Особенности правотворчества как составной части правообразования

Лекция 7. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Процесс правотворчества представляет собой согласно утвердившему­ся в юридической литературе мнению одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую непосредственной своей целью формирование правовых норм, их изменение, отмену шш дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внут­ренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регу­лирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

По социальной сути правотворчество есть процесс возведения государ­ственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения — госу­дарственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает не­посредственную деятельность уполномоченных на то государственных ор­ганов по выработке, принятию, изменению или дополнению норматив­но-правовых актов.

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразо­вания. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обу­словлена потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь каче­ство зависит не только, а зачастую и не столько от уровня самой право­творческой деятельности государственных органов, сколько от уровня про­водившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.

Процесс правотворчества как составная часть процесса правообразо­вания постоянно подвергается воздействию со стороны самых разнооб­разных — экономических, социальных, политических и множества дру­гих — факторов. В силу этого для любого законодателя весьма важным является определить во всей их совокупности факторы, способствующие или, наоборот, препятствующие подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать пози­тивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

К числу факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), относят­ся материальные (экономические), политические, социальные, идеологи­ческие и др. Уровень качества, а вместе с тем и эффективность нормативно-правовых актов зависят от того, насколько точно и всесторон­не учитываются при их подготовке и издании все существующие на дан­ный момент факторы, насколько адекватно отражается в этих актах объек­тивная действительность.

Каждый, а тем более фундаментальный нормативно-правовой акт дол­жен в максимальной степени отражать и учитывать наряду с материальны­ми условиями жизни общества, уровнем развития экономики, различными формами собственности и уровнем жизни людей соотношение различных социальных и политических сил, степень политической активности раз­личных политических партий и движений, состояние отношений между Различными нациями и народностями, характер взаимоотношений с дру­гими странами и народами, место и роль государства в окружающей его международно-правовой среде.

При решении этих и им подобных задач законодатель каждой страны при подготовке любого сколько-нибудь социально значимого нормативно­го акта стоит перед необходимостью: исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регули­ровании существующих общественных отношений; выявления и тщатель­ного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом; проведения сравнительного анализа подготавливаемой правовой нормы не только с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действую­щих систем других государств, но и с другими регуляторами общественных отношений; постановки и проведения в определенных случаях социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регули­рования рассматриваемых общественных отношений, характера взаимо­связи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной правовой системы, проведения иных подготовительных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: