Кострома

Кострома входит в Золотое кольцо России. Город Кострома – один из старейших русских городов, административный, культурный и промышленный центр Костромской области. Расположен в 330 км к северу-востоку от города Москвы на Костромской низменности, на обоих берегах реки Волги и старого устья реки Костромы.

Кострома основана князем Юрием Долгоруким в 1152 году. С середины XIII века Кострома - стольный город Костромского удельного княжества. В первой половине XIV века город входит в состав Московского княжества и с тех пор его история неотделима от исторического пути общерусского государства.

В Ипатьевском монастыре Костромы в XVII веке произошли события, имевшие общероссийское значение. Здесь в марте 1613 года принял Московское посольство и был призван на царство юный царь Михаил Романов. С тех пор в истории Российского государства Кострома занимает особое место как колыбель Дома Романовых.

Наряду с уникальным архитектурным ансамблем Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника "Ипатьевский монастырь", памятниками эпохи рассвета Костромы XVI - XVII веков стали Богоявленский монастырь и храм Воскресения на Дебре.

Одними из лучших образцов русского провинциального классицизма конца XVIII - начала XIX веков считается административно-торговый архитектурный комплекс центра города. В старой части Костромы сохранилась исторически сложившаяся планировочная структура - лучевая сетка улиц, соответствующая генеральному плану города, утвержденному императрицей Екатериной II в 1781 году с раскрытием центра города к реке Волге.

Испокон веков основной религиозной конфессией в г.Костроме являлось православие. В настоящее время на территории города действуют 3 православных монастыря: Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (конец XIII века), Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (первая половина XV века), Знаменский женский монастырь. И 11 православных храмов: Александра и Антонины в поселке Селище (1628 г.).

На территории города Костромы представлены и другие религиозные конфессии: христианского толка: старообрядцы (церковь Спасская за рекой Волгой), католики, протестанты, баптисты, последователи ислама, иудаизма и ряд других мелких религиозных групп различной направленности.

С городом связаны имена многих известных деятелей науки, культуры и искусства. Кострома - родина основателя первого в России театра Федора Волкова. В Костроме родились поэт А. Плещеев и писатель П. Катенин, драматург В. Розов, жили и творили писатель А. Писемский, В. Розанов, В. Иванов, Е. Осетров, литературный критик И. Дедков, художники Н. Шлеин, Н. Шувалов, А. Белых и другие. Не только стране, но и миру известны имена таких костромичей, как крупный финансист, ученый, писатель, меценат Ф. Чижов, путешественник Г. Невельской.

Город Кострома – своеобразный и уникальный памятник русского градостроительства XVI-XIX веков с ценными памятниками архитектуры и истории, один из русских городов, сохранивших неповторимый и своеобразный архитектурный облик. Самые древние среди сохранившихся до наших дней исторических построек входят в ансамбли: Богоявленского монастыря (Богоявленский собор 1565 г.), Ипатьевского монастыря (Троицкий собор 1652 г.). Выдающимся памятником русской архитектуры XVII в. является церковь Воскресения на Дебре (1652 г.).

Торговый ансамбль возводился на месте посада. Комплекс Костромских торговых рядов является одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII - начала XIX в.в. Торговые ряды, расположенные на главной площади города, состоят из более двадцати зданий, различных по размерам и спуска к реке Волге. Комплекс зданий Красных, Мучных, Пряничных, Рыбных, Табачных, Масляных, Молочных рядов придают центру города неповторимый и своеобразный архитектурный облик (архитекторы К. Клер, С.А. Воротилов, В.П. Стасов, Н.И. Метлин, П.И. Фурсов).

В ансамбль главной административной площади города – Сусанинской - входят выдающиеся памятники русской архитектуры – здание Присутственных мест (архитекторы А.Д. Захаров, Н.И. Метлин), дом Борщова (архитектор Н.И. Метлин), здания Гаупвахты и пожарной Каланчи (архитектор П.И. Фурсов), построенные в 1800-1820 годах. В 1823 году близ таможенной заставы на берегу р. Волги на месте главного подхода к ансамблю торговых рядов была построена Московская застава (архитектор П.И. Фурсов) для организации парадного въезда со стороны главной транспортной артерии – реки Волги.

В Костроме действуют четыре государственных вуза — Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, Костромской государственный технологический университет, сельскохозяйственная академия и Военная академия радиационной, химической и биологической защиты.

Наиболее крупные в своих отраслях предприятия: ОАО «Костромской завод «Мотордеталь», ОАО «Фанплит», ГУ ИПП «Кострома», ОАО «Калориферный завод»), ФЛ ФГУП «Костромской ликеро-водочный завод», ОАО «Костромской ювелирный завод», ЗАО «Серебряный источник» и другие.

Достопримечательности Костромской области

Село Красное-на-Волге, административный центр Красносельского района, лежит на левом берегу реки Волги, в 35 км к юго-востоку от Костромы. Местная легенда гласит, что название населённого пункта происходит от кровавой битвы с иноземным войсками. По другой версии поселок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.

Село Красное-на-Волге издавна славится своими мастерами–ювелирами. Здесь находится крупнейшее и очень древнее ювелирное производство России. Кружевные сканно–филигранные изделия и сегодня остаются коньком красносельских мастеров. К концу XIX века продукция Красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на представителей небогатых слоев населения — недорогие медные и серебряные украшения, крестики и образа. Ювелирный промысел был развит и в близлежащих деревнях, причём каждая ориентировалась на определённый вид изделий.

Интересен Храм Богоявления Господня — шатровая церковь, построенная во времена Бориса Годунова. В 1962 году была произведена реконструкция храма и он был восстановлен до состояния, в котором он находился к концу XVII века. В 1990 году он был возвращен православной церкви.

В селе находится музей ювелирного и народно-прикладного искусства, содержащий более 3 тысяч экспонатов, к числу которых относится коллекция «красносельской скани», коллекция старообрядческого медного литья, живопись и графика красносельских и костромских художников.

Село Сусанино (бывшее Молвитино) - административный центр Сусанинского района Костромской области России. Посёлок расположен на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от областного центра Костромы, на автодороге Кострома — Буй.

Впервые село Молвитино упомянуто в XVI веке, как центр местной железнорудной промышленности. В 1613 году разорено поляками. Именно с окрестностями села связан знаменитый подвиг Ивана Сусанина, который родился также неподалёку от Молвитино.

В XVII веке село принадлежало боярскому роду Салтыковых. Со временем Молвитино постепенно стало крупным торговым селом, здесь устраивались большие ярмарки, в XVIII веке были построены каменные торговые ряды. Развивались также суконно-валяльный промысел, изготовление шапок, коневодство, сыроделие.

Главная достопримечательность посёлка - Воскресенская церковь XVII века. Сейчас в церкви — музей И.Сусанина. Экспозиции музея рассказывают о событиях конца XVI - начала XVII вв., подвиге крестьянина Ивана Сусанина, спасшего жизнь первого царя династии Романовых; о людях, повторивших подвиг И.Сусанина; о том, как отражен подвиг И.Сусанина в произведениях искусства и литературы. Знакомство туристов с родовым имением Романовых - с. Домнино, показ болота, где погиб Иван Сусанин.

Село Домнино известно как родовое поместье Ксении Ивановны Шестовой, матери первого царя из династии Романовых. По мнению одних историков, именно здесь скрывался молодой Михаил Федорович Романов от польских интервентов, а Иван Сусанин совершил свой подвиг.

Когда в феврале 1613 года Великий Земский собор в московском Успенском соборе единодушно избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны, самого юного князя в столице не было - вместе с матерью он бежал из захваченного поляками Московского Кремля в Кострому, а оттуда - в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. По преданию, Ксения Ивановна оставила сына в Домнино под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Унженского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням. Поляки, узнав об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд, чтобы захватить его. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина. Интервенты устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам, а бурмистра Ивана Сусанина заставили идти с ними проводником до Домнина. Дальше все знают: Сусанин повел отряд в сторону от Домнина, к болотам, где принял мученическую смерть - "стали пытать его великими, немерными пытками, посадя на столб, рубили на части...".

Украшение села - Свято-Успенский храм, сооруженный в начале XIX века на том самом месте, где когда-то стоял дом Ксении Ивановны. Храм - действующий. За порядком следят монахини Богоявленского-Анастасиина монастыря.

Щелыково – музей-заповедник великого русского драматурга А.Н. Островского. Здесь он жил в летнее время в 1863-1886 годах. Сохранился дом–усадьба XVIII века семьи драматурга, литературно–мемориальный музей. Здесь были написаны 19 пьес, среди которых «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница». Разбит парк по местам персонажей пьесы Островского «Снегурочка»: Ярилина поляна, Голубой ключик.

С древнейших времен Кострома является одним из центров духовной жизни Руси. Веками бережно хранят духовное наследие костромского края «как будто выходящие из недр земли» древние стены монастырей, золотые купола соборов и церквей. Не зря называют Кострому богохранимой землей. Главной святыней костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой.
Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, свершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери в руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, православной церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель династии Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а так же в том, что переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской православной церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

В ХIV веке костромской край был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. Так, Авраамиево-Городецкий монастырь был основан в 60-е годы XIV столетия. Главными святынями обители являются мощи преподобного Авраамия, находящиеся под спудом в подклете Покровского храма, старинный покров с раки преподобного, мироточивая икона Преподобного Авраамия, его вериги, а также крест с частицами Гроба Господня и Голгофы. А основание Железноборовскому монастырю было положено учеником преподобного Сергия Радонежского, преподобным Иаковом Железноборовским, около 1390 года. При жизни и после смерти преподобного Иакова основанный им монастырь пользовался покровительством московских князей. В число братии Железноборовского монастыря входил когда-то Григорий Отрепьев, уроженец Галича, известный в истории под именем самозванца Лжедмитрия I.

На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Пахомий Нерехтский. Последний основал в костромской глубинке удивительной красоты монастырь, который сейчас носит имя святого. Рядом с монастырем находится святой источник. Церковные предания говорят о том, что с древних времен приходило множество верующих, чтобы взять целебной воды. Сотни лет не прекращалось почитание святого места. В 1966 году святой источник был засыпан песком и камнями, однако на следующий год он вновь пробился на поверхность земли. Многочисленные паломники со всех концов России пьют эту воду и получают душевные и телесные исцеления. Ежегодно 28 мая отмечается праздник Святого Пахомия.

Кроме того, на костромской земле прославились Макарий Писемский и преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: