В механизме правотворчества важное значение имеет порядок прохождения проектов законов или, иными словами, законодательная процедура.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.
В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституционно предусматривается принятие законов путем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядоченный и целенаправленный характер.
Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуждения вопроса о проведении референдума, определения предмета референдума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референдуме некоторых стран особо оговорено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов соотносятся с механизмом проведения обычных выборов. Так, в Органическом законе Испании от 18 января 1980 г. «О регулировании различных видов референдума» запи- I сано, что «процедура референдума подчинена общим принципам избирательного права в той степени, в какой они к ней применимы и не проти-воречат настоящему Закону».
|
|
Решая вопрос об инициативе проведения референдума в Испании, законодатель исходил, во-первых, из того, что «разрешение на проведение народных опросов в форме референдума в любом из его видов входит в исключительную компетенцию государства»; во-вторых, из того, что разре-
шение на их проведение дается только правительством по предложению еГ0 председателя, за исключением случая, когда это право согласно Конституции сохраняется за нижней палатой парламента страны - конгрессом депутатов. Назначается референдум королем посредством издания специального декрета, одобренного советом министров и скрепленного подписью его председателя.
В ряде стран, например в Италии, инициатива проведения референдумов может исходить как от государства в лице его представительных органов, так и от избирательного корпуса. Для этого требуются не менее 500 тыс. подписей избирателей. Референдум назначается декретом президента республики по решению правительства — совета министров. Датой проведения референдума в соответствии с законом устанавливается «любое воскресенье в период от 50 до 70 дней после издания декрета о его назначении».
|
|
Предметом референдума могут быть любые вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Определение предмета референдума является ключевым звеном в механизме его проведения. Это не только и даже не столько процедурный, сколько принципиальный вопрос, касающийся всенародного опроса. В силу своей значимости он закрепляется, как правило, одновременно и в текущем, и в конституционном законодательстве.
Большое значение в процедурном и фактическом плане имеет законодательное закрепление порядка проведения всенародных опросов. Имеется в виду не только закрепление системы органов, непосредственно связанных с организацией и проведением референдумов, их компетенцией и субординацией, но и законодательное решение вопросов, касающихся места, времени, условий проведения референдумов, порядка голосования и др.
В упоминавшемся выше законе Испании предусматриваются, например, даже такие технические подробности голосования, как осуществление его путем подачи бюллетеней, «вложенных в конверт, соответствующий официальной форме»; обязательность содержания в бюллетенях «в опечатанном виде текстов опроса»; требования к голосующим вносить в бюллетень только два слова — «да» или «нет» или оставлять бюллетень незаполненным. Предусматривается также порядок аннулирования бюллетеней, которые не соответствуют официальной форме или в которых нечетко выражено решение голосующего, имеются помарки, подтирки, исправления, вставлены знаки или слова между строк, не относящиеся к опросу.
Исключительно важное значение имеет заключительный этап процедуры организации и проведения референдумов — подведение итогов всенародного голосования и обнародование его результатов.
В организационно-техническом плане данный этап в каждой стране имеет свои особенности. По существу же он везде сводится к обеспечению правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процессе проведения референдума, и доведению до сведения населения результатов референдума. Обнародованию подлежат только те сведения — результаты всенародного опроса, — которые признаны в установленном порядке соответствующими действительности и в силу этого являются официальными.
Четко разработанная и законодательно закрепленная процедура проведения референдума создает необходимые предпосылки для наиболее полного выявления мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствует соблюдению законности и конституционности.
Аналогичную роль играет также законодательная процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем - государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.