Аграрные преобразования в АПК РБ

Особое место в жизни Башкортостана занимает аграрный комплекс. В отличие от других индустриальных центров России мы имеем развитое сельское хозяйство. У нас каждый третий житель – селянин.

Вместе с тем надо иметь в виду, что сельское хозяйство республики глубоко интегрировано в АПК России. Успешное развитие республиканского сельскохозяйственного производства немыслимо без согласованного взаимодействия с АПК страны.

По общему объему производства сельскохозяйственной продукции республике удалось выйти на дореформенный уровень, а по основным видам продукции – и превзойти его, в то время когда в целом по России оно за эти годы снизилось почти на треть.

По объёму валовой продукции сельского хозяйства республика занимает третье место, первое – по поголовью крупного рогатого скота, производству молока и мёда, второе - по производству картофеля, мяса скота и птицы, четвёртое – по поголовью свиней, производству яиц. По производству зерна входит в первую пятерку регионов страны.

В 2002-2005 годах ежегодный сбор зерна стабилизировался на уровне 3,5 млн тонн, подсолнечника – более 100 тыс. тонн, сахарной свеклы – до 1млн 200 тыс. тонн, картофеля – 1,4 млн тонн, овощей – около 430 тыс. тонн. Численность крупного рогатого скота к концу 2005 года составила 1 млн 700 тыс. голов. Только в 2005 году было произведено около 400 тыс. тонн мяса, молока – более 2 млн тонн, яиц – 1 млрд 270 млн штук. Возросло внимание к коневодству. К началу 2006 года во всех категориях хозяйств республики насчитывалось более 158 тысяч лошадей.

Валовая продукция сельского хозяйства 2005 году составила 62 млрд рублей (цифра, сопоставимая с региональным бюджетом).

Республика вышла на признанный в мире научно обоснованный уровень, когда в расчете на одного жителя производится более одной тонны зерна, чего не удавалось достичь ни по Союзу, ни по России. Этот объем зерна позволяет успешно решить проблемы и продовольствия, и прочной кормовой базы.

Стабильному развитию АПК способствовала новая техническая политика. Укрепление материальной базы МТС необходимо продолжить. Практика показала, что экономически выгодно использование высокопроизводительных импортных комбайнов. Так, если выработка одного комбайна «Нива» в среднем достигает от силы 130 зерновых гектаров, то для сравнения, на комбайне «Кейс» убрали более 2200 гектаров зерновых (то есть почти в 17 раз больше) и намолотили 3600 тонн зерновых. Это равно площади зерновых культур одного среднего хозяйства.

Агропромышленный комплекс вошел в число приоритетов экономической политики государства (наряду с образованием, здравоохранением и жильём). В национальном проекте «Развитие АПК» выбраны стратегические направления – дальнейшее ускоренное развитие животноводства, совершенствование малых форм аграрного бизнеса, строительства жилья для молодых семей.

Башкортостан оперативно сработал по созданию республиканского проекта развития АПК и одним из первых представил его Министерству сельского хозяйства РФ. Проект включает: создание высокоэффективного животноводческого бизнеса, включающего производство свинины, комбикормов, переработку мяса и реализацию мясопродуктов; создание высокотехнологичного рентабельного сельскохозяйственного предприятия по снабжению населения качественными молочными продуктами; строительство молочной фермы на тысячу голов дойного стада и так далее.

На финансирование проекта планируется направить значительные инвестиции. Их объём к 2010-2011 годам должен составить около 10 миллиардов рублей. Реализация проекта «Развитие агропромышленного комплекса РБ» позволит увеличить к 2008 году, по сравнению с 2005 годом, производство молока – на 4,6%, мяса – на 8,2%, объёмы реализации продукции – на 30%.По лизингу будет закуплено десять тысяч голов крупного рогатого скота, 3,3 тысячи свиней, 2,4 тысячи овец. Помимо этого в республике будет создано 3,32 тысячи новых скотомест. В рамках реализации национального проекта в республике разработано более 20 крупных инвестиционных проектов по животноводство на сумму более 9 млрд рублей.

Вполне возможно, что республика станет регионом в реализации проекта развития АПК. Башкортостан готов финансировать треть всех инвестиционных затрат представленных проектов.

В республике в течение короткого времени была сформирована основа правовой базы для развития земельных отношений. В соответствии с Земельным кодексом РБ и Законом Республики Башкортостан «О плате за землю» использование земли в РБ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Согласно статье 50 Земельного кодекса РБ, граждане имеют право получить земельные участки в собственность в установленном законом порядке для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства. В целом, Земельный кодекс РБ предусматривает три формы собственности в нашей республике: государственную, муниципальную и частную (статья 47).

В условиях преобразований Башкортостан не пошел по пути роспуска колхозов и совхозов, распродажи земли, ибо это означало бы отказ от современного растениеводства и животноводства, возврат в прошлое: мелкие дворы исторически не способны обеспечить зерновую безопасность страны. Республика пошла по пути сохранения и постепенного преобразования крупных предприятий, умело сочетая различные типы кооперативов с крестьянами, фермерскими хозяйствами. Была создана новая система заготовок продукции и технического обслуживания села. АПК Башкортостана стал многоукладным, многопрофильным. Так, к началу 2005 года в республике действовали 1086 сельхозпредприятий, из них свыше 96% - новых организационно-правовых форм, в том числе 60% - сельскохозяйственных производственных кооперативов. Свой вклад в производство сельхозпродукции вносят и 4727 крестьянских (фермерских) хозяйств, 567 тысяч семей имеют личное подворье.

Новый Земельный кодекс содержит главу «Управление земельными ресурсами», что имеет исключительно важное значение, так как республика располагает значительными земельными ресурсами и большим разнообразием природно-экономических условий. Так, земельный фонд Башкирии составляет 14,295 миллиона гектаров, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 7,728 миллиона (54% от общей площади), из них одну треть 4,5 миллиона гектаров - пашня. В собственности граждан (личные подсобные хозяйства, приусадебные и садовые участки) находится 18,1 тысячи гектаров. В аренде у фермеров –505,4 тысячи. По районам республики структура земельного фонда отличается большим разнообразием. Для сравнения: среди 88 субъектов Российской Федерации наша республика занимает шестое место по площади сельскохозяйственных угодий и четвертое – по площади пашни.

Созданная в республике правовая база позволяет провести значительные земельные преобразования. К началу ХХI столетия завершен первый этап земельной реформы: произведено масштабное перераспределение земель, созданы экономические условия для развития всех форм хозяйствования. Создание автоматизированного земельного кадастра, инвентаризация и оценка земель – это выигрыш и бюджета, и землепользователей. Главное – обеспечивается реализация прав граждан и юридических лиц на землю, происходит ускорение оборота земельных участков, что в конечном итоге приведет к существенному пополнению бюджетов всех уровней, лучшему использованию земельных ресурсов.

С 1 января 2006 года сельчане безвозмездно получают в собственность земельные наделы. Ощутимые перемены произойдут и в системе земельного налогообложения. В частности, изменяется размер земельного налога, с 2006 года в соответствии с Налоговым кодексом РФ он будет определяться не в абсолютных суммах, как ранее, а в проектах кадастровой от стоимости земли. Для земель сельскохозяйственного использования, дачных участков и садоводств максимальная ставка налога по республике 0,3%, для промышленных земель – 1,5%. Величина налога на конкретный участок будет зависеть от его кадастровой стоимости. Чем она выше, тем больше придется платить её владельцам. При максимальном расчете земельный налог в отдельных районах может вырасти на 20-30%.

Важнейшей составляющей аграрной политики в Башкортостане является продуманная государственная поддержка АПК. Целенаправленно решается задача восстановления и повышения его технической оснащенности. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в республике направлена на развитие технической оснащенности, сохранение технологического и технического уровня производства, укрепление экономики предприятий и организации. При этом обновление материально-технической базы аграрного сектора Башкортостан вел преимущественно на лизинговой основе. За 1996-2005 годы по лизингу было получено 5175 единиц на сумму 1 млрд 622 млн рублей. Все это являет собой реалистичный комплексный подход к преобразованию сельского хозяйства.

За 1992-2005 годы практически заново создана отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Стараниями руководителей, специалистов, рабочих акционерных обществ «НефАЗ», «Туймазинский завод автобетоновозов», «Башсельмаш», «Стерлитамакский завод строительных машин», концерна «Инмаш» и других производится новое поколение сельскохозяйственных машин, отвечающих мировому уровню и востребованных как в республике, так и во многих регионах России. Машиностроители республики дают селу по-настоящему современную технику в достаточном количестве. Ныне следует в сжатые сроки одновременно решить две проблемы: повышения качества и снижения стоимости производимой нашими предприятиями техники. Только это позволит добиться ее высокой конкурентоспособности.

В Башкирии комплексно решаются вопросы интеграции и кооперации обслуживающих отраслей АПК. Акционерная нефтяная компания «Башнефть», акционерные общества «Башкирская нефтехимическая компания», «Салаватнефтеоргсинтез», «Башнефтепродукт» обеспечивают своевременную поставку горюче-смазочных материалов, а «Башкирэнерго» - бесперебойное снабжение электроэнергией в напряженный период весенне-полевых и уборочных работ. Работники «Башавтотранс», Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги, акционерное общество «Бельское речное пароходство» оказывают большое содействие сельчанам в перевозках зерна, сахарной свеклы и другой сельскохозяйственной продукции.

Реформирование аграрного сектора – это восстановление сельскохозяйственного производства и переход к его устойчивому развитию. Проведение реформ в этом секторе – объективная необходимость, но это не кратковременная компания. Реформирование возможно лишь на основе комплексного подхода, с учетом особенностей сельскохозяйственного производства, специфики республики, менталитета и традиций ее населения.

Решая вопросы развития аграрной отрасли, надо иметь в виду, что сельское хозяйство, в котором в республике занят каждый третий работник из числа трудоспособного населения, – это базис всего общества. На селе проживает около 35% населения Башкортостана, но сконцентрировано около 85% общеобразовательных школ республики, обучается более 40% всех учащихся. Поэтому в республике придается принципиальное значение правильному решению вопроса о формах хозяйствования на селе. Отношения здесь должны и в перспективе строиться на основе многоукладности аграрной экономики и не противопоставляться друг другу. Необходимо и далее совершенствовать структурную политику в АПК, исходя из особенностей конкретных хозяйств, рыночного спроса на продукцию, возможности финансового и материально-технического обеспечения отрасли.

Стабильное развитие сельского хозяйства зависит от повышения кадрового потенциала отрасли. В республике постоянно в большом количестве готовятся кадры специалистов, однако проблема их закрепления на селе не решена. В этих целях принято постановление Кабинета министров по вопросам кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. В нем предусмотрен целый комплекс мер по материальной поддержке успешно работающих руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства, включающий помощь в вопросах обеспечения жильем и хозяйственного обустройства, а также единовременные постоянные выплаты молодым специалистам, заключившим договоры с сельскохозяйственными предприятиями.

Аграрный сектор необходимо рассматривать не только как один из важнейших отраслей экономики Башкортостана, но и как сферу, где активно реализуется государственная социальная политика. По развитию социальной сферы республика уверенно входит в группу лидирующих регионов России. В частности, в республике все годы реформирования в сельской местности в первоочередном порядке ведется строительство дорог, газификация, электрификация и телефонизация, решаются проблемы развития здравоохранения, образования, сферы услуг, обеспечения их соответствия возрастающим запросам сельских жителей. За 1992-2005 годы построено почти 14 тысяч километров автомобильных дорог, сотни мостов. Ныне более 98% сел и населенных пунктов соединены дорогами с твердым покрытием. Инфраструктура села из года в год становится все более развитой.

Например, за 1990-2004 годы было введено в действие на селе школ почти на сто тысяч ученических мест, больниц – на две тысячи мест, обеспеченность сельского населения домашними телефонами возросла в два раза, около 30% сельских семей имеют свой телефон. Также растут и объемы жилищного строительства на селе. В 2001 году они составляли более восьмисот тысяч квадратных метров в год. Ежегодно в республике вводится до полутора миллионов квадратных метров жилья, из них более половины в сельской местности. В целом только в 2004 году на реализацию комплексных социальных программ из республиканского и местных бюджетов было направлено более 6 миллиардов рублей, а доля расходов на социальное обеспечение за десять лет возросла в три раза.

В республике оказывается специальная поддержка молодым семьям. Им выделяются ссуды на строительство и приобретение жилья, которые ежегодно получают свыше тысячи молодых семей, проживающих в сельской местности.

Однако в развитии АПК Башкортостана имеется и ряд нерешенных проблем:

1. Сбыт и реализация готовой сельскохозяйственной продукции требуют пристального внимания правительства республики, и особое значение имеет регулирование рынка зерна. В частности, следует сократить импорт зерна, завозимого из-за пределов республики, способствовать поддержанию совокупного спроса на продукцию агропромышленной отрасли Башкортостана.

2. Сельское хозяйство Башкортостана в основном ориентировано на традиционные отрасли. С учетом нынешних реалий необходимо больше внимания уделить пчеловодству, звероводству, рыбоводству; разведению индюков, гусей, уток и т.д.

3. В республике слабо используется созданный мощный промышленный потенциал заводов по производству минеральных удобрений.

4. Недостаточно ведется селекционная и племенная работа по улучшению генетического потенциала сельскохозяйственных животных.

5. Неполно пока используются возможности малого и среднего предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: