Цели: развивать языковое чутье детей путем образования и употребления приставочных глаголов; развивать понимание описательной речи.
Задачи:
Л. Активизировать лексику по теме; введение в речь детей слов портниха, швея, швейная машина, швейная фабрика, ателье; ткань в полоску, в клеточку, в горошек, без рисунка; виды отделок, украшений: оборки, складки, кружева, вышивка.
Различение глаголов: шить — вязать — вышивать.
Г. Образование и употребление приставочных глаголов (приставки при-, за-, вы-).
Ответы на вопрос кому?
П. Составление предложений типа: П + С + Вин. п. + Дат. п. (кто? что делает? что? кому?).
Употребление усвоенных типов предложений. С. Понимание описательного рассказа логопеда. Заучивание наизусть четверостишия. Материал:
1. Сюжетные картинки для составления предложений.
2. Табличка «Портниха».
3. Детали кроя кукольного платья у каждого ребенка.
4. Натуральные предметы одежды с различными украшениями (вышивка, оборки, кружева, складки).
5. Текст для заучивания:
|
|
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Подожди немного, кошка,
Будет и тебе одежка.
Приемы, упражнения:
1.Беседа «Где берем одежду».
2. Рассматривание и высказывания детей по сюжетным картинкам «Магазин одежды», «На швейной фабрике».
3. Составление предложений по табличке «Портниха»:
Портниха шьет платье. Портниха шьет брюки. И т.п. Портниха шьет платье и брюки. Портниха шьет брюки и платье. И т.п. Портниха шьет платье, брюки и пальто. И т.п.
4. Распространение предложений дополнением, отвечающим на вопрос кому?
Портниха шьет платье маме.
Бабушка шьет сарафан внучке (Маше, девочке).
5. Дид. игра «Портниха или портной». Детали кроя каждому ребенку. Составление словосочетаний:
Карман (пуговицы) надо пришить.
Рукав (рукава) надо вшить.
Низ (подол) надо подшить.
Дырку надо зашить.
Узор надо вышить.
Выделение действий: шить — пришить — подшить- заилить.
6. Украшение платья и обговаривание:
Я пришиваю кружева.
Я вышиваю узор. Я пришиваю оборки.
7. Рассматривание детской одежды (расцветка ткани, украшения, детали).
8. Дид. игра «Потерялся мальчик» или «Потерялась девочка».
Логопед: Внимание! Внимание! В нашем магазине потерялась
девочка пяти лет. На ней красное платье в белый горошек. На платье два кармашка и белый воротничок. На голове у девочки красный бантик. На ногах белые носочки и красные сандалики. Кто найдет эту девочку, приведите ее ко мне. И т.п.
9. Рассматривание вязаных предметов одежды, называние по памяти того, что необходимо для вязания, и составление предложений по сюжетным картинкам:,
Бабушка вяжет шарф внуку. Девочка вяжет кофту кукле. Мама вяжет шапку дочке.
10. Заучивание наизусть четверостишия.