double arrow

Глава VIII. Культура Дальнего Востока

К Дальнему Востоку России географически относится самая восточная часть страны, куда входят Приморский, Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Камчатская области, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Республика Саха (Якутия). Дальний Восток занимает почти 1/3 территорию страны. Граничит на юге с Китаем и КНДР, на востоке - с Восточно-Сибирским районом. Омывается на востоке морями Тихого океана - Японским, Охотским, Беринговым, на севере - морями Северного Ледовитого океана - Чукотским, Восточно-Сибирским, Лаптевых. В состав региона входит крупнейший остров страны, Сахалин, и другие острова. Дальний Восток-это горная страна. 3/4 его территории занимают горы, нагорья и плоскогорья. Еще знаменитый русский средневековый бунтарь и публицист протопоп Аввакум, сосланный в Забайкалье в середине XVII века, поражался дикости и крутизне здешних гор. На долю равнин остаются лишь межгорные впадины да побережья морей и долины рек.

Климат Дальнего Востока отличается особой контрастностью – от резко континентального (вся Якутия, колымские районы Магаданской области) до муссонного (юго-восток), что обусловлено огромной протяженностью территории с севера на юг (почти 3900 км) и с запада на восток (2500-3000 км.).

На Дальнем Востоке находятся крупнейшие запасы минеральных ресурсов, по объему которых регион занимает ведущее место в России.

Федеральный центр – г.Хабаровск, одновременно являющийся и столицей Дальневосточного округа. Хабаровск является вторым по численности городом региона (после Владивостока), здесь находится наибольшее количество федеральных и региональных учреждений, этот город – центр культуры региона.

Более 350 лет назад русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек отправился из Якутска на разведку новых земель. Результатом экспедиции стал составленный Хабаровым отчет и «Чертеж реке Амуру». С тех пор интерес российских правителей к Дальнему Востоку не утихал.

Военный пост заложили в 1858 году в очень удобном месте, на слиянии рек Амура и Уссури. В 1864 году землемер М.Любарский составил топографический план, предусматривающий перспективу превращения поста именно в город. 30 октября 1880 года Хабаровка получила статус города. Выгодное местоположение на стыке двух рек и уже имевшийся речной порт способствовали быстрому развитию здесь торговли. Спустя четыре года Хабаровка становится центром вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и Приморской областей. Здесь находились генерал-губернатор с личной канцелярией, командующий и штаб Приамурского военного округа, переселенческое управление и другие губернские учреждения. С 1891 по 1897 год строится Уссурийская железная дорога, соединившая город с Владивостоком. Когда в 1893 году Хабаровка была переименована в Хабаровск, это был уже крупный административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего Востока.

К концу XIX века город становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Развивается строительство – это доки, склады, лавки и магазины, дома. Часть возведенных в те годы строений сохранилась до наших дней и теперь реконструируется. Первая церковь была построена солдатами-линейцами в 1858 году и освящена будущим митрополитом Иннокентием. В дальнейшем облик города украсили четыре православных храма – Успенский собор на Соборной площади, Алексеевский храм на Артиллерийской горе, Иннокентьевский храм и Железнодорожная церковь (нынешний кафедральный Христорождественский храм). В возведении храмов участвовали купцы-меценаты Чардымов, братья Плюснины и другие. В 2004 году в Хабаровске состоялась церемония открытия нового кафедрального храма – Свято-Преображенского собора, третьего по величине среди православных храмов России после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора.

В 90-х годах XIX века в городе был создан отдел Русского Географического общества, члены которого открыли музей и библиотеку. Начала выходить газета "Приамурские ведомости". Благодаря созданию товарищества драматических актеров был создан театр. А в 1901 году по инициативе генерал-губернатора Н. Гродекова, обратившегося в Академию художеств с просьбой выделить картины, был открыт художественный музей.

Визитная карточка Хабаровска – великолепный мост через Амур длиною 3 км. Он является частью Транссибирской магистрали, соединившей Дальний Восток и Восточную Сибирь с европейской частью России. Спроектировал это грандиозное по тому времени сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Его проект, как и Башня Эйфеля, получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году.

Трудно найти в России, да и на всем материке Евразии реку более своеобразную, чем Амур, по контрасту рельефа и климата, животного и растительного мира. В Китае ей дали грозное имя Хейлунцзян – Река Черного Дракона. Название же «Амур» река получила от русских казаков-первопроходцев, появившихся здесь в XVII веке. Скорее всего, они услышали похожее словосочетание от местных жителей (у живущих здесь нивхов, например, она называлась «Ямур» - Большая вода и, слегка изменив, сделали именем этой огромной водной артерии). Бассейн Амура расположен на территории четырех стран: России, Китая, Монголии и Кореи.

История города Владивостока начинается с подписания «Айгунского договора» между Российским и Дайцинским (Китай) государствами в 1858 году. Этот договор о закреплении прав России на левобережье Амура по сей день является юридическим основанием принадлежности к России огромных территорий современного Дальневосточного федерального округа. Для Российской Империи Айгунский договор был крайне выгоден. Когда договор ратифицировали, Александр II написал на его тексте: «Лучшего мы желать не можем». Соглашение не только разрешило территориальные споры, но и упорядочило международные отношения в регионе. Согласно договоренности, Россия оказала давление на англо-французскую коалицию и этим сохранила власть китайского императора. Практически с момента подписания до сего дня Айгунский договор в Китае считается неравноправным, подписанным под давлением обстоятельств. Однако официально результаты договора приняты, и вопрос его пересмотра снят с повестки дня. Сегодня Китай не претендует ни на один метр территории Российской Федерации.

В 1859 году генерал-губернатор Н.Н.Муравьев-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Он назвал ее Золотым Рогом и приказал основать на берегах бухты военный пост, получивший имя Владивосток. К началу ХХ века военно-морской пост превратился в крупнейший порт и военно-морскую базу России на Дальнем Востоке.

В 1899 году во Владивостоке был основан Восточный институт, первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке. В 1907 году парадный вход в здание был фланкирован двумя привезенными из Манчжурии скульптурами фантастических львов «ши-цзы», целиком высеченных из гранита. В этом же году сходные изваяния львов были отправлены в Петербург. Они и поныне стоят у пристани на Петровской набережной. В Китае лев считается одним из четырёх животных, олицетворяющих идею власти. Его изображения ставились у буддийских культовых храмов и государственных учреждений, которые призваны охранять твёрдость и незыблемость власти. Скульптурам, высеченным целиком из базальта, предположительно, по тысяче лет.

Русские стали активно исследовать край. Территория Дальнего Востока в основном заселялась россиянами по северу - именно здесь появились первые форпосты: Анадырь, Якутск, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский. Исследователи Дальнего Востока – Г.И.Невельский, В.К.Арсеньев. Известный физик, нобелевский лауреат И.Е.Тамм – уроженец этих мест.

Знаменитый исследователь, писатель и географ Владимир Клавдиевич Арсеньев, за 30 лет жизни на Дальнем Востоке совершил более 20 экспедиций, написал свыше 80 книг и статей. Из них самые замечательные - "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала" - стали чрезвычайно популярными и любимыми у широких слоев читателей. Во время одной из экспедиций, в 1902 г., в истоках реки Лефу, он встретил гольда (нанайца) Дерсу Узала. Эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Владимира Клавдиевича. Дерсу Узала был своеобразным следопытом и первым человеком, который раскрыл перед Арсеньевым тайны Уссурийской тайги, рассказывая о привычках и повадках птиц и животных, об обычаях, верованиях и быте орочей, гольдов, удэгейцев и других народностей Дальнего Востока.

В Восточной Сибири, омываемая морями Лаптевых и Восточно-Сибирским, лежит территория республики Саха (Якутии). Будучи составной частью Арктики, она составляет 18,2 % территории России. Она обладает огромными запасами возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов. Несмотря на богатое видовое разнообразие флоры и фауны, экосистемы республики, сформированные на многолетнемерзлых грунтах, находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Любое его нарушение может привести к деградации природных компонентов вплоть до исчезновения видов.

Столица республики Саха - г. Якутск. Начало городу положил Ленский (или Якутский) острог, основанный на правом берегу Лены отрядом енисейских казаков во главе с сотником Петром Бекетовым в 1632 году. Движение русских служилых людей в XVII веке на восток от реки Енисея было естественным продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI веке как процесс территориального расширения Русского централизованного государства, ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей. Богатая пушниной «Якольская землица» – Ленский край - давно привлекала предприимчивых и смелых казаков – служилых, промышленных, торговых, гулящих людей со всего севера России. Московское правительство санкционировало, финансировало, контролировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь. Ленский острог стал первым русским укрепленным пунктом на якутской земле, благодаря чему казаки присоединили в дальнейшем весь северо-восток Сибири. Из острога небольшие отряды служилых людей ходили собирать ясак[67] в окрестные улусы. Местные жители не раз уничтожали отряды сборщиков ясака. Будучи основным пунктом снабжения всех острожков и зимовий, Якутск сразу же занял положение экономического центра огромного края. Сюда ежегодно приезжали сотни промышленников и торговых людей на соболиный промысел и для торговли с местным населением. Ремеслом в те времена в Якутске почти никто не занимался, лишь несколько жителей города вели кустарно-ремесленный промысел.

В XVIII веке Якутск стал местом проживания политических ссыльных, первыми из которых стали участники восстания Степана Разина и московские стрельцы, поддержавшие царевну Софью в борьбе с царем Петром. Позднее сюда сослали раскольников-старообрядцев, участников восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года и многих других «политически неблагонадежных граждан». В Якутске и Якутском крае отбывали ссылку декабристы А.Бестужев-Марлинский, С.Краснокутский, писатели Н.Чернышев-ский, В.Короленко.

В 1913 году в городе был образован отдел Русского географического общества. Произошло это не случайно: Якутск был начальным пунктом многих походов русских землепроходцев и почти всех научных экспедиций на Восток. Отсюда отправлялись в дальний путь Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков, Витус Беринг, Степан Крашенинников и многие другие исследователи неведомых земель.

Якутия – одна из немногих территорий мира, где на значительных площадях сохранились нетронутые человеком «дикие» природные ландшафты с их богатейшим для северных широт биологическим разнообразием. Климат суровый, повсеместно многолетняя мерзлота. В районе Оймякона находится «полюс холода» Северного полушария.

Среди множества охраняемых территорий планеты особое место занимают места, где обитают редкие, не встречающиеся больше нигде животные или произрастают уникальные растения нашей планеты. В России таким заповедным «Ноевым ковчегом» стали Командорские острова. Названы они в честь открывшего их командора Российского флота Витуса Беринга, он здесь и похоронен. Командоры представляют собой вершины подводного хребта, самая высокая их которых носит название горы Стеллера в честь зоолога и естествоиспытателя, который совершил здесь целый ряд важных открытий.

На островах была одна из самых крупных в мире колоний морских котиков. Охота на них привела почти к полному исчезновению этих животных, только после введения здесь охранных режимов численность котиков стала восстанавливаться. Также это место обитания калана – морской выдры. В районе Командорских островов находилась колония исчезнувшей еще в XVIII в. восьмиметровой морской стеллеровой коровы. Уникальное добродушное млекопитающее было истреблено уже через 30 лет после открытия. В наши дни на островах и в окружающих их водах водится пять млекопитающих и три птицы, включенные в Международную Красную книгу. Птичьи базары – одна из главных достопримечательностей Командорских островов. Командорские острова – это гигантские скопления морских млекопитающих на черных пляжах из базальтовой гальки и песка.

Многие поколения коренных северян, для которых Арктика, ее суровая природа были колыбелью, отразили свой опыт природопользования, опыт адаптации к северным широтам в своих обычаях и верованиях. Корни основной религии народа Саха исходят из древней ветви восточной философии – тангрианства (тенгрианства), одухотворяющего и обожествляющего Природу-мать – единый живой организм, перед которым у народа была своя высшая нравственная ответственность, который чтили и которому поклонялись. Именно благодаря уважительному, бережному отношению к матери человек выжил на севере, сохранил среду обитания. Якуты, эвенки, эвены, чукчи, юкагиры верили: поступиться завещанным, взять у природы больше, чем нужно, нанести ей вред - большой грех, за который человек мог быть наказан, лишен добычи, пищи, крова, самой жизни высшим божеством. У северных народов не было противопоставления материи и духа. Каждый предмет, который материалисты считают неодушевленным, имел душу (иччи).

Несмотря на официальное принятие православия, народ Саха вплоть до послереволюционного атеистического террора сохранял свою богатую традиционную культуру, языческую религию (политеизм). Почитались божества, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Верховное существо Юрюн Аар Тойон не считался творцом человеческих судеб. Он выделил из своей семьи одного мужчину для жительства на земле, поэтому якуты считали себя родственниками этого небожителя и как к родственнику обращались за помощью от злых духов, сопровождая свои заклинания–прошения обрядами с жертвоприношениями в виде животных, кроплением кумысом. Религия коренных народов благословляла охоту, допускала забой скота, но запрещала мучить животных. Многие обычаи предков сохранились до наших дней, например, запреты на нарушение покоя святых мест. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности – отдельные озера, горы, уникальные природные объекты – подлежали особой охране. Исчезающие животные, птицы, которые нуждались в охране, становились запрещенными к добыче, объявлялись священными.

Христианизация коренных жителей Ленского края началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединенные земли и приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств. Массовое крещение местного населения завершилось в конце XVIII – начале XIX веков. Крещение способствовало установлению разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей между местным и пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). Новокрещенных часто освобождали от уплаты ясака. Но, крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды православия.

С целью искоренения язычества строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению «инородцев» в церковно-приходских школах и по подготовке из них священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке. Христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, но она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык – основа любой культуры, обеспечивающей ее самобытность. До Октябрьской революции Православие играло роль объединяющего фактора в отношениях между народами.

Полуостров Камчатка – подлинное собрание природных чудес. Первым исследователем Камчатки был С.П.Крашенинников (XVIII в.), основатель русской научной этнографии. Самой значительной работой Крашенинникова, занявшей видное место в истории науки и литературы, явился труд всей его жизни — книга «Описание земли Камчатки». На Камчатке находятся свыше 160 вулканов, множество горячих минеральных источников и гейзеров. Самый высокий из вулканов – Ключевская Сопка.

Кроноцкий заповедник стоит особняком в ряду других российских охраняемых территорий. Ни в одном другом заповеднике нашей страны не найти такого собрания редкостных чудес живой и неживой природы. За рубежом с ним могут сравниться только Йеллоустонский и Йосемитский национальные парки в США и заповедные уголки Новой Зеландии. Еще в 1822 году здесь был устроен один из первых заказников России. А с 1934 года вся прилегающая территория была объявлена заповедной. В заповеднике – 16 вулканов, из них пять – действующие. Один из самых высоких и красивых вулканов – Кроноцкая сопка. Рядом располагается вулкан Крашенинникова. Этот вулкан необычен по своему облику и строению. Когда-то здесь находился огромный щитовой вулкан. Вершина его разрушилась, и в образовавшейся впадине выросли два новых вулканических конуса. Первый, южный, похож на большинство вулканов. А во втором, северном, конусе на дне кратера возник еще один небольшой вулкан, а в его кратере находится в свою очередь еще один конус. Таких «четырехэтажных» вулканов нет больше нигде на планете. Главное чудо полуострова – знаменитая Долина Гейзеров.

Гейзеры – периодически действующие природные фонтаны горячей воды – чрезвычайно редкое явление на нашей планете. Впервые случайно заметили взметнувшийся фонтан парящей воды лишь в 1941 году. Дальнейшее изучение показало, что в долине находится 21 крупный гейзер и множество пульсирующих горячих источников, кипящих разноцветных озер, булькающих грязевых котлов. Самый большой из гейзеров – Великан – извергается каждые пять часов. При этом метровой толщины струю кипятка взлетает на высоту в 40 м. Гейзер Фонтан самый активный, каждые 17 минут он выбрасывает струю на высоту семиэтажного дома. Гейзер Плачущий отличается своеобразным характером производимого булькания: оно похоже на глухое всхлипывание. Очень эффектен гейзер Водопадный, ниже которого ручей из кипятка срывается со скалы 27-метровым водопадом. На теплой почве в долине реки Гейзерной трава начинает зеленеть раньше, чем в соседних районах, и вырастает до гигантских размеров, достигая порой четырехметровой высоты. Это известно всем окрестным медведям, которые, выйдя в апреле из берлог, собираются в Долине Гейзеров, чтобы лакомиться здесь сочными корешками и стеблями.

Не только вулканическими диковинами славится Кроноцкий заповедник. Немало здесь и поразительных явлений живой природы. Прежде всего, только на Камчатке сохранился единственный в своем роде осколок доледниковых хвойных лесов – роща пихты грациозной, которая не растет больше нигде на нашей планете. С давних пор камчадалы охраняли рощу как священную, и не решались даже прикасаться к обожествленным деревьям.

Курильские острова – второй район активного вулканизма в России после Камчатки. Вулканов здесь больше, чем на территории Камчатке – более ста, но извергаются они реже. Интересно, что названия большинства вулканов, бухт, проливов, водопадов – русские или японские и появились в последние двести лет, а почти все острова сохранили древние имена, данные им коренными жителями архипелага – айнами (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Онекотан, Шумшу). Европейцы открыли Курилы в XVII веке, но с начала XVIII века русские казаки привели местных айнов «под государеву руку» и обложили ясаком.

Вулканическая активность Курил приносит не только беды. На многих островах бьют минеральные, в том числе и горячие, источники. А на острове Уруп есть даже горячий водопад. На всю планету славится Горячий Пляж на острове Кунашир. Подобного чуда природы нет нигде в мире. Пляж расположен у подножия вулкана Менделеева, причем вулканические породы перекрыты здесь тонким слоем морского песка. Местами он очень горячий, в каком месте пляжа ни выкопать яму, из нее сразу начинает идти пар. Жители острова на струях подземного пара разогревают еду, используют их для отопления домов. На самом большом острове Курил – Итурупе падает в океан с черных базальтовых скал самый высокий водопад России – 140-метровый Илья Муромец. Бухты и прибрежные шхеры Шикотана не уступят по красоте прославленным фьордам Новой Зеландии. В главном поселке острова Малокурильске, где много лет комбинат перерабатывал китов, пока Россия не прекратила их добычу, можно увидеть самые необычные заборы в мире – из китового уса.

Чукотка по богатству биоразнообразия может считаться одним из самых приоритетных регионов в глобальной системе охраны природы. Это связано и со слабой нарушенностью природы, и с самобытным происхождением флоры и фауны этой территории, которая отражает историю Берингийского моста суши, некогда соединявшего Азию и Америку. Земли Чукотки контактируют с юго-востока с Беринговым морем – самой продуктивной в мире морской экосистемой. С ботанической точки зрения Чукотка оказалась одним из самых изученных регионов мира, что произошло благодаря усилиям нескольких поколений российских ботаников.

Территория Дальнего Востока является местом проживания малочисленных коренных народов. Языки этих народов в прошлом - бесписьменные, каких-либо памятников в них нет.

Интересна культура проживающих по Амуру нанайцев (прежнее название – гольды). Их декоративно-прикладное искусство, особенности традиционного природопользования - охота, рыболовство, езда на собачьих упряжках, изготовление одежды и обуви из рыбьей кожи заслуживают внимания. Одежда и обувь из рыбьей кожи - характерная особенность культуры нанайцев. Интересны также одежда, традиции, орудия промыслов и предметы быта других народов Приамурья – ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов. Когда-то на этой территории жило довольно значительное количество китайцев и корейцев (подверглись переселению в конце 1930-х годов). Сохраняются потомки Амурского казачьего войска, задачей которого была охрана границ с Китаем по рекам Амур и Уссури (в 1889 г. из него было выделено Уссурийское казачье войско).

К коренным народам, с давних времен селившимся на камчатском полуострове, следует отнести коряков, ительменов и эвенов. В хозяйстве оседлых коряков сочетались зверобойный промысел, рыболовство, охота и собирательство. Во время охоты использовались кожаные байдары из шкур лахтака и одноместные челны-каяки. Позднее, к концу Х1Х века, в результате уменьшения численности китов и моржей, более важную роль стало играть рыболовство. Главные праздники коряков Х1Х – начала ХХ веков посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных. В основе обычаев и праздников лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. До начала ХХ века были распространены промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки, нерпы и др.). После окончания обряда шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.

Ительмены в русских документах с ХIХ века известны как камчадалы. Из-за малой численности у них нет своей автономии. Основными занятиями являлись упряжное собаководство, высокоразвитое собирательство, рыболовство, преобладавшее над прочими видами хозяйственной деятельности. Не зная металла, ительмены умели при помощи каменных тесел из целого ствола тополя делать лодки – баты, внешне напоминающие индейскую пирогу.

Оленеводы шили одежду в основном из оленьих шкур, приморские коряки наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Украшали одежду мехом собак и морских зверей. Основным декоративным элементом одежды являлась кайма по подолу – уповану. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду.

Устное народное творчество эвенов включает в себя различные фольклорные жанры. К ним относятся сказки, старинные эпические повествования (былины), мифы с включением ритуальных обрядов, бытовые рассказы, легенды и предания исторического характера, песни- импровизации и героический эпос. Эвенский фольклор представлен интересными сюжетами сказок о животных, в которых остались и следы древнейших верований, но в то же время и точные этнографические детали. Фонетические и интонационные особенности эвенкского языка вызывают эмоциональный отклик даже у тех, кто им не владеет.

Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В 50-е годы ХIХ в. протоиерей С.Попов издал на эвенском языке тексты молитв, евангелие. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, исполнение обрядов и праздников - все регулировалось православной традицией. В ХХ столетии, в период активной антирелигиозной пропаганды, направленной против христианства, среди эвенов наблюдался частичный возврат к фрагментам обрядности жизненного цикла и норм промыслового и бытового поведения, базирующихся на основе традиционного миропонимания и шаманизма. В традиционных религиозных представлениях существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т.д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.

Повествовательный фольклор тунгусо-манчжуров (эвенки, эвены, нанайцы, оpочи, удэгейцы) делится на два крупных раздела: сказочный эпос и несказочная проза. Тематически выделяется несколько групп, в большей или меньшей степени связанных с мифологической архаикой, космогонические, этногонические, шаманские, промысловые, исторические и топонимические повествования. Сказочный эпос тунгусо-манчжуров, хотя и не имел четкой жанровой дифференциации, но в тематическом плане отличался большим разнообразием. Высокими художественными достоинствами обладали волшебно-героические произведения. С незапамятных времен на территории Сахалина и Курильских островов проживали коренные народы - айны, нивхи, ороки (уильта). Обычай проведения «медвежьего праздника» был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам.

Уникален язык айнов. Одно время считалось, что он не находится в родстве ни с каким другим языком, хотя отдельные элементы сближают его с малайско-полинезийской языковой группой. Последние представители этого загадочного племени, так удивительно и противоречиво сочетающих черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культуры покинули Сахалин после второй мировой войны. В настоящее время айны проживают в Японии, на юге и юго-востоке Хоккайдо.

Особое отношение к медведю было свойственно всем народам северного полушария, жившим в тайге и тундре. Культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего востока. Обычай проведения «медвежьего праздника» был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам. Медведя почитали как предка тотема, которого нельзя убивать и есть. Постепенно этот запрет ослаб. Но после охоты и поедания мяса, медведя надо было умилостивить и обеспечить его «возрождение». Этому были посвящены основные обряды праздника, которые сохранялись в неизменном виде до середины ХХ столетия. Во время трапезы на празднике медведя использовалась специальная ритуальная посуда. Орнамент на ней был пиктографическим письмом, с помощью которого мастер-резчик описывал охоту – сцену убиения медведя, посуда украшалась маленькими скульптурами медведей.

Нивхи – народ, традиционно проживающий на Северном Сахалине, в низовьях Амура на побережье Охотского моря. Основные традиционные занятия – рыболовство и морской промысел, в меньшей мере – охота. Занимаясь в летний период промыслом рыбы, нивхи строили свои жилища на сваях на морском побережье и по берегам нерестовых рек. Глубокой осенью нивхские семьи мигрировали в отдаленные от берега места, где располагали зимние жилища – полуземлянки.

Отражение в гравировке по кости фольклорных сюжетов – одно из художественных направлений в развитии современного чукотско-эскимосского косторезного искусства. В области создания миниатюрной скульптуры работают в основном мужчины. Общим для всех мастеров является приверженность к анималистической скульптуре – изображению животных, особое проникновение в мир северных зверей, обусловленное восприятием художника-охотника, особое отношение к животным, отголоски которого восходят к глубокой древности. Минимум порезок, наполненность скульптурной формы, отшлифованная поверхность типичны для этих небольших скульптур. В прошлом каждый мужчина-охотник, добывающий моржа, имеющий моржовый клык, умел его обрабатывать. Сюжеты, связанные с жизнью тундры и моря - это утки, летящие над косой, медведь, показавшийся на дальней сопке, разделка туши на берегу, охотник, тянущий за собой нерпу, фольклорные сюжеты и т.д.

Итак, Дальневосточный регион - это обширная территория Российской Федерации, обладающая своеобразными природными и климатическими особенностями. Кроме того, Дальний Восток занимает ведущее положение в стране по запасам полезных ископаемых. Этот регион – самый слабозаселенный в стране. Но, тем не менее, малочисленные народности Дальнего Востока обладают самобытной интересной культурой и отличаются бережным отношением к своей истории и традициям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: