134. Принципы работы со слабыми банками, изложенные в разделе 2.2, тщательно разработаны и приведены ниже в помощь органам банковского надзора при осуществлении ими политики, направленной на закрытие проблемного банка, и выбора для этих целей соответствующей технологии. Следует иметь в виду что при определенных обстоятельствах не все эти принципы могут применяться одновременно:
- Банкротство банков является следствием рискованных операций в условиях конкуренции. Орган банковского надзора не может и не должен обеспи не должен обеспечить условия для абсолютной гарантии того, что банки не будут банкротиться. Цели защиты финансовой системы и интересов депозиторов в целом допускают банкротство отдельных банков. Редкие случаи ликвидации отдельных банков могут помочь обеспечить надлежащий баланс стимулов. Решение этих проблем требует наличия четко установленных критериев для определения момента, когда потребуется вмешательство в дела банка или его закрытие (юридическое или экономическое). При удовлетворении подобных критериев орган банковского надзора должен безотлагательно приступить к осуществлению соответствующих мероприятий.
- Решения, связанные с частным сектором, не налагают расходов на налогоплательщиков и вызывают наименьшую деформацию банковского сектора, а следовательно, отвечают критерию наименьших затрат. Обычно они влекут за собой поглощение слабого банка финансово здоровым банком. Орган банковского надзора при необходимости исполняет при этом свою роль, связанную с рекомендациями в пользу частного сектора. Государственные денежные средства могут использоваться лишь при исключительных обстоятельствах.
- Надлежащий процесс закрытия банка. Слабые банки должны либо быстро восстанавливаться, либо закрываться, а банковские активы обанкротившихся организаций должны быть незамедлительно возвращены на рынок для минимизации возможных потерь, понесенных депозиторами, кредиторами и налогоплательщиками. Чем дольше активы банка будут находиться в руках администратора, тем большая часть стоимости этих активов будет потеряна. Опыт прошлых лет показывает, что при отсутствии контроля процесс закрытия слабых банков может тянуться бесконечно долго.
- Обеспечение состязательности. В случае закрытия банка посредством операций слияния, поглощения или покупки и принятия на себя обязательств выбор банка покупателя должен осуществляться на состязательной основе. Еще один дополнительный фактор, который следует рассмотреть, - будет ли нанесен ущерб конкурентной борьбе за банковские услуги. Любые действия, направленные на облегчение работы, связанной с подобным закрытием банка, не должны предприниматься в ущерб конкуренции и ставить в невыгодное положение более эффективные банки.
- Минимизация неудобств участникам рынка. Закрытие банка может нарушить движение средств между заемщиками и заимодателями с потенциально негативным воздействием на экономику. У заемщиков могут возникнуть затруднения с установлением связей с новым банком, а также они могут счесть существующие проекты опасными, если кредиты банка не появляются, как ожидалось. Страховщику депозитов может потребоваться определенное время, чтобы определить, кто является застрахованным депозитором, с тем чтобы закрыть их счета и расплатиться с ними 25. В случае отсутствия страховщика депозитов задержка для депозиторов, если они имеют право получить назад какую-нибудь сумму денежных средств, будет еще более продолжительной, поскольку процедура ликвидации банка может затянуться. В любом случае выбор метода закрытия банка и выбор между закрытием и ликвидацией должен быть сделан с учетом минимизации ущерба для рынка.






