Правотворческой деятельности государства присущи различные виды и формы. В каждой стране имеются свои особенности этой деятельности. Для Великобритании, например, типичны такие ее виды, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов госу- i дарственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.
В идеальном государстве, по мнению английских авторов, законодательная власть «предположительно должна была бы оставаться исключительной привилегией парламента - законодателей, непосредственно подотчетных избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реальной жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет европейских сообществ - «все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, так как ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента1.
В России согласно Конституции правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения власти народа (п. 3 ст. 3); субъектами Федерации - республиками, краями и областями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления.
В соответствии с Конституцией предусматривается, например, заключение правовых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов Федерации -с другой. Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам.
Сравнивая различные виды правотворческой деятельности, осуществляемой в России, с аналогичной деятельностью государственных органов Великобритании и других стран, нетрудно заметить, что между ними есть как общие черты, так и различия. Последнее проявляется, в частности, в наличии собственных видов правотворческой деятельности (в Великобритании — судебная правотворческая деятельность, в России — правотворчество с помощью референдума и путем заключения правовых договоров), различной процедуры принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, в установлении особого порядка законодательного закрепления правотворческой деятельности государственных органов и др.
Важной составной частью механизма правотворчества являются его основополагающие принципы,
В научной и учебной литературе указывается, что правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих, основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.
Среди этих принципов выделяются такие, как демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, исходящие из необходимости строгого и неуклонного следования конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное Удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса.
Большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса имеют и другие, лежащие в основе его организации и осуществления принципы. Среди них особо следует выделить принцип постоянного технического совершенствования принимаемых актов.
Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени Использовать выработанные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов новых нормативных актов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.
Для повышения качества нормативно-правовых актов законодательная техника порой имеет не меньшее значение, чем само содержание. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, имеются ли в нем явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно используется общепринятая юридическая терминология, зависят не только уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта, но и эффективность его применения.
Особо важен при этом язык изложения правовых норм. В правотворческой деятельности различных стран к изложению текста нормативно-правовых актов предъявляются требования краткости, компактности, ясности и доступности.
В изложении текстов законов по общему правилу используется особый, официально-деловой стиль. Он существенно отличается от стиля как художественных литературных произведений, так и обыденной разговорной речи. В текстах законов и иных нормативно-правовых актов не должно быть общих рассуждений и художественных сравнений, деклараций, призывов, текстовых длиннот, неоправданных сокращений, в них не должны излагаться какие-либо научные положения и т. д.