведения ростово-суздальского иконописания: Николай Чудотворец с житием конца XIV века и Благовещение начала XV века. Основу древнерусской коллекции ГМПИ составляют иконы палехских писем XVII- XX веков.

Город Плес находится в Приволжском районе Ивановской области России. Название свое город получил потому, что здесь Волга течет по прямому длинному руслу между двумя изгибами. Такие прямые места обычно называют плесами. Город делится на две части: верхнюю - горную и нижнюю - подгорную. Верхнюю называют Троицкой, нижнюю - Набережной.

Основан Василием I (Темным) как пограничный форпост Московского княжества в 1410 г. для защиты подступов к Костроме и Москве от татаро-монгольских набегов. Упоминается в Воскресенской летописи. Археологические исследования показали, что древний город существовал тут уже в XII в. На высоком холме у устья реки Шохонка была построена деревянная крепость, существовавшая до начала XVII в. (сохранились фрагменты земляных валов). К югу от нее возникла Троицкая, у северного подножья холма - Прибрежная, к Востоку, за рекой Шохонка - Заречная (Рыбная) слободки.

Благодаря красоте окрестностей обрел славу русской Швейцарии и стал популярным среди русской интеллигенции дачным местом. Плес утратил свои городские функции и превратился в сельское поселение. Город неоднократно служил источником вдохновения для русских художников-пейзажистов, в т.ч. И.И. Левитана, который жил и работал здесь в 1887-90 гг.

За годы советской власти Плес стал городом-курортом, городом-здравницей: Дом отдыха ЦК профсоюза текстильщиков, Дом творчества союза театральных деятелей, санаторий, турбаза.

В 1980 году принято Постановление Совета Министров РСФСР о создании Плесского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, главная цель которого - обеспечить охрану памятников истории и культуры, природного ландшафта города и прилегающих к нему территорий.

В Плесе сохранилась городская планировка, сложившаяся в XVII - первой половине XVIII в. Улицы расположены параллельно реке. Плес на редкость живописен благодаря своеобразному рельефу. Высокий берег прорезан многочисленными оврагами, разделяющими его на отдельные горы. Каждый из этих холмов-гор имеет свое собственное название. Гора, на которой стояла древняя деревянная крепость города Плес, вплоть до XVII в. называлась Соборной. На естественных возвышенностях расположены многочисленные церкви: Успенский собор типа "восьмерик на четверике" с шатровой колокольней (конец XVII - начало XVIII в.), расположенный на Соборной горе (ныне - горе Свободы); Петропавловская церковь (1841) - на Петропавловской горе (ныне - горе Левитана); классицистический ансамбль Троицкой церкви (летней, 1808 и зимней, 1828) - в нагорной части города на территории бывшей Троицкой слободы; западную границу города определяет Преображенская церковь в стиле позднего классицизма (1849); на территории Заречной слободы сохранилась классицистическая Варваринская церковь с многоярусной колокольней (1821); композиционным центром прибрежной части города является ансамбль Торговой площади с Воскресенской церковью в стиле классицизма (1817), торговыми рядами и зданием пожарной части (2-я половина XIX в.).

В застройке улиц остались в целости многочисленные 2-х этажные кирпичные жилые дома (Моисеева, Подгорного, Смирнова и др.) в стиле классицизма, оригинальная по архитектуре и декоративному решению так называемая дача Павлова в стиле модерн (начало XX в.).

Успенский собор был поставлен на Соборной горе на территории бывшей древней крепости. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. Здание кирпичное, побелено по кладке. В конце XVIII - нач. XIX в. сооружены новый алтарь и шатровая колокольня. К настоящему времени сохранились только зимний Успенский собор и ворота. Это древнейший памятник культового зодчества города, представляющий собой провинциальный вариант московского барокко, с более поздними по времени, но сохраняющими традиции XVII в. частями.

Основной объём Успенского собора - восьмерик на четверике — характерен для храмов нарышкинского типа, но трактован несколько тяжеловесно. Приземистый односветный квадратный в плане четверик несёт широкий восьмерик с купольной гуськовой кровлей и луковичной главкой с перехватом на гранёном барабане. Пониженный полукруглый алтарь и небольшая почти квадратная трапезная (на боковых её фасадах — по одному окну) равны по ширине основному объёму. В композиции доминирует колокольня: её четверик с арочным входом с запада несёт восьмигранный столп, завершенный арками звона и увенчанный мощным шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Упрощённое декоративное убранство фасадов архаично и тяготеет к формам середины 17-го века: лопатки, огибающие углы четверика, простые карнизы с поребриком в завершении объёмов, наличники арочных окон на боковых гранях восьмерика - с полуколонками и килевидными завершениями, акцентированные колонками углы восьмерика. На стенах апсиды прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками чередуются с пилястрами, поставленными в простенках. Аналогичные по форме окна четверика (две оси на боковых фасадах и трапезной) обведены простыми рамками. Углы нижнего четырёхгранного яруса колокольни отмечены парными пилястрами, фланги граней столпа - лопатками. Килевидные архивольты арок звона и уплощенные наличники различных по форме слухов дополняют декор.

Основное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику перекрыто восьмилотковым сводом, алтарь - конхой, трапезная - полулотковым сводом. В нижнем ярусе колокольни, служившем притвором, свод коробовый; лестница в его северной стене ведёт к звону. Кирпичные и побеленные ворота представляют собой два пилона с арочными проходами, раздвинутые на ширину проезда. Пилоны завершены треугольными фронтонами с главками, а их плоскости украшены выполненными в кирпичной кладке крестами и плоскими фигурными нишами. В тимпане фронтона - киоты. Сохранились два прясла ограды в виде низкой стенки, ограниченной четырёхгранными столбиками.

Плес - великолепный памятник русской природы, и потому и сейчас является летней мастерской для художников, местом отдыха для столичной и провинциальной интеллигенции. Плесом были очарованы художники И. Репин, Ф.Васильев, здесь работали художники: А. Степанов, В. Бакшеев, М. Аладжалов, А. Корин, В. Переплетчиков, приезжали на отдых: Ф. Шаляпин (ныне в бывшей даче Ф. Шаляпина находится дом отдыха Порошино, видные русские актеры А. Коонен, А. Таиров, здесь родился Н. Смирнов.

С неизменной гордостью вот уже сто лет произносят жители Плеса имя замечательного певца русской природы - художника И.И. Левитана (1861-1900). Он создал здесь почти двести картин и этюдов, украшающих собрания Третьяковской галерей, Русского музея и многих других музеев страны: После дождя. Плес, Вечер. Золотой Плес, Над вечерним покоем, Золотая осень. Слободка, Осень. Мельница. Плес, Березовая роща, Свежий ветер, Над вечным покоем, Вечерний звон и многие другие. Левитан открыл для художников Плес как богатейшую природную студию. Картины, созданные им на Волге дают представление о бескрайних просторах родной земли, несут великую любовь к Родине.

25 августа 1972 г. в доме, где жил художник, открылся музей (бывший дом Солодовникова). В экспозиции дома-музея произведения И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, Л.В. Туржанского, И.И.Шишкина, А.С.Степанова, С.П.Кувшинниковой и др. В 1974 году рядом с музеем был установлен памятник художнику работы Н.В.Давыдкина.

В 1960 в Плесе открыта картинная галерея. В экспозиции - произведения пейзажистов, в том числе Ю.Д. Коровина и др.

Здесь работали и работают: Г.К. Савицкий, Б.И. Пророков, Н.Н. Жуков, Н.М. Ромадин, Я.Д. Ромас, А.М. Грицай, И.С. Глазунов, М.В. Куприянов, Н.А. Соколов (Кукрыниксы), ивановцы - Б.Н. Лукин, М.С. Агеев, Е.А. Грибов, М.И. Малютин, С.И. Грачев, Г.Г. Максимов и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: