Глава VII. Культура Сибирского региона

Все, что простирается за Уральскими горами на восток, всю северную территорию азиатского континента многие наши соотечественники, и, особенно, иностранцы, называют Сибирью. Представление о ней объективно отражает ее суровую природу и климат: это снега, трескучие морозы, бескрайняя тайга, бездорожье, разбросанные далеко друг от друга населенные пункты.

Но Сибирь многолика: это и край вечных льдов на Ямале и Таймыре, бескрайняя тундра вдоль Северного Ледовитого океана, степи Хакассии и Тувы, Алтайские горы, бесценные озера – Байкал, Телецкое, Кучинское и Кулундинское. Сохранились и преображаются старинные города – Томск, Тобольск, Тюмень, Иркутск, Чита, Нерчинск; построены совсем новые – Братск, Надым, Новый Уренгой, Обь, Нефтеюганск.

Сибирь как регион в составе России оформилась на протяжении XVI – XVIII столетий, хотя уже в более раннее время, а именно в XIV – XVвв. Новгородские ушкуйники предпринимали экспедиции «за Камень» (за Урал) с целью добычи пушнины, моржового клыка, шкур и.т.п. Тем не менее систематическое продвижение русского народа в Сибирь начинается после оформления Русского централизованного государства в середине – второй половине XVIв.

Культура Сибири складывалась на основе взаимодействия русской культуры, носителями которой являлись представители русского этноса, постепенно колонизировавшие водоразделы сибирских рек и, с другой стороны, аборигены Сибири, относящиеся к угро-финской и тюркской этно-языковым группам.

В процессе этого взаимодействия проявилась определённая специфика, характерная для всего культурного пространства России. Её сущность заключалась в способности русских людей находить общий язык с представителями самых разных этноконфессиональных групп, не доводя различия и даже локальные конфликты до непримиримых антагонизмов. В этом отношении можно констатировать удивительное совпадение русского национального характера и государственной политики: русские люди не испытывали колонизаторского высокомерия в отношении автохтонов, а центральная и местная администрация никогда не имели целью геноцид местного населения во имя освобождения территорий либо сиюминутного обогащения.

Смешанные браки при достаточно гибкой политике христианизации сибирских народов создали благоприятные условия для сосуществования и дальнейшего развития русской и местных этнических культур при их частичном взаимовлиянии. Основными центрами русской культуры в настоящее время в Сибири являются крупные города: Тюмень, Тобольск, Омск, Новосибирск, Иркутск, Томск, Красноярск и пр. Русская деревенская культура Сибири в значительной степени представляет собой этнографический реликт вследствие общероссийских процессов депопуляции русской деревни на протяжении ХХ – начала ХХIвв.

Само название «Сибирь» известно в источниках с V – VIвв. и первоначально являлось этнонимом для группы финно-угорских народов (народы «шиби» в китайских источниках), которые, будучи вытеснены монголо-татарами к северу и частично ассимилированы ими, дали название целому обширному региону. В русских источниках название «Сибирь» впервые в качестве топонима встречается в 1483г. первоначально как город и местность в низовьях р. Тобола. По мере продвижения русских землепроходцев к востоку в понятие Сибири включались всё новые территории вплоть до Байкала.

Современное географическое деление подразумевает под Сибирью территории от Тюмени на западе до границы Хабаровской области на востоке, от п-ова Таймыр на севере до границ с Монголией и Китаем на юге. Площадь Сибири составляет около 10млн.км2.

По Южной Сибири проходит большая часть Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральная трасса М53 «Москва – Владивосток». Вполне естественно, что большая часть городов, хозяйственных и туристических объектов, равно как и населения группируется вдоль этих магистралей.

Автохтонное население Сибири относится, главным образом, к тюркской (эвенки, якуты, татары) и финно-угорской группам народов (ханты, манси). К моменту начала продвижения русских в Cибирь (XV – XVIвв.) социальный строй этих народов по преимуществу находился на догосударственной стадии, что наложило свой отпечаток на их культурное развитие. К настоящему моменту нам неизвестны какие-либо значительные памятники монументальной культуры местных народов, созданные до прихода русских. Основными образцами автохтонной культуры являются произведения мифологии и фольклора, памятники погребальной культуры и декоративно-прикладное искусство. Это отнюдь не свидетельствует о какой бы то ни было неспособности тех или иных этносов к определённым видам культурного творчества. Просто создание значительных памятников архитектуры, живописи, скульптуры и классической литературы всегда и обязательно требует дифференцированной и сложной социальной стратификации, концентрации и управления общественными ресурсами и т. п.

В Сибири работают крупнейшие в мире гидроэлектростанции – Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, дающие энергию и свет для Урала, Поволжья и всего европейского региона Российской Федерации. Сибирский край богат самобытной материальной, духовной культурой коренных народов и миллионов переселенцев, ставших старожилами.

В настоящее время на необъятных сибирских просторах живут представители более 100 этносов. Особенность этнической географии состоит в том, что народностей много, но их численность небольшая и они расселились в отдельных поселках на огромной территории. Еще одна сложность заключается в том, что народы, относящиеся к одной языковой группе, говорят на разных диалектах, что затрудняет общение. По языковому принципу народы Сибири распределяются по группам. К финно-угорской группе относятся ханты и манси, живущие в междуречье Оби и Енисее. Ученые считают, что манси и ханты – реликты некогда могучего этноса Сыбир (Сибир), послужившего названию региона Сибирь. На языке самодийской группы говорят ненцы, нганасаны и селькупы, населяющие тундру к западу от реки Хатанги и таежную часть междуречья Оби и Енисея.

К монголоязычным народам относятся буряты, занимающие большую часть республики Бурятия и двух автономных округов. На языках тунгусо-манчжурской группы говорят эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи и удегейцы, живущие от Енисея до Тихого океана и от побережья Северного Ледовитого океана до южных границ Сибири. На палеоазиатских языках говорят нивхи, живущие в низовьях Амура и Кеты – в бассейне среднего течения Енисея. На алтайской группе языков говорят алтайцы, хакасы, шорцы, тофы, тувинцы, живущие в горах Южной Сибири. По культурно-хозяйственным особенностям народы делятся на две группы: скотоводческо-земледельческие (основная часть якутов, бурят и все народы Южной Сибири) и так называемые малые народы Севера, занимающиеся главным образом оленеводством, охотой и рыболовством. Эвены и эвенки – потомственные оленеводы, используют оленя для верховой езды (их название «всадники на оленях»).

Юг Сибири – наиболее заселенная его часть. Здесь много представителей европейских этносов – русских, украинцев, а также коренных азиатских народов. На их современный облик оказало влияние многовековое смешение местных и пришлых племен. Например, буряты сформировались в результате смешения местных племен монгольского, самодийского, тунгусского и тюркского происхождения и пришлых монгольских племен. Смешение черт многих племен отразилось на живущих к западу от бурятов хакасов, алтайцев и шорцев. Среди мужчин Южной Сибири были профессиональные охотники, а буряты занимались промысловым рыболовством, добывая омуль и нерпу на Байкале. Но отдельные ремесла (например, буряты, тувинцы, хакасы и особенно шорцы были искусными кузнецами) сохранились и поныне.

В Сибирском федеральном округе проживает около 19.5 млн. чел., из них городское население составляет большинство – более 13.89 млн. жителей. Русские составляют 88% населения Сибири, коренные жители Сибири – около 4%, другие национальности – 8% (среди них немцы, татары, казахи, украинцы, поляки, евреи). По культурно-хозяйственным особенностям коренные жители делятся на скотоводческо-земледельческие (основная часть якутов, бурят и все народы юга Сибири) и так называемые малые народы Севера, занимающиеся, в основном, оленеводством, охотой и рыболовством.[61]

Ханты и манси занимают обширную территорию в северо-западной части Сибири, преимущественно по левобережью Оби. Помимо Ханты-Мансийского автономного округа, значительное их количество проживает в пределах Тюменской области. Их общая численность в России составляет более 40тыс. человек. Численность якутов составляет около 400 тыс. человек. Эвенки насчитывают до 30 тыс. человек. Районы исконного проживания эвенков – север Красноярского края, районы прилегающие к Енисею, побережье Охотского моря и Прибайкалье; якутов – бассейны рек Лена, Колыма, Индигирка, Яна. Практически каждый из титульных народов имеет собственное автономное образование в составе Российской Федерации.

Традиционными занятиями хантов и манси, равно как эвенков, якутов, ненцев и других народов Сибири, являлись охота и рыболовство, в которых они достигли удивительного мастерства. Вместе с тем, эти занятия как способ пропитания накладывали жёсткие ограничения на демографический прирост коренных сибирских народов, поскольку максимальные ресурсные возможности кормящего ландашфта были невелики. При этом, сибирские аборигены длительное время пребывали на стадии каменного века: основными материалами для изготовления орудий труда, оружия и домашней утвари долгое время оставались камень, кость и дерево. Знакомство с металлом и способами его обработки происходило при знакомстве с кочевниками, либо, позднее – с русскими переселенцами.

Традиционные верования хантов, манси, эвенков, якутов, ненцев и др. сибирских этносов представляют собой различные вариации и синтез анимизма, шаманизма и язычества. Общим религиозным представлением для большинства этих племён является убеждение в изначальной одушевлённости и разумности окружающего мира. Отсюда вытекает вера в возможность разумных контактов с природными стихиями, деревьями, камнями, животными и травами. Вокруг этого верования вращается значительная часть фольклорных преданий и легенд. При этом представления о богах остались на промежутночной стадии между верой в духов и в чётко персонифицированных, обладающих индивидуальными чертами и характерами божеств. Можно сказать, что сибирские языческие верования не дошли до уровня чётко сформулированного антропоморфизма. Идолы божеств, выполненные из камня, кости и дерева, чаще всего лишены конкретных черт. Ритуалы поклонения им, равно как и наиболее почитаемым природным объектом чаще всего представляют принесение в жертву части добычи без каких-либо сложных культово-церемониальных действий.

Вместе с тем, встречаются некоторые исключения. Весьма конкретный характер, например, носит ханты-мансийское сказание о «золотой бабе», фигурирующей в разнообразных легендах как наиболее значимое божество местного пантеона. В течение XIX – XXвв. предпринимались неоднократные попытки отыскать саму статую «золотой бабы» - как профессиональными учёными, так и кладоискателями, но все они не увенчались успехом. Бытует мнение, что сами ханты и манси ревниво оберегают свою святыню от чужаков, поскольку с ней связано благополучие местных жителей, тогда как святотатца, дерзнувшего коснуться статуи, ожидают несчастья, болезни и смерть.

Шаманизм сибирских народов представляется гораздо более развитым и разработанным в научном плане. Шаманство по своей сути есть призывание человеком духа внутрь себя. В процессе обряда камлания происходит кратковременное вселение духа в человека. Именно дух вещает устами шамана, изрекает пророчества и изгоняет болезни. Таким образом, перед нами предстаёт оккультизм с ярко выраженным прагматическим уклоном. Вместе с тем, с точки зрения Православия, шаманизм есть яркое свидетельство воздействия дьявольских сил на человека, защитой от которых могут быть только Православные Таинства. Именно этим объясняются достаточно непримиримые действия церковных иерархов в отношении местных языческих верований – речь шла о спасении человеческих душ для Вечности. Также в верованиях сибирских народов можно обнаружить следы тотемизма. Сверхъестественными свойствами с некотороми чертами первопредка наделялись наиболее значимые животные: медведи, волки, северные олени. Во многих мифах можно обнаружить следы веры в оборотничество. Звери выступают как в положительном, так и в отрицательном контекстах: они могут помогать добродетельным людям, защищать их, одаривать богатством, но могут и вредить им, либо наказывать жадных и злых.

С традиционными хозяйственными занятиями и дохристианскими религиозными верованиями неразрывно связано декоративно-прикладное искусство коренных сибирских народов. Орнаментация одежды, вышивка, тиснение по коже, резьба по кости – всё это изобилует сюжетами на темы охоты, магически-заклинательными узорами, призванными защитить владельца вещи, отогнать злых духов, привлечь удачу в охоте и рыболовстве.

Появление русских в Сибири и их постепенное продвижение на восток (XVI – XVIIвв.) вплоть до берегов Тихого океана, внесло значительные перемены в уклад жизни местных народов и их культурное развитие, сопровождаясь привнесением навыков земледелия, разнообразных промыслов и ремёсел, строительством городов и крепостей, знакомством сибирских аборигенов с христианством.

Землепроходцы Сибири. Благодаря энергии и смелости землепроходцев граница России в течение XVI – XVIIвв. была продвинута далеко на восток за Уральские горы. Через 60 лет после похода Ермака, дети и внуки его стрельцов срубили первые зимовья на берегу Тихого океана. Осенью 1638 г. к Тихому океану снарядили партию в 30 человек во главе с томским казаком Иваном Юрьевичем Москвитиным. 13 августа 1639г. они вышли к Охотскому морю. В устье Ульи казаки познакомились с побережьем Охотского моря, пройдя и проплыв 1700 км.

Много сделал для закрепления земель Приамурья за Россией Г. И. Невельский. Дворянин, родился в Костромской губернии, окончил Морской кадетский корпус, много лет служил на Балтике. Добровольно взялся доставить груз на Камчатку. В 1849 – 50 гг. он, обследуя низовья Амура, доказал, что Сахалин – остров. В 1850 г. поднял флаг в устье Амура и положил начало первому здесь поселению русских. Был инициатором подписания Пекинского договора 1860г. о границе с Китаем по реке Амур.

Долго служил в Сибири землепроходец, казак, родом из Устюга С.И. Дежнев. В 1648г. вместе с торговцем Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул азиатский северо-восточный мыс, но из-за тумана американский берег не увидел. Выдающимся исследователем Сибири и Дальнего Востока был этнограф и писатель В.К. Арсеньев (1872-1938). В 1902-1910гг. он обследовал еще мало известные территории между Амуром и Уссури, область Сихотэ-Алиня. Собрал обширный научный материал о поверхности, геологии, растительном и животном мире, материал о языках, нравах и обычаях живущих там малых народов. Он был автором книг научно-художественного характера – «По Уссурийскому краю» (1921г.), «Дерсу Узала» (1923г.), «В горах Сихотэ-Алиня» (1937г.). Бесценным является его отчет о путешествиях - «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края» (1912г.).

Известным исследователем Сибири был геолог и географ, академик, Герой Социалистического Труда, директор института мерзлотоведения АН СССР В.А. Обручев (1863-1956гг.). Долгие годы его главной областью исследования была Сибирь. В своей научно-исследовательской работе он уделял большое внимание проблемам вечной мерзлоты, происхождению благородного лесса в Центральной и Средней Азии, геологии происхождения золота. В.А.Обручев – автор многих научно-популярных книг, учебников и научно-фантастических романов - «Плутония», «Земля Санникова», «Золотоискатели в пустыне» и других.

В укреплении позиций России в Забайкалье и по течению Амура большую роль сыграли генерал-губернатор Восточной Сибири (1847-1861гг.) Н.Н. Муравьев и его помощник, выдающийся путешественник капитан 1-го ранга Г.И. Невельский (1813-1876гг.). В 1850г. Г.И.Невельский совершил героическое плавание в водах Дальнего Востока, в устье Амура и вверх по течению Амура. Путешествия продолжались в 1851-1853гг. и были важным условием для последующего закрепления за Россией юга Сибири и Дальнего Востока. Плавая по Амуру, Г.И.Невельский расположил к себе и Московскому государству Шляков, живших вдоль Амура. Сумел наладить добрые экономические отношения с манчжурами, жившими по правому берегу этой реки, убедил их правителя в том, что нельзя грабить в неравной торговле Шляков, красть их девушек. В итоге в 1860 г. с Китаем был подписан Пекинский договор о границе. За Россией оставались земли по левому берегу Амура с притоками. Это Уссурийский и Приморский край. Китаю принадлежали земли по правому берегу. Генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву за успешную политику по закреплению русского влияния в малонаселенный и малоизвестных землях Приамурья, Уссурийского края, острова Сахалин был присвоен титул графа и дополнение к фамилии «Амурский».

Большой известностью и уважением сибиряков пользуется С.У. Ремезов (1662-1716гг.), выдающийся русский историк и географ, автор «Ремизовской летописи» и «Чертежной книги Сибири» - атласа из 23 карт, дающих разностороннюю характеристику природных условий, особенностей местности и ее экономического значения.

В 1695г. яутский служилый человек Владимир Атласов совершил экспедицию на Камчатку и положил начало освоения этого края. Преемником В.Атласова стал выдающийся русский путешественник и исследователь, академик С.П. Крашенинников (1713-1755 гг.). Он в течение четырех лет занимался изучением Камчатки, в результате чего составил первое обстоятельное «Описание земли Камчатки» в двух томах, опубликованное после его смерти в1756 г. и переведенное на многие языки мира. Это сочинение уникально по богатству приведенных в нем сведений, по точности описания, увлекательности изложения.

Много сил и времени отдал освоению Сибири Витус Беринг (1681-1741 гг.) – мореплаватель, офицер русского флота, выходец из Дании. Беринг прошел всю Сибирь до Тихого океана, пересек в 1723г. полуостров Камчатка, отплыл от его восточного побережья на север, установил, что на севере сибирский берег поворачивает на запад. Этим вновь было доказано, что Азия не соединяется с Америкой, хотя из-за туманов Беринг не мог определить, что море, разделяющее два континента, является проливом.

К концу XVII в. наблюдался большой приток в Западную Сибирь крестьян, которые под гнетом нужды шли семьями, спасаясь от тяжелого «тягла». Хотя расширение посевных площадей увеличило производство хлеба в Сибири, но обойтись без привозного хлеба она не могла. До строительства Турксиба Сибирь была аграрным регионом. Посадское поселение городов в XVII в. было очень немногочисленным. В городах развивались различные ремесла: кожевенное, железоделательное, обувное. С целью пополнения казны правительство обратило большое внимание на добычу цветных металлов – золота, серебра, меди и железа.

В первой четверти XVIII в. известные промышленники Демидовы основали в Сибири десять заводов, открыли в регионе медные и серебряные месторождения. Крупнейшими заводами были Колываново-Воскресенский и Барнаульский. В начале XVIII в. изменилась налоговая политика правительства. Ясак мехами стал постепенно заменяться денежным взносом. Пушнина перестала быть валютным товаром в силу развития товарно-денежных отношений.

До XIX в. промышленность Сибири, кроме горнозаводской, находилась в зачаточном состоянии. Исключительное значение для Сибири имело строительство Великого Сибирского пути – Транссибирской магистрали. Турксиб проходит по территории двух континентов: Европе (1777км) и Азии (7511км). Вдоль Турксиба возникли 87 городов. Благодаря этой магистрали ускорилось экономическое развитие Сибири: возникли новые промышленные предприятия, новые населенные пункты с современными домами, имеющими электричество и все современное сантехническое оборудование. В образовавшийся новый железнодорожный путь хлынула масса переселенцев, особенно крестьян, освобожденных Александром II от крепостного права. Правительство установило для переселенцев льготный проездной тариф, втрое меньше обычного. За четверть века переселилось около 4-х миллионов человек. Население Сибири удвоилось.[62]

В период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Сибирь стала, наряду с Уралом, крупнейшим арсеналом страны. Сюда были эвакуированы десятки заводов и сотни тысяч рабочих и служащих. В годы войны здесь были созданы авиационная и танковая промышленность, тракторостроение, производство шарико-подшипников, новых видов станков, инструментов, приборов. В 1941-1944гг. Сибирь дала 11.2 млн. т зерна - 16% всего заготовленного в стране. С началом освоения нефтегазовых месторождений в Западной Сибири созданы крупнейшие в стране нефтеперерабатывающие комбинаты и нефтехимические комплексы.

Развитие культуры и просвещения в Сибири. Развитие культуры и особенно образования в Сибири после присоединения к России было чрезвычайно необходимым и сложным делом. До XVIв. по уровню развития Сибирь находилась на стадии статической цивилизации: дописьменной, догосударственной, технически слаборазвитой, с мифологическим, религиозным сознанием большинства населения.

До начала XVIII в. в Сибири не было школ. Небольшое число детей обучалось грамоте у частных учителей. По царскому указу от 9 января 1701 г. в Тобольск в Софийский митрополичий дом был послан дворянин Андрей Иванович Городецкий. Ему было велено построить училище, обучать детей служителей церкви грамоте, славянской грамматике и прочим книгам на славянском языке. В 1725г. была создана духовная школа в Иркутске при Вознесенском монастыре, а в 1780 г. в этом городе была открыта вторая в Сибири семинария. В духовных школах подготавливали кадры и для гражданских учреждений. При школах были богатые библиотеки с книгами не только духовного, но и светского содержания и даже редкие рукописные сочинения.

В 1702г. В Тобольск прибыл новый митрополит Филофей Лещинский. Он был обязан заниматься миссионерской деятельностью, с чем успешно справился, приобщив к православной вере около 40 тысяч жителей. По его инициативе было построено здание духовного училища, чтобы учить там отроков священнослужителей. В 1705 г. В Тобольске создается первый церковный театр. Заслуга в его становлении принадлежала митрополиту Лещинскому.[63]

В распространении культуры важную роль играла миссионерская деятельность церкви. Развитию образования способствовал указ митрополита Филофея, изданный в 1715г. миссионеров готовили из числа детей хантов и манси. В дальнейшем десятки других миссий создали аналогичные школы для детей коренного населения, в которых обучались сотни учащихся.Однако эти школы были не очень жизнеспособными, многие из них существовали недолго и закрывались.

Реформы Петра Великого в области просвещения коснулись и Сибири. Светские учебные заведения появились немного позже духовных, но число учащихся в них было значительно больше. В первой четверти XVIII в. В Тобольске открылась циферная школа, в которой было около 200 учащихся. Создавались и гарнизонные школы для детей военнослужащих, в которых обучали грамоте, военному делу и ремеслу. Разнообразие этносов и расширение международных связей сибирского региона способствовали открытию школ будущих переводчиков и толмачей. Появление в Сибири горнозаводской промышленности, развитие речного транспорта обусловили открытие профессионально-технических школ – геодезических, заводских, навигацких. В Барнауле открыли горное училище. Появились медицинские школы.

После проведения реформ императрицы Екатерины II, касающихся, в частности, народных училищ, в Сибири в конце XVIII в. открываются такие училища. Программа малых народных училищ ограничивалась преподаванием навыков письма, чистописания, чтения, рисования и «христианского закона и добронравия». В Иркутском и Тобольском училищах наряду с общепринятыми предметами изучали ряд языков. Важную роль в обучении крестьян грамоте сыграли старообрядцы, обладавшие значительным культурным потенциалом.

Большую заботу о развитии образования в Сибири проявили сосланные в этот суровый край декабристы. Среди них: Г.С.Батеньков, Н.А. и М.А.Бестужевы, М.С.Лунин, В.Ф.Раевский, И.Д.Якушкин. Они выступили за создание так называемых ланкастерских школ, т.е. школ взаимного обучения, разрабатывали программные требования, направленные на развитие культуры и просвещения в Сибири: создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения, предоставление ссыльным законного права на обучение детей, увеличение числа средних учебных заведений, предоставление казенного содержания в учебных заведениях столицы для выпускников сибирских гимназий, создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке чиновников для гражданских учреждений, открытие в Сибири университета. Декабрист И.Д.Якушкин при содействии протоиерея Сретенского Собора С.Я.Знаменского в 1846г. открыл в городе Ялуторовске Тюменской области первую в Сибири школу для девочек.

Требования декабристов поддержали прогрессивные деятели России и Сибири. В 1817г. в Западной Сибири было 4 городских приходских училища, в 1830 – уже 7, в 1855 – 15.[64] Семинарии в это время действовали в Тобольске, Иркутске и Томске.

В 1888г. в Томске был открыт первый в Сибири университет. Это было сделано с помощью меценатов: купец М.Сидоров предложил состояние на устройство университета. В 1896 г. был учрежден Томский технологический институт.

Развитию грамотности коренных жителей Сибири способствовало создание письменности. За основу алфавита для этносов Сибири был положен русский или латинский алфавит. В 1924г. была создана хакасская письменность, 1930 – тувинская национальная письменность на основе латинизированного алфавита. В 1930г. бурятский язык перевели на латиницу, затем – на алфавит, созданный на базе кириллицы. Письменность алтайцев была создана на основе русской графики.

В 1833г. в Томске была открыта первая публичная библиотека. В этом же городе издавались «Томские губернские ведомости», в республике Бурятия газета «Жизнь на восточной окраине». Издавался также журнал «Иртыш».

В XVIII-XIXвв. в сфере просвещения Сибири казалось, что было сделано достаточно много. Но по сравнению с европейской частью России по грамотности Сибирь занимала лишь 16 место. Поэтому с первых лет Советской власти народному образованию уделялось особое внимание: росли ассигнования, активно развивали и поддерживали общественные силы, общество «Долой неграмотность». За пять лет с 1923 по 1928гг. в Сибири было обучено грамоте свыше 500 тыс. человек. В 1930г. в ликвидации неграмотности в Омске участвовали 2460 культармейцев, обучивших почти семь тысяч человек. Силами общественности в городе обучалось 90% охваченных неграмотных и малограмотных.[65]

В 1934-1935гг. была создана сеть школ для взрослых при школах-интернатах, факториях, стали организовываться «красные чумы», в которых учили оленеводов как на зимних, так и на летних стоянках. Для детей отдаленных районов за государственный счет были созданы школы-интернаты.

Крупнейшие центры Сибири. С конца XVI столетия в Сибири по берегам крупных рек возник ряд городов, к настоящему времени являющихся крупными культурными, научными и экономическими центрами. Первым после Уральских гор собственно сибирским городом является Тюмень, основанная в 1586г., всего лишь через 3 года после похода Ермака, при царе Федоре Иоанновиче. В следующем, 1587г. также на берегах Тобола был основан Тобольск. Численность населения этих городов составляет 566 и 92 тыс. человек соответственно. Административно Тобольск входит в состав Тюменской области.

Следуя далее вдоль Транссибирской магистрали, можно последовательно посетить большинство крупнейших сибирских городов: Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Читу. Вне сети железных дорог до настоящего времени остаётся Якутск. Запланированная и спроектированная в 70 – 80-е гг. ХХв. в качестве северного ответвления БАМа Якутско-Амурская магистраль так и не была построена. Современное культурное значение сибирских городов определяется наличием в них и прилегающих к ним территориях значительного количества памятников истории и культуры как местного, так и общероссийского значения, памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью ряда крупных деятелей российской истории, уникальных природных объектов, привлекающих внимание отечественных и зарубежных туристов.

Тюмень и Тобольск, являясь старейшими сибирскими городами, заключают в себе немало интереснейших культурных памятников. Самыми древними в городе являются постройки XVIII века: Свято-Троицкий мужской монастырь (основан в 1616г., однако деревянных построек не сохранилось), на территории которого в начале XVIIIв. был возведён ряд каменных церквей благодаря деятельности митрополита Тобольского и Сибирского Филофея. Примечательно, что разрешение на строительство каменных храмов дал Филофею лично Пётр I. В городе позднее был построен кафедральный Знаменский собор (1768 – 1801гг.) в характерном для той эпохи стиле русского барокко, церковь Архангела Михаила (1789г.), Спасская церковь (1794г.) и Крестовоздвиженская церковь (1791г.). К настоящему моменту все храмы возвращены Русской Православной Церквм, отреставрированы, в них ведётся богослужение.

В целом следует отметить, что Православие является важнейшими и неотъемлемым компонентом культурного наследия Сибири в целом. Это вполне закономерно, поскольку в последние четыре с лишним столетия культура Сибири получает импульсы к развитию со стороны, прежде всего, русского народа, основой духовно-культурного бытия которого является именно Православие. Именно этим моменте помимо этнического и языкового определяется идентичность Сибири как части России не только в административном, но и в культурном отношении.

Из старинных светских построек следует назвать дома купцов И. В. Иконникова (1804г.) и И. П. Колокольникова (2-я половина XIXв.). Эти типичные представители русского предпринимательского мира прославились не столько своими успехами в деле накопления богатств (хотя дела их шли весьма успешно), сколько усилиями на поприще меценатства, благотворительности и просветительства. Так стараниями семьи Колокольниковых в Тюмени были выстроены женская гимназия, коммерческое и народное училища. Дом Иконникова прославился в своё время тем, что в нём в 1837г. во время путешествия по России останавливался наследник престола цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II Освободитель. В сопровождавшей его свите был поэт Василий Андреевич Жуковский.

В Тобольске насчитывается 16 храмов. Старейший из них – Софийско-Успенский собор, построенный в 80-е гг. XVIIвв. по образцу храма в Вознесенском монастыре Московского кремля. Также замечателен Покровский собор, построенный в 1743 – 1746гг. В этом соборе находятся чудотворные мощи митрополита Тобольского и Всея Сибири Иоанна, привлекающие к себе большое воличество паломников. Крупным памятником историко-культурного значения является Тобольский кремль. Древнейшие деревянные постройки XVI – XVIIвв. по вполне понятным причинам не сохранились. Каменный кремль был построен в первом десятилетии XVIIIв. по проекту выдающегося архитектора Семёна Ремезова. Не менее уникальным памятником сибирского оборонного зодчества является земляной вал, построенный в 1688г. для защиты верхнего города.

Какой бы из других сибирских городов мы в дальнейшем ни взяли, всюду мы обнаружим структурирующую в плане культуры роль Православия, русского этноса и русского языка. В Омске можно отметить несколько православных храмов, помимо культового обладающих также и общекультурным значением. Самым крупным является кафедральный Успенский собор построенный в русском стиле в 1898г. Он замечателен тем, что в нём состоялось благословение адмирала Колчака на служение России в роли Верховного правителя 29 января 1919г. Кроме него, в городе сохранилось несколько храмовых построек более раннего периода: Крестовоздвиженский собор (1865 – 1870гг.), Никольский Казачий собор (начало XIXв.), а также две часовни: часовня во имя Иверской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского (1867г.) и Серафимо-Алексеевская часовня, построенная в 1907г. в честь рождения у Николая II сына и наследника Алексея.

Крупнейшим сибирским городом, часто именуемым «Столицей Сибири» является Новосибирск, насчитывающий более 1,5 миллиона жителей. Первые русские поселения на р. Оби появились на рубеже XVI – XVIIвв. В 1893г. в связи с прокладкой Транссибирской железнодорожной магистрали началось строительство моста через Обь и тогда же образован посёлок Новониколаевский, получивший в 1903г. статус города. В 1926г. Новониколаевск был переименован в Новосибирск. Из числа памятников религиозной культуры наиболее замечателен Александро-Невский кафедральный собор, построенный на рубеже XIX – XXвв. в русско-византийском стиле. В настоящее время собор возвращён РПЦ и восстановлен в своём первоначальном виде.

Из числа памятников классической светской культуры одно из первых место занимает Новосибирский театр оперы и балета, считающийся одним из лучших в России. Само здание было построено в 30-е гг. Его проект, созданный в мастерской А. С. Щусева, был удостоен премии на Всемирной выставке в Париже в 1936г. С 1986г. в Новосибирске построено и успешно функционирует метрополитен (2 линии, 12 станций).

Особое место в культуре Новосибирска и Сибири в целом принадлежит Академгородку, основанному в 1957г. по предложению академика М. А. Лаврентьева, настоявшему на создании Сибирского отделения АН СССР. Практически с момента своего создания и до настоящего времени Академгородок является третьим по значению после Москвы и Петербурга научным центром России, а по некоторым отраслям и направления научных исследований уверенно держит первенство. В Академгородке, кроме Новосибирского государственного университета, находятся 38 научно-исследовательских институтов, научные коллективы которых способны решать самые разные исследовательские и прикладные задачи.

В 1963г. была сдана первая очередь Академгородка: 10 академических институтов, жилые кварталы и производственная база. Академгородок украсил Дом ученых СО АН СССР, Дом культуры, Центральный сибирский геологический музей, в экспозиции которого имелись разнообразные минералы и руды Сибири, ископаемая флора и фауна, фрагменты метеоритов. Музей имеет прекрасную коллекцию выращенных в лабораториях института искусственных кристаллов: изумруды, аквамарины, рубины, благородные опалы («Северный опал») и др. В фойе института археологии и этнографии СО РАН хранится своеобразный символ Академгородка – полный скелет всемирно известного Шадринского Мамонта, которого нашли в 1973г. у угольного разреза в Якутии.

Большой интерес у посетителей Академгородка вызывает экспозиция Музея истории и культуры народов Сибири, отражающая этапы развития региона на протяжении тысячелетий. Основу экспозиции «Русская этнография» составляют экспонаты, собранные в старообрядческих поселениях Алтая и Забайкалья.

Возникновение и успешное развитие Новосибирского Академгородка является ярким свидетельством полицентризма российской культуры, когда каждому региону предоставляется возможность и оказывается поддержка центра для развития собственного культурного потенциала. При этом сохраняется единство российского культурного пространства, его сущностная целостность при одновременной мозаичности и разнообразии. Такова общая диалектика культурного бытия России, проявляющаяся во всех регионах, в том числе и в Сибири.

Следующим за Новосибирском крупным городом, расположенным по Транссибу, является Томск, основанный в 1604г. Численность населения Томска – 473 тыс. человек. Длительное время Томск развивался, преимущественно, как торговый город, будучи крупнейшим в Сибири торгово-финансовым центром. В 1901г. в нём была открыта первая в Сибири биржа. Сосредоточение в городе до 1917г. большого числа купцов обусловило наличие в нём значительного количества памятников церковного и светского зодчества.

В Томске можно встретить несколько православных храмов, различающихся по времени постройки: Богоявленский собор, возведённый в 1777 – 1784гг. в стиле позднего сибирского барокко на месте обветшавшей Богоявленской церкви 1620-х гг. Остаётся только сожалеть, что этот памятник сибирского деревянного зодчества не сохранился до наших дней; Богородице-Алексиевский монастырь, основанный в 1606г., хотя те постройки, которые в нём сохранились, датированы XVIII – XIXвв.; Воскресенский храм (1-я половина XVIIIв.). Одной из достопримечательностей можно считать часовню над могилой старца Феодора Кузьмича, которого многие считали ушедшим от мира императором Александром I. Загадки вокруг этого старца до сих пор не разрешены исторической наукой.

Томск замечателен памятниками деревянного зодчества, выполненными с необыкновенным изяществом и украшенным удивительной по красоте деревянной резьбой: Доходный дом на ул. Белинского, «Дом с жар-птицами» на ул. Красноармейской, особняк Крячкова на просп. Кирова и др. Деревянная архитектура является типичной чертой русской культуры. Декоративная резьба часто несёт в себе архаические элементы солярно-аграрной и охранительной магической символики, сохранившейся с дохристианских времён, хотя и утратившей свой первоначальный смысл в сознании людей. Русские люди, селясь в Сибири, приносили сюда свои представления о красоте жилища. Поэтому сибирские города и сёла, имея ряд неповторимых черт, несут в себе типологическое единство с архитектурой Европейской России.

Томск – крупный научный центр. Здесь находится Томский филиал СО РАН, Томский государственный университет, Томский политехнический университет. Томский государственный университет – старейший в Сибири, он был основан по указу императора Александра I в 1803г. Его основное здание построено в 1885г. С советских времён за Томском сохранилось значение одного из важнейших центров ядерных исследований. Всё это подтверждает присущий России полицентризм культуры.

Следующим на восток после Томска крупным сибирским городом является Красноярск (основан в 1628г.). Будучи расположен в верховьях Енисея, Красноярск отличается выгодным местоположением и насчитывает 920 тыс человек населения. Древнейшим из красноярских храмов считается кафедральный Покровский собор, построенный в 1785 – 1795гг. Замечательным памятником сибирской храмовой архитектуры является также Благовещенская церковь, выстроенная в 1804 – 1822гг. на пожертвования купца Егора Пороховщикова. В трёхэтажном каменном храме с колокольней находятся четыре престола. Оба храма – действующие.

Место, с которого началась история Красноярска именуется Стрелка. Это слияние р. Качи и Енисея. Именно здесь была возведена крепость, положившая начало городу. В настоящее время на месте крепости находится памятный камень.

Среди памятников историко-культурного значения заслуживает внимания пароход-музей «Святой Николай», ходивший по Енисею с 1887 по 1960гг. Пароход изначально принадлежал купцу и промышленнику И. М. Сибирякову и в конце XIXв. был самым быстроходным на Енисее. Кроме своей долгой службы пароход получил известность в связи с тем, что в 1897г. на нём ехал в ссылку В. И. Ленин.

После 1917г. начинается период ускоренного развития Красноярска. В 20 – 30-е гг. ХХв. ведётся масштабная застройка, в годы Великой Отечественной войны в Красноярске и его окрестностях разместился ряд эвакуированных из западных районов СССР промышленных предприятий, что сыграло положительную роль в последующем развитии города.

После окончания войны промышленное развитие Красноярска продолжалось. Особое значение получили закрытые города Красноярск-26 (совр. Железногорск) и Красноярск-45 (совр. Зеленогорск), созданные в интересах военно-промышленного комплекса. Они в значительной степени сохранили свой научный и производственный потенциал вплоть до настоящего времени.

Следуя по Транссибу далее на восток, мы останавливаем наше внимание на Иркутске. Город был основан в 1661г. в непосредственной близости (в 68км) от озера Байкал. В 1682г. он стал центром Иркутского воеводства и форпостом для дальнейшего продвижения России в Забайкалье и на Дальний Восток.

В настоящее время население Иркутска составляет 590 тыс. человек. Иркутск представляет собой крупный промышленный центр Восточной Сибири. В самом городе и в области расположен ряд важных промышленных предприятий регионального и федерального значения.

В Иркутске находится самая древняя из сохранившихся в Восточной Сибири каменная церковь – Спаса Нерукотворного, построенная в 1706 – 1710гг. Несколько позднее возведён Богоявленский собор (1724 – 1726гг.). Он замечателен своей отделкой из цветных поливных изразцов с растительным и мифологическим орнаментом.

В Сибири много музеев, экспонаты которых были предоставлены меценатами. В Иркутской области есть поселок Слюдянка (основан в 1940-х годах), в котором открыт частный минералогический музей, созданный местным жителем В.А.Жигаловым. В коллекции почти 9 тысяч экспонатов: все минералы, известные современной науке (3450 видов). В Ангарском краеведческом музее представлена коллекция часов, собранных ангарчанином П.В.Курдюковым. В коллекции 1100 часов разных стран и времен, размеров и красоты. Корпуса их изготовлены из бронзы и мрамора, фарфора и дерева. В залах выставлено более 300 карманных часов.

В Иркутской области имеется несколько историко-мемориальных музеев декабристов – С.Г.Волконского, С.П.Трубецкого. В доме-музее Трубецких имеется постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни декабристов на каторге, хранятся подлинные вещи семьи Трубецких, мебель, вышивки княжны Е.И.Трубецкой, работы ее дочери в области живописи.

В Иркутске работает самый богатый художественный музей в Сибири имени В.П.Сукачева (1845-1920 гг.), видного иркутского общественного деятеля. В музее хранится 250 картин русских и западноевропейских художников - мастеров из Голландии, Фландрии, Италии, Франции, Японии и Китая.

В Омской области есть единственный зоопарк в России, расположенный в естественных условиях на 19га живописной поймы реки Большая – Большереченский Государственный зоопарк. В нем содержится около 820 представителей животного мира. В Новосибирске имеется крупнейший в России городской зоопарк. В нем находится около 10 тысяч особей 120 видов. В 1999г. в Хатанге (Таймырский автономный округ) на базе Таймырского заповедника был создан единственный в своем роде Музей мамонта и овцебыка.

В Сибири родились, жили, учились и работали многие замечательные люди, которых знает и гордится ими вся Россия. Город Омск и область были родиной генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза Д.М.Карбышева (1880-1945 гг.), зверски убитого немецко-фашистскими палачами. В Алтайском крае находится родина народного артиста СССР М.А.Ульянова, поэта-шестидесятника Р.И.Рождественского. В Омске родился выдающийся русский художник Михаил Врубель.

Сибиряки гордятся летчиками-космонавтами Н.Н. Рукавишниковым, А.А.Леоновым В Новосибирске есть научно-мемориальный центр Ю.В.Кондратюка (1897-1942 гг.), выдающегося изобретателя космической техники (например, космического корабля многоразового использования «Буран»).

В Республике Алтай жил и работал известный писатель, кинорежиссер, артист В.М.Шукшин (1929-1974 гг.). Свои лучшие фильмы: «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат» - он снимал на Чуйском тракте в селах Манжерок, Усть-Сема и др. Во многих его рассказах представлены жители Горного Алтая: трудолюбивые, остроумные, любящие свою родину люди.

Сибирь из таежного края за менее чем 300 лет превратилась в экономическом и социокультурном отношении в один из самых развитых регионов России. По промышленном потенциалу Западная Сибирь занимает третье место в РФ (14,9%), а Восточная Сибирь входит в первую пятерку экономически развитых регионов. Она производит 6,6% общероссийского объема промышленной продукции.

Три века назад великий русский ученый М.В. Ломоносов предрекал, что «могучество российское прирастать Сибирью будет».[66]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: