СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Слово консультирование в словаре Ожегова С.И.(1995) имеет несколько значений. Это и совещание специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, дающие такой совет. Консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-либо вопросу. Совет есть мнение, высказанное по поводу того, как поступить, что делать ит.д.
Социальное консультирование - одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Как технологический способ решения социальных задач эта процедура часто используется не только в социальной работе, но и в медицинской, юридической и психотерапевтической практике. Консультирование позволяет путем предоставления необходимой информации, указания на альтернативные формы помощи содействовать гражданам в реализации их законных прав и интересов.
Методологические основы консультирования заложены в фундаментальных исследованиях таких психологов, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Бёрн, А. Эоллис, Р. Пёрл, К. Роджерс, В. Франкл и др. Они разрабатывали теорию консультирования, исходя из собственных представлений о структуре и функционировании личности, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредственного общения. В результате сложилась базовая концепция консультирования, суть которой состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе новые возможности для решения возникшей проблемы.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
- оказание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;
- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;
- мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Консультирование проводится тогда, когда клиент самостоятельно обратился к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; только затем пытаться предупредить, предотвратить появление подобных проблем в будущем.
Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержательном и психологическом. На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и предлагает варианты возможного выхода из нее. На психологическом уровне устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.
Основные принципы проведения консультаций.
Целесообразность. Каждая консультация имеет конкретную цель, решает определенную задачу. Взаимодействие консультанта и клиента строится строго в рамках и на материале заявленной проблемы. Специалисту необходимо помнить слова М. Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».
Добровольность, Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультантa. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.
Методическая грамотность и компетеnтность консультанта. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Консультант должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, чтоспециалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к ценностям клиента может привести к тому, что пришедший на прием человекзамахнется, не сможет быть искренним и открытым, следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализованными.
Запрет давать советы. Клиентам нельзя давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и адекватному отношению его к действительности. Любые неудачи в реализации совета зачастую приписываются консультанту, чтомешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.
Разграничение личных и профессиональных отношений. Консультант должен пони мать, чтоустановление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента.
Включенность клиента в процесс консультирования. Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах. Для того чтобыобеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, но не перехватывать инициативу.
Социальное консультирование имеет ряд особенностей, отличающих его от психологического, медицинского и юридического консультирования.
1. Чаще всего за помощью обращаются люди с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное - подтвердил их собственное восприятие ситуации. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта).
2. Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты. Поэтому он должен уметь использовать в своей работе современные средства связи и источники информации.
3. В процессе консультирования специалист знакомится с личной жизнью клиента. Он определяет степень ее соответствия общественной ситуации. Основные решения принимаются по восстановлению логики индивидуальной жизни, не противоречащей законам общественного развития. Основное воздействие направляется на этические и правовые нормы, сформированные в сознании клиента.
В социальной работе консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, коррекционную, фасилитирующую, катализирующую и др.
Информирующая функция - предоставление клиенту необходимой информации или указание на источники и специалистов, владеющих нужными сведениями.
Развивающая функция - активизация личностных ресурсов клиента, создание условий для их проявления и развития.
Наиболее часто реализуется проблемно-ориентирующая функция, помогающая человеку сориентироваться в неясной ситуации и осознать сущность возникшей проблемы.
Коррекцuонную, фасилитирующую и катализирующую функции могут выполнять только специально подготовленные работники специализированных учреждений, так как подобные воздействия затрагивают глубинные личностные структуры, а следовательно, могут иметь непредсказуемые последствия.