Развитие машиностроения в республике

В качестве примера структурной перестройки экономики республики особо можно выделить динамичное развитие машиностроительного комплекса. Были труднейшие моменты, когда некоторые крупные предприятия федерального подчинения, например, Уфимское машиностроительное производственное объединение, лишенное поддержки центра, оказались в упадке. Республика им помогла, не разделяя предприятия на республиканские и федеральные.

Башкортостан вышел сегодня на первое место в стране по производству металлорежущих станков, на второе - по выпуску троллейбусов, на четвертое – по выпуску автобусов. Освоено производство многих видов продукции – изделия авиа-, приборо-, автомобилестроения, нефтяного, химического и сельскохозяйственного машиностроения, электрохимической отрасли.

В машиностроении успешно функционирует ряд уникальных предприятий полного технологического цикла. В Башкортостане впервые в мире освоено производство вертолетов с соосной схемой несущего винта.

Продукция машиностроительного комплекса вышла на новые рынки сбыта, экспортируется в Индию, Китай, Южную Корею, Малайзию и другие страны.

На территории Республики Башкортостан преобладают предприятия авиационной промышленности. Так, крупнейшее в области предприятие - ФГУП «Кумертауское авиационное производственное предприятие»; на долю крупных машиностроительных предприятий (в том числе ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», ГП «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», ГУП «Уфимское приборостроительное производственное объединение») приходится более 60%, а на долю Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) – около 20% всего объема производства отраслей машиностроения. В 2001 году объем экспортных поставок УМПО возрос в три раза. Ежегодно предприятие инвестирует в свое производство 10-15 млн долл. собственных средств.

Также важную роль в функционировании промышленности и социальной сферы республики играет акционерное общество «Башкирский троллейбусный завод». Известно, что троллейбусами в городах перевозится до 85% пассажиров. Однако сегодняшние троллейбусы далеки от современных требований по габаритам, массе, устойчивости работы и объемам необходимого технического обслуживания. АО Башкирским троллейбусным заводом разработан троллейбус с энергосберегающими тяговыми приводами, который имеет улучшенные эксплуатационные и технические свойства. По своим характеристикам он не уступает, а по некоторым параметрам даже превосходит зарубежные аналоги. Использование таких троллейбусов позволяет решать экологические проблемы крупных городов, экономить до 30% электроэнергии, а следовательно, значительные бюджетные средства. Тем самым новый троллейбус Башкирского троллейбусного завода – это важный вклад в развитие отечественного транспортного машиностроения. Данная разработка по сути ознаменовала появление в республике новой отрасли – троллейбусостроения.

Авиастроительная промышленность Башкортостана пока находится в стабильном положении, производство не останавливается, заработная плата выплачивается вовремя. Однако, вскоре отрасль вновь ощутит нехватку денежных средств, и сегодняшнее стабильное положение с выплатой зарплаты может смениться задолженностями. Причиной этого станет недостаточное авансирование за произведенную продукцию, поэтому приходится находить другие источники финансирования, как, например, на Кумертауском авиационном производственном предприятии, где для выплаты заработной платы пришлось брать кредит. Средняя зарплата по отрасли на июль 2003 года составляет 6185 рублей, однако между предприятиями есть большая разница в выплатах. Например, на ФГУП КумАПП средняя зарплата составляет 1517 рублей, а на ФГУП «Гидравлика» или УМПО - 6803 рубля.

Безусловно, потенциал у отрасли есть, однако для дальнейшего поступательного развития машиностроения в республике необходимо перепрофилирование действующих, создание новых предприятий и производств по выпуску техники и оборудования для сельского хозяйства, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии. Преимущественное развитие должны получить прогрессивные отрасли машиностроения – электротехника, приборостроение, станкостроение и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: