Особенности консультирования в социальной работе

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Слово консультирование в словаре Ожегова С.И.(1995) имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такой совет. Консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-либо вопросу. Совет есть мнение, высказанное по поводу того, как поступить, что делать ит.д.

Социальное консультирование - одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по со­циальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жиз­ненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Как технологический способ решения социальных задач эта про­цедура часто используется не только в социальной работе, но и в медицинской, юридической и психотерапевтической практике. Консультирование позволяет путем предоставления необходимой ин­формации, указания на альтернативные формы помощи со­действовать гражданам в реализации их законных прав и интересов.

Методологические основы консультирования заложены в фундаментальных исследованиях таких психологов, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Бёрн, А. Эоллис, Р. Пёрл, К. Роджерс, В. Франкл и др. Они разрабатывали теорию консультирования, исходя из соб­ственных представлений о структуре и функционировании лично­сти, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредствен­ного общения. В результате сложилась базовая концепция консуль­тирования, суть которой состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе но­вые возможности для решения возникшей проблемы.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- ока­зание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;

- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;

- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечива­ющих самостоятельное решение проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда клиент самостоятельно обратился к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо уточнить и осмыслить проблему, най­ти средства для ее решения; только затем пытаться предупредить, предотвратить появление подобных проблем в будущем.

Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержатель­ном и психологическом. На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и пред­лагает варианты возможного выхода из нее. На психологическом уров­не устанавливаются доверительные отношения между специа­листом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Основные принципы проведения консультаций.

Целесообразность. Каждая консультация имеет конкретную цель, решает определенную задачу. Взаимодействие консультанта и клиента строится строго в рамках и на материале заявленной пробле­мы. Специалисту необходимо помнить слова М. Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».

Добровольность, Клиент самостоятельно и добровольно обраща­ется за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультантa. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.

Методическая грамотность и компетеnтность консультанта. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консуль­тируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методи­чески грамотно, убедительно вести консультации.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В про­цессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и уме­ние внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, чтоспециалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человекзамах­нется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными.

Запрет давать советы. Клиентам нельзя давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и адекватному отношению его к действительности. Любые неудачи в реализации совета зачастую приписываются консультанту, чтомешает пони­манию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Консультант должен пони мать, чтоустановление личных отношений меж­ду ним и клиентом может привести к тому, что консультант утра­тит объективность в оценке проблемы клиента.

Включенность клиента в процесс консультирования. Для того что­бы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам пред­лагать темы для обсуждения, максимально подробно расспраши­вать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобыобеспечить такую включенность, специалист по социальной ра­боте должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать ини­циативу.

Социальное консультирование имеет ряд особенностей, отличающих его от психологического, медицинского и юридиче­ского консультирования.

1. Чаще всего за помощью обращаются люди с низким соци­альным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, что­бы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуа­ции. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной пробле­мы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, пере­кладывающего решение вопроса на другого (консультанта).

2. Консультант должен не только профессионально владеть тех­нологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники ин­формации.

3. В процессе консультирования специалист знакомится с лич­ной жизнью клиента. Он определяет степень ее соответствия обще­ственной ситуации. Основные решения принимаются по восста­новлению логики индивидуальной жизни, не противоречащей за­конам общественного развития. Основное воздействие направля­ется на этические и правовые нормы, сформированные в созна­нии клиента.

В социальной работе консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирую­щую, коррекционную, фасилитирующую, катализирующую и др.

Информирующая функция - предоставление клиенту необходи­мой информации или указание на источники и специалистов, вла­деющих нужными сведениями.

Развивающая функция - активизация личностных ресурсов кли­ента, создание условий для их проявления и развития.

Наиболее часто реализуется проблемно-ориентирующая функция, помогающая человеку сориентироваться в неясной ситуации и осознать сущность возникшей проблемы.

Коррекцuонную, фасилитирующую и катализирующую функции могут выполнять только специально подготовленные работники специализированных учреждений, так как подобные воздействия затрагивают глубинные личностные структуры, а следовательно, могут иметь непредсказуемые последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: