Глава VI. Культура Кавказа

Культура Кавказа [60]

Кавказ представляет собой один из интереснейших в культурном отношении российских регионов. Пожалуй, ни в одной другой части России мы не встретим столь большого разнообразия самобытных культурных традиций различных народов, которые были бы сосредоточены на достаточно компактной территории. При всех существующих различиях, культура народов Кавказа отличается неким неповторимым местным колоритом, не встречающемся более нигде, что и даёт основание выделять Кавказ в качестве целостного в культурном плане региона. Таким образом, следует сразу отметить, что в культурном плане Кавказ является концентрированным выражением специфики всей российской культуры, её единства в многообразии.

Уникальность культуры Кавказа обуславливается несколькими факторами. Прежде всего, необходимо остановиться на природных особенностях. Кавказский хребет относится к горам альпийского типа, его максимальная высота превышает 5тыс. метров над уровнем моря. Самыми высокими его вершинами являются горы Эльбрус и Казбек, ставшие своеобразными символами всего Кавказа. Богат и разнообразен животный и растительный мир Кавказа. На территории Северного Кавказа расположены три национальных парка федерального значения: «Сочинский», «Приэльбрусье» и «Алания». Значительную их часть покрывают леса, – так, они покрывают до 95% территории парка «Сочинский». Кроме привычных для средней полосы России сосен, берёз, рябин здесь в изобилии встречаются буки, грабы, пушистые дубы, самшит и пр. Необычайно красивы также альпийские и субальпийские луга, поражающие воображение изобилием трав и цветов, среди которых находится более 50 видов, занесённых в Красную книгу. Совершенно уникален и нигде более, кроме Кавказа, не встречается, рододендрон кавказский, представляющий собой вечнозелёный кустарник с кожистыми листьями, особенно красивый в начале июня, когда крупные бело-розовые или кремовые цветы придают горным склонам необычайно красочный вид.

Разнообразие рельефа и богатство растительности предопределили и богатство животного мира. На Кавказе можно встретить медведей, кабанов, волков, лис, а также таких исключительно местных представителей фауны, как легендарный тур Северцова, кавказский олень, кавказский тетерев. Всего на Кавказе обитают более 200 видов позвоночных.

Не менее важным фактором, предопределившим собой уникальность кавказской культуры, является необычайная этническая пестрота Кавказа. Этнокультурная карта Кавказа формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. Каждая историческая эпоха оставляла на ней свой собственный отпечаток. В результате длительных межкультурных и межэтнических контактов и взаимовлияний сформировался уникальный по количеству локальных культур регион с неповторимым переплетением ярких культурных традиций. Сейчас на Кавказе живет свыше 50 различных народов.

Народы Кавказа в своем большинстве относятся к четырем языковым семьям: северокавказской, картвельской, алтайской и индоевропейской. Северокавказская семья состоит из абхазо-адыгской и нахско-дагестанской групп. Индоевропейская семья представлена на Кавказе, в основном, армянской, иранской и славянской группами, алтайская семья - тюркской группой. В небольшом числе на Кавказе расселены греки (особая группа индоевропейской семьи), ассирийцы (семитская группа афразийской семьи) и некоторые другие народы.

Одним из самых крупных кавказских народов являются грузины (самоназвание - картвели), входящие в картвельскую семью и живущие к югу от Большого Кавказского хребта, в центральной и западной части Закавказья. Грузинский этнос складывался на территории, занимаемой современной Грузией и соседними районами Турции, из трех крупных родственных групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов.

В состав абхазо-адыгской группы северокавказской семьи входят абхазы, абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы.

Адыгейцы, кабардинцы и черкесы - три близких родственных по культуре и языку народа. Все они являются потомками адыгских племен, аборигенов юго-западной части Северо-западного Кавказа и Черноморского побережья: зихов, керкетов и др.

Нахско-дагестанская группа делится на две подгруппы - нахскую и дагестанскую (некоторые исследователи считают их самостоятельными группами). К нахской подгруппе относят чеченцев и ингушей. Чеченцы (самоназвание - нохчо) - крупнейший после русских народ Северного Кавказа, являются аборигенами центральной части Северного Кавказа и первоначально жили в горных ущельях, разделяясь на отдельные территориальные группы. В XVI-XVIII вв. они стали переселяться на равнину, в долины. Древнейшие поселения ингушей находились в горах, где они жили отдельными обществами. Переселение ингушей на равнину началось в XVI-XVII вв. и получило большой размах в первую половину XIX в. Это было связано, так же как и у чеченцев, с усилением русского влияния на Северном Кавказе.

Большинство народов Дагестана – одной из самых сложных в этническом отношении областей не только в нашей стране, но и в мире - входит в дагестанскую подгруппу (нахско-дагестанской группы), состоящую из четырех ветвей: аваро-андо-цезской (аварцы и близкие им андо-цезские народы), даргинской (даргинцы и близкие им народы - кубачинцы и кайтагцы), лакской (лакцы) и лезгинской (лезгины, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, удины, будуги и др.).

Азербайджанцы формировались в процессе смешения древнего коренного населения Атропатены (Малой Мидии) и Кавказской Албании с ираноязычными киммерийцами, скифами и тюркоязычными гуннами, болгарами, хазарами, печенегами и др., периодически вторгавшимися сюда в I тысячелетии до н. э. и I тысячелетии н. э. Последовавшая в XI-XIII вв. новая волна вторжений тюркоязычных народов (особенно огузов-сельджуков) привела к завершению формирования азербайджанской народности. В состав азербайджанцев послевоенные переписи населения включали также талышей, живущих в Ленкоранской низменности и Талышских горах на юге Азербайджана, однако в переписи 1989г. они уже выделены в качестве самостоятельного народа (хотя их численность явно преуменьшена). Талыши в быту используют язык иранской группы, и по-видимому, полной их ассимиляции с азербайджанцами еще не произошло.

В формировании карачаевской народности (XIII-XIV вв.) принимали участие местные горские северокавказские племена, а также пришедшие с севера тюркоязычные кыпчаки и болгары и ираноязычные аланы.

Балкарцы близкородственны карачаевцам и говорят вместе с ними на едином карачаево-балкарском языке. Балкарцы образовались в результате смешения местных горских племен с пришлыми ираноязычными аланами и тюркоязычными болгарами и кыпчаками. Кумыкский народ сложился в результате смешения древнего коренного населения Дагестана с пришлыми тюркоязычными племенами (в первую очередь с кыпчаками).

Ногайцы - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая, смешавшихся с тюркоязычными половцами (кыпчаками) и воспринявших их язык.

Из коренных народов Кавказа на языках индоевропейской семьи говорят армяне и ираноязычные осетины, курды, таты и талыши. Армяне (самоназвание - хай) образуют по языку особую группу индоевропейской семьи. Предков армян связывают с населением древнейших государств, возникших на северо-востоке Малой Азии - Арматана (XVI-XV вв. до н. э.) и Хайаса (XIV-XIII вв. до н. э.). В XII в. до н. э. предки армян вторглись в ассирийскую провинцию Шуприа, которая в VIII в. до н. э. была присоединена под названием Арме к государству Урарту. Население областей Хайаса и Арме, говорившее на праармянском языке, частично ассимилировало местные хуррито-урартские племена. Процесс складывания армянского этноса завершился ко времени греко-македонских завоеваний в IV в. до н. э.

К иранской ветви индоевропейских языков на Кавказе относятся языки осетин, курдов, татов и талышей. Осетины по своему происхождению связаны с древним аборигенным населением Северного Кавказа, смешавшимся с ирано-язычными пришельцами - скифами (VIII-VII вв. до н. э.), сарматами (IV-I вв. до н. э.) и, особенно, аланами (с I в. н. э.). После оседания этих степных ираноязычных племен местное население восприняло их язык и многие элементы культуры. Две этногеографические группы современных осетин - дигорцы и иронцы - предположительно восходят соответственно к скифскому и сармато-аланскому корням народа. Курды (самоназвание - курд, курмандж) - говорят на языке курдской (западной) подгруппы иранских языков индоевропейской семьи и представляют автохтонное население исторической области Курдистан на стыке Ирана, Ирака и Турции, где их численность оценивается в 13-20 млн. человек. В Закавказье проживает несколько более 100 тыс. курдов. Таты - малочисленный (25 тыс. человек) ираноязычный народ, проживающий в пределах Азербайджана и Дагестана. Талыши (самоназвание - толыш) - говорят на языке западной (курдской) подгруппы иранских языков и являются остатком древнего коренного населения Кавказа, сохранившимся в Ленкоранском крае Азербайджана и в примыкающих районах Иранского Азербайджана, где численность талышей достигает 100 тыс. человек. Талышское ханство вошло в состав России еще в начале XIX в. Степень азербайджанской культурной ассимиляции талышей очень высока.

Основными религиями Кавказа являются христианство (православие и армяно-григорианство) и мусульманство (суннизм и шиизм). Есть представители иудаизма (ашкеназы, лахлухи, грузинские и горские евреи).

Народы Кавказа владеют богатейшей и во многом невостребованной в российской и мировой действительности культурой. Об этом говорят такие древние культуры Кавказа как колхидская, майкопская, чохская, кобанская, скифосарматская, хазаробулгарская и другие. Культура народов Кавказа стала источником и регулятором многих этнических культур народов Европы и Азии.

Еще за несколько тысячелетий до н.э. древние племена майкопской и куро-аракской культур одомашнивали диких животных. Здесь едва ли не впервые в восточном полушарии были выведены хлебные злаки. В III тысячелетии до н.э. на Кавказе происходит интенсивное освоение железа, появляются даже металлургические центры, что позволило предкам нахско-дагестанских и адыго-абхазских народов стать монопольными изготовителями металлических орудий труда и оружия в период зарождения других близлежащих мировых цивилизаций. Кавказская цивилизация – это целый конгломерат локальных и весьма взаимопроникающих культур. Так, в закубанской этно-культурной области, простирающейся от Северо-Восточного Причерноморья до реки Лабы, ее носителями были предки адыгейцев, алан, автохтонные горные народы – гунны, карачаевцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы и ингуши. Уже в эпоху средневековья на Кавказе возникает множество государственных образований, которые, существуя в труднейших географических условиях, создают вполне современные политические структуры. Последние способствовали сохранению и воспроизводству уникально-самобытных этнокультурных очагов единой кавказской цивилизации. Урарту, Хеттское государство, Колхида, Абхазское царство, государство Серир – Аварское ханство, "огненная" Албания, Великая Булгария, Хазарский каганат, Алания, Тарковское шамхальство, Кабарда и другие. В отличие от этносов и культур многих других регионов интенсивного межэтнического взаимодействия здесь сохранился кавказский тип культуры и антропологический тип населения. И самое главное – активные контакты друг с другом помогли народам Кавказа не только сохранить свою индивидуальную самобытность, но и выработать общие черты культуры, психологии и нравственности. Вот почему так опасно разрушать эту вековую социокультурную целостность в угоду сиюминутным политическим интересам.

Одним из рычагов традиционного сближения народов Кавказа выступали весьма близкие нормы обычного права, которые веками господствовали в их жизнедеятельности. Примером такого сближения является социально-патерналистский институт – аталычество, который развил в регионе механизмы некровного межэтнического родства людей. Близко к нему стоит и институт куначества. Они удивительно богаты по своему духовно-нравственному содержанию.

Развитая система кавказского этикета – это уникальный памятник человеческого общения, который существенным образом влияет на усиление целостности и единства народов Кавказа. В этом плане известно их цивилизационное влияние. В то же время не без воздействия иных цивилизаций кавказские народы создали культуру письменностей (грузинская, армянская, древне-тюркская – кавказская, арабографическая – дагестанская, адыго-кабардинская, азербайджанская, кумыкско-карачаево-балкарская). Культура поэзии, истории, философии – Нарекаци, Комитас, Давид Непобедимый, Леонтий Мровели, Шота Руставели, Низами, Насими, Гошоях-Биче, Абдуллах Шейх – аварская, лакская, кумыкская и другие, которые без сомнения повлияли на мировую культуру.

Русская цивилизация вписала собственные страницы в летопись культуры Кавказа. Русские появлялись на Северном Кавказе, начиная с глубокой древности. Уже в Х века побывали дружины Святослава, громившие остатки агрессивно-парахитарного Хазарского каганата. Попытка создать регулярное русское присутствие может быть отнесена ко временам Ивана Грозного, по указу которого в в 1567г. основана крепость Терки, и Бориса Годунова, когда на помощь Грузии были посланы несколько русских стрелецких полков и основаны несколько крепостей. Примерно в это же время возникает субэтнос терских (гребенских) казаков. Официальной датой возникновения Терского казачьего войска считается 1577г. С 1588г. московские воеводы регулярно привлекают казаков для разведки и пограничной службы. Однако последовавшее вскоре Смутное время надолго затормозили продвижение России на Кавказ.

Его регулярное вхождение в состав России началось во 2-й половине XVIIIв. В Кючук-Кайнарджийский договор (1774г.) с Турцией Россия внесла условие прекращения взимания дани юношами и девушками с Грузии, что свидетельствует о стремлении Российской империи защитить единоверные народы и взять под свою защиту. Георгиевский трактат 1783г., по которому Грузия добровольно принимала Российское подданство (по воле грузинского царя Ираклия II, стремившегося спасти свой народ от персидского геноцида), стал отправным пунктом постепенного вхождения Кавказа в состав России.

Принятие Россией под защиту православных народов Кавказа означало невозможность грабительских набегов на них горцев-мусульман, что вело к их неприязни и враждебным выступлениям в адрес России. С конца XVIIIв. на Северном Кавказе обострились отношения с чеченцами, совершавшим регулярные нападения на русские сторожевые заставы.

Для защиты и закрепления своего влияния, помимо чисто военных мероприятий русское правительство предпринимает меры колонизационного характера. Ещё в 1774 – 1775гг., с момента упразднения Запорожской сечи на Кубань начинается переселение бывших запорожских казаков. К концу столетия численность Черноморского (Кубанского) казачьего войска составляла около 13 тыс. человек. Именно терские и кубанские казаки стали главными проводниками русского и православного влияния. За несколько столетий пребывания на Кавказе и непосредственном соприкосновении с местными народами сформировали уникальную культуру терцев и кубанцев, которая вобрала в себя и гармонично синтезировала элементы великорусской, малороссийской и местной горской культуры. Духовной основой этого уникального этнокультурного синтеза являлось Православие.

В целом ряде черт повседневной жизни терских казаков просматривается влияние быта и взаимоотношений горских народов. Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничная обувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом. Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени, и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас.

Веками шло взаимопроникновение русских и горских обычаев и традиций. И в результате разные нации пришли к сходному семейному и общественному укладу.

Кубанское казачество отличается рядом специфических черт, проистекающих из его малороссийского генезиса. Сохраняя Православие в качестве духовной основы своего мировоззрения и культуры, кубанские казаки обладают целым рядом отличий от терских казаков и, что не менее важно, стремятся такую свою особость сохранить. С момента своего возникновения кубанское казачье войско органично сочетает компоненты великорусской и малорусской (украинской) культурных традиций.

Во многих станицах были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика. В другихх станицах донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. При этом повсеместно бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор. Широкое развитие на Кубани получило прикладное и изобразительное искусство. Линейно-геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Общими чертами казацкой субкультуры в контексте культуры Кавказского региона являются устои семейной жизни, нравственные императивы, нормы взаимоотношений старших и младших, мужчин и женщин.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).

Таким образом, в течение нескольких столетий на Северном Кавказе сложилась культура казачества, разнообразившая палитру кавказской культуры и составляющая в настоящее время её неотъемлемую часть. В ХХ веке терское и кубанское казачество перенесло, как и вся Россия, ряд тяжелейших испытаний и трагических катаклизмов, нанёсших, в том числе, тяжёлый урон казацким традициям и культуре. Тем не менее, казачество на Кавказе остаётся мощным носителем и проводником идеи государственного единства России, целостности её культурного пространства, хранителем Православия и собственных культурных традиций, стремясь к их возрождению на новом витке цивилизационного развития.

Мировую историю и, в первую очередь, историю России нельзя понять и представить без цивилизационной энергии Кавказа. Они исторически неотделимы друг от друга и взаимообусловлены. Нельзя недооценивать могучие внутренние силы, которые связывают кавказскую и российскую цивилизацию, особенно в сфере духовной культуры. В результате длительных и многоплановых процессов взаимодействия различных народов Кавказ вошёл в цивилизационное пространство России, не утратив, при этом, собственной культурной идентичности. Данная особенность, способность к синтезу без ассимиляции при сохранении традиций каждого из субъектов культурного взаимодействия есть специфическая черта русской культуры и русского народа, выступающего в качестве государствообразующей нации в рамках Российской цивилизации.

Для России Кавказ – это одно из окон на Восток, канал продуктивного приобщения к уникально самобытным культурам народов региона. Процесс взаимодействия культур всегда превосходил в этом регионе менее продуктивный процесс этноцентристской самоизоляции (и в отношениях с Россией). Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Толстого, С.Есенина, Н.Бараташвили, Важа Пшавела, К.Хетагурова, И.Абашидзе, К.Кулиева, Р.Гамзатова, Ф.Искандера и других великих светочей отечественной мировой культуры – это результат таланта и талантливого сотворчества народов. Как и в целом мировая цивилизация – это результат диалога и созидательного взаимодействия народов, а культура Кавказа – важная и уникально составляющая часть этого процесса. При всем различии религиозных воззрений между большинством кавказских народов существует удивительное сходство в их повседневной бытовой культуре, декоративно-прикладном искусстве, нормах поведения. Всё это позволяет говорить о Кавказе как особом цивилизационном регионе в рамках Российской цивилизации.

Вопросы к разделу:

6. Каковы наиболее характерные природно-климатические особенности Кавказского региона?

7. Как природные условия Кавказа отразились в культуре и искусстве кавказских народов?

8. Перечислите основные этнические группы Кавказа?

9. Дать характеристику конфессиональной карты Кавказа.

10. Назвать и охарактеризовать наиболее яркие памятники русской культуры на Кавказе.

11. Проанализируйте типы и образцы кавказского эпоса, быта и декоративно-прикладного искусства.

12. Составьте планы экскурсий по природным и культурным достопримечательностям Кавказа.

Литература:

1. Инюшкин В. И. Россия и Кавказ: ретроспективы и перспективы культурного диалога. М., 2007г.;

2. Широкорад А. И. Кавказские войны России. М., 2008г.;

3. Народы России: опыт энциклопедического словаря. М., 2007г.

4. Декоративно-прикладное искусство народов России: энциклопедический словарь. М., 2007г.;

5. Мифы и эпос народов Кавказа. М., 2007г.

6. www.kavkaz.ru

7. www.essentuki.ru

8. www.veskavkaz.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: