Слияния и поглощения

139. Если какой-либо банк не в состоянии своими силами решить возникшие проблемы, ему следует рассмотреть вопрос о слиянии с процветающим банком или поглощении им. Это относится к способу решения проблем с использованием частного сектора. Банки (даже те, которые обанкротились) являются привлекательными объектами для инвесторов, особенно это касается финансовых организаций, стремящихся приобрести нематериальные выгоды 26.

140. Соглашения о слиянии или поглощении должны заключаться задолго до того, как активы упадут в цене. В ряде случаев держатели акций и некоторые кредиторы могут быть вынуждены пойти на уступки для привлечения потенциальных покупателей. Покупатели должны обладать достаточным капиталом, чтобы возместить издержки этого нового банка, а также иметь менеджмент, способный разработать и реализовать программу реорганизации. Если покупателем является иностранный банк, то органам банковского надзора следует обратить внимание на дополнительные аспекты, например, на законы и правила регулирования соответствующей иностранной правовой системы. Оргрегулирования соответствующей иностранной правовой системы. Органам банковского надзора потребуется также наладить тесные контакты с иностранными органами банковского надзора для получения информации о покупателе и его соответствующей деятельности.

141. Органам банковского надзора следует помнить о том, что операции по слияниям и поглощениям даже в хорошие времена непросто переносятся банками. Это связано с разной корпоративной культурой, несовместимостью систем информационных технологий, необходимостью увольнения персонала и пр. В любом плане, предусматривающем слияние компаний, вопросы интеграции персонала и систем информационных технологий должны быть тщательно проработаны.

142. Банк, заинтересованный в покупке, должен иметь ясное представление о слабости данного банка и причинах, лежащих в основе этой слабости. Полная и точная информация должна быть предоставлена слабым банком всем потенциальным покупателям, однако такая информация должна предоставляться последовательно и на основе соглашений о строгой конфиденциальности. В тех странах, где законодательство позволяет, это может быть сделано в сотрудничестве с органом банковского надзора. Ограничение доступа к информации может служить препятствием для потенциальных покупателей, вынуждая их требовать большей уступки от органов регулирования или от продаваемого банка. Не исключено также, что полная информация может привести заинтересованный в покупке банк к отказу от операции слияния или поглощения. Однако это все же лучше, чем непродуманное слияние, которое может окончиться серией последующих трудностей для самого банка-покупателя. Орган банковского надзора должен удостовериться в том, что, решая одну проблему, подобная стратегия не создает другую (более масштабную) проблему в определенный период в будущем.

143. Если акционеры слабого банка, держащие контрольный пакет акций, не желают продавать свои акции и контроль над доходами данного банка и таким образом затягивают осуществление операции слияния и поглощения, то властные органы могут рассмотреть вопрос о внешнем администраторе, обладающем всей полнотой власти бывшего менеджмента. Может потребоваться некоторое давление на акционеров слабого банка, чтобы убедить их принять решение о слиянии и поглощении, вплоть даже до экспроприации большей части акций. Все, о чем говорилось выше, будет зависеть от соответствующего законодательства, которое должно также предусматривать справедливое отношение к непривилегированным акционерам. Основной вопрос заключается в том, как, когда и в какой степени орган банковского надзора правомочен частично списать стоимость акций.

144. Существуют и другие соображения. Собственники слабого банка, которые пытаются продать свои акции, чтобы сократить величину своих собственных убытков, как правило, не придают большого значения личности предполагаемого покупателя. В подобных обстоятельствах существует риск, связанный с тем, что некоторые предполагаемые покупатели будут скорее заинтересованы в правовом титуле и регистрации данного банка, чем в его банковских операциях. Неблагонадежные акционеры могут пожелать злоупотребить данным банком для сомнительных целей (например, для отмывания "грязных" денег) или для других деловых интересов, которые могут подвергнуть опасности дальнейшее существование данного банка. В соответствии с Основными принципами органы банковского надзора обязаны проверять надежность всех новых акционеров, и иметь право отказывать соискателям. Органы банковского надзора должны непреклонно пользоваться такими полномочиями.

145. Преимущества такого решения как слияние и поглощение заключаются в следующем:

- сохраняется терпящий банкротство банк в качестве действующего предприятия при сохранении стоимости его активов (тем самым сокращаются расходы государства или страховщика депозитов);

- минимизируются последствия для рынка, поскольку отсутствуют сбои в предоставлении банковских услуг клиентуре терпящего банкротство банка;

- все активы переведены в новый банк, образовавшийся в результате слияния и поглощения, и все депозиторы и кредиторы защищены в полной мере.

146. При разрешении банковских проблем методом слияний и поглощений орган банковского надзора должен продолжать активно осуществлять мониторинг в отношении проблем купленного банка и предпринимать шаги в направлении обеспечения условий для того, чтобы эти проблемы адекватно решались менеджментом нового банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: