Заключение

Актуальность и особое место курса «Культура регионов России» в подготовке будущих специалистов подтверждают примечательные позиции ряда ученых по отношению к выработке перспективных моделей высшего образования. Гуманитарные науки и образование относятся к важнейшим факторам регионального развития, поэтому требуется принципиально новая конфигурация гуманитарного научно-образовательного потенциала регионов, которые должны одновременно ориентироваться на высшие мировые достижения и концентрацию усилий на важных практических проблемах регионального развития.

Предмет «Культура регионов России» выявляет особую роль изучения социокультурных аспектов влияния искусства, сферы образования, науки для достижения более ясного понимания особенностей российского общества в контексте мировой истории. Именно культурный фактор, в том числе научное знание, обеспечивает перспективу развития социума, освоение личностью культурных ценностей, создание новых регулятивных норм духовной жизни, а работники образования и культуры выступают как носители культуры не только в смысле хранителей традиций, исторической памяти, но и как творцы идеалов, смыслов, программ общения и поведения.

«Духовные параметры» каждого конкретного региона в значительной мере обусловлены природно-климатическими условиями и полиэтнофункциональными характеристиками населения данной территории (расово-биологическими, социально-экономическими, религиозно-культурологическими), особенностями его территориальной организации. Отмечая повышение роли значения регионализации в территориальном устройстве России и в ее духовной жизни, ученые констатируют необходимость отражения этого и в образовании. Именно изучение своего региона и своей страны должно стать основой для познания более сложных земных объектов, явлений и понятий, поэтому целесообразно и с образовательной, и с воспитательной точки зрения строить и школьные, и вузовские курсы на краеведческой и родиноведческой основе. Только так можно воспитать человека и гражданина, которому будет небезразлична и судьба родного края, и будущее России, он будет заинтересован в их преобразовании и сам примет в нем активное участие.

Таким образом, рассмотренные выше характеристики культуры регионов России свидетельствуют о правомерности построения данного курса как новационного, занимающего «стыковое» положение между традиционными способами исторического изучения региона и осмыслением современных проблем его развития, используя совокупность методик гуманитарных дисциплин и естественно-научного (географического) подхода, что формирует особый стиль мышления, акцентирующий уникальность отдельных ее регионов. Важный аспект проблемы социокультурного пространства - это аспект региональный, суть которого состоит в соотношении общего и отдельного в культурной сфере. Универсализация культуры диалектически связана с многообразием ее содержания и форм. Региональная «пестрота» России делает эту связь более углубленной и значительной.

Региональная культура - это особый мир, с одной стороны, уединенный, замкнутый, зацикленный на повседневности, стремлении сохранить определенный иммунитет к нововведениям, порой плохо восприимчивый к инновациям, чужим ценностям, тяготеет к своеобразному преломлению ценностных систем. С другой стороны, это открытая культура, стремящаяся вовне, к диалогу с другими культурами, к постоянному приращению ценностного богатства. Региональная культура обращена как вовнутрь, так и вовне себя. Это культура, чувствующая большую внутреннюю исключительность, и в то же время неразрывную связь по отношению ко всему остальному миру.


[1] Тихомиров М.Н. Древняя Москва ХП – ХУ вв. Средневековая Россия на международных путях Х1У–ХУ вв. М., 1992. С. 7, 10, 11.

[2] Тихомиров М.Н. Указ. соч. С. 16, 17, 20, 21, 26, 27, 30, 32, 38.

[3] По Кремлю. Краткий путеводитель. М.,1975; Романюк С.К. Кремль и Красная площадь. М., 2004; Ненарокомова И., Сизов Е. Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля. М., 1978.

[4] Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992. С. 206.

[5] Все музеи Москвы. Справочник-путеводитель. М., 1997. С. 18, 51, 56, 64, 81, 89, 237.

[6] Анисимов А.В. Театры Москвы. М., 1984. С.6, 7.

[7] Большая Российская энциклопедия. М., 2004. Т. «Россия». С. 885–886.

[8] Города Подмосковья. М., 1979. Кн. 1. С. 21, 22, 23, 24, 25–40.

[9] Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы. М., 2006.

[10] Загорский музей-заповедник. М., 1990. С. 11.

[11] Бородино М., 1975. С. 5, 15, 20, 124, 125, 155.

[12] Альпийская растительность распространена в горах (2000-3500 м над уровнем моря). В основном это низкотравные ковровые луга (злаки, осоки, примулы и др.), заросли кустарничков (рододендроны, черника и др.).

[13] Кексгольм, старинное с 1611 по 1948 год название г. Приозерск в Ленинградской обл. Известен с 1143 года как крепость под названием Корела, в 1611-1710 в составе Швеции, в 1918 -40 в составе Финляндии (назывался Кякисальми).

[14] Тимур (Тамерлан) (1336-1405), полководец и создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, М. Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения.

[15] В августе 1879 произошёл раскол организации народников «Земля и воля» на две организации — «Черный передел», оставшийся на прежних народнических позициях и уже к концу 1880 утративший заметное влияние на революционное движение, и «Народную волю», видевшую смысл своего существования в политической борьбе: «Народная воля» стремилась к захвату власти силами революционного меньшинства;

[16] Большая Российская энциклопедия. М., 2004. Т. «Россия». С. 875–876.

[17] Владимирская область. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. М., 2004. Ч. 1. С. 10, 11, 12.

[18] Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1983. С. 103, 106, 108, 109, 114.

[19] Белов Ю.В. Суздаль. Путеводитель. Ярославль, 1986. С. 40, 41.

[20] Белов Ю.В. Указ. соч. С. 3–7.

[21] Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1967. С. 7–8.

[22] Все статистические данные приведены по состоянию на 2002 г.

[23] Засечная черта (линия) - оборонительные сооружения (засеки*, валы рвы) с опорными пунктами, острогами (остроги - деревянные укрепления и города-крепости) на южных и юго-восточных границах Русского государства в 16-17 вв.

*засеки - заграждение из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника

[24] Наименование «Могучая кучка» дал кружку её идеолог — критик В. В. Стасов, она известна также под названием Балакиревский кружок - новая русская музыкальная школа. В него входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков).

[25] городище в 50 км к юго-востоку от современного города Рязань, остатки столицы Рязанского княжества 12-13 вв., сожженной татаро-монголами.

[26] Фраерманн Рувим Исаевич (1896-1972), русский писатель. Рассказы и повести для детей, в т. ч. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939).

[27] Ю.Г. Иванов. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. Смоленск. «Русич». 2006

[28] http://rusarh.ru

[29] Ю.Г. Иванов. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. Смоленск. «Русич». 2006

[30] Большая Российская энциклопедия. М., 2004. Т. «Россия». С. 897–898.

[31] Памятники архитектуры Тверской области. Тверь, 2000. Кн. 1. С. 5–16.

[32] Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (Х1 – начало ХХ в.). СПб., 2000. Вып. 1. (Далее – Города…). С. 287–291.

[33] Города…. С. 292–294.

[34] Большая Российская энциклопедия. М., 2004. Т. «Россия». С. 880.

[35] Фехнер М. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 34.

[36] Морозова Г.М. Калуга. Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993. С. 52–53.

[37] Боровск 2005. Путеводитель. М.,2005. С. 1–25.

[38] Антипов А.А. Живые корни России. Боровск, 1994.

[39] Полотняный завод. Путеводитель по музею. М., 2000. С. 3, 5, 7.

[40] Земли к северу от Невы назывались Карелией, а к югу – Ижорской землей. Финны величали Ижорскую землю Инкеримаа – что означает «прекрасная земля». Шведы переименовали ее в Ингерманландию.

[41] Место, где возводить Александро-Невскую лавру, Петр Алексеевич выбирал сам. После знакомства с летописями о деяниях и жизни князя Александра Невского он указал участок на левом берегу Невы при впадении в нее Черной речки, где, как считал Петр I, великий полководец разбил шведское войско. В 1710 году царь лично водрузил крест на месте сражения и будущего монастыря. В 1715 году по проекту архитектора Доменико Трезини стал возводиться весь комплекс Александро-Невской лавры – четвертой из существовавших в то время на Руси. В 1721 году победой России закончилась Северная война. Подписан Ништадский мир. Петр решает осуществить свой давний замысел: перевезти мощи Александра Невского в Петербург из Владимирского Рождественского монастыря. В августе 1724 года мощи доставили в село Усть-Ижоры. Петр Алексеевич своими руками перенес их в специально построенную лодку. Затем святыня была доставлена в Благовещенскую церковь Александро-Невского монастыря.

[42] В переводе с французского слово «эрмитаж» означает «уединенный уголок».

[43] Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1976.

[44] Мраморный дворец перестраивался в 40-50-х годах прошлого столетия группой архитекторов под руководством А. П. Брюллова, и тогда ринальдиевские интерьеры были сильно изменены. После революции 1917 года во дворце была осуществлена перепланировка в связи с размещением в нем Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина, который был открыт в 1947 году.

[45] Особо сильно Исаакиевский собор пострадал во время Великой Отечественной войны. В первые же послевоенные годы в соборе начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1963 г.

[46] Ампир (от фр. empire- империя) – стиль в архитектуре, скульптуре и декоративной искусстве 1-й трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

[47] Модерн – направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., использовавшее новые технико-конструктивные средства и свободную планировку для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий, облик которых подчинялся единому образно-символическому замыслу.

[48] В этом доме прошли детство и юность известного декабриста С. Г. Волконского. Здесь останавливалась М. Н. Волконская, когда в 1826 г. приезжала в столицу, чтобы получить разрешение последовать за мужем в Сибирь.

[49] Маскарон – декоративный рельеф в виде маски. Маскароны изображают лицо человека или голову животного. В Петергофе маскароны часто служат водометами, при этом вода изливается из отверстия на месте рта.

[50] В переводе на русский язык – «апельсиновое дерево». Вероятнее всего, город получил это название от экзотических деревьев, выставлявшихся летом в кадках на открытых лестницах дворца.

[51] Значительная реконструкция крепости проведена в 1960-х годах.

[52] Именно сюда была сослана четвертая жена первого русского царя Ивана Грозного – Анна Колтовская (инокиня Дария).

[53] Евгений Шмурло. История России. 862-1917.- М., 2001. С.- 142.

[54] Каталог Объектов культурного наследия Калининградской области. Калининград, 2005,С.4.).

[55] Кирпичников А. Рюрик пришел с Ладоги // Родина. Январь-февраль 2001г.

[56] Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. – М.2000.

[57] Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М.: Искусство, 1973.

[58] Интервью с Яниным В.Л. Журнал «Родина». Январь-февраль 2001 г.

[59] Белецкий В.Д. Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись Пскова XIV в. Л.:1986.

[60] Материалы для настоящего раздела частично взяты с сайтов: Википедия, http://ryaboshtan.ru/index.htm, http://essmuseum.ru/. Авторский коллектив выражает свою благодарность авторам статей.

[61] Вокруг Света. Сибирь – М., 2006. С. 46-47.

[62] Там же. С. 36-37.

[63] Олех А.Г. История Сибири. – М., Новосибирск, 2001. С. 104.

[64] Там же. С. 130.

[65] Культурное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1965. С. 107, 114.

[66] Цитата по кн.: Вокруг света: Сибирь. – М., 2006

[67] ЯСАК — в России XV — начала XX в. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной; до начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: