Понятие и роль законодательной процедуры

В механизме правотворчества важное значение имеет порядок прохож­дения проектов законов или, иными словами, законодательная процедура.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок пра­вотворческой деятельности государственных органов.

Законодательная процедура состоит из серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.

В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государст­венных органов конституционно предусматривается принятие законов пу­тем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядочен­ный и целенаправленный характер.

Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуж­дения вопроса о проведении референдума, определения предмета референ­дума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референду­ме некоторых стран особо оговорено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов соотносятся с механизмом проведения обычных выборов. Так, в Органическом законе Испании от 18 января 1980 г. «О регулировании различных видов референдума» запи- I сано, что «процедура референдума подчинена общим принципам избира­тельного права в той степени, в какой они к ней применимы и не проти-воречат настоящему Закону».

Решая вопрос об инициативе проведения референдума в Испании, за­конодатель исходил, во-первых, из того, что «разрешение на проведение народных опросов в форме референдума в любом из его видов входит в ис­ключительную компетенцию государства»; во-вторых, из того, что разре-

шение на их проведение дается только правительством по предложению еГ0 председателя, за исключением случая, когда это право согласно Кон­ституции сохраняется за нижней палатой парламента страны - конгрессом депутатов. Назначается референдум королем посредством издания специ­ального декрета, одобренного советом министров и скрепленного подпи­сью его председателя.

В ряде стран, например в Италии, инициатива проведения референду­мов может исходить как от государства в лице его представительных орга­нов, так и от избирательного корпуса. Для этого требуются не менее 500 тыс. подписей избирателей. Референдум назначается декретом прези­дента республики по решению правительства — совета министров. Датой проведения референдума в соответствии с законом устанавливается «лю­бое воскресенье в период от 50 до 70 дней после издания декрета о его на­значении».

Предметом референдума могут быть любые вопросы, требующие, од­нако, лишь однозначного ответа. Определение предмета референдума яв­ляется ключевым звеном в механизме его проведения. Это не только и даже не столько процедурный, сколько принципиальный вопрос, касаю­щийся всенародного опроса. В силу своей значимости он закрепляется, как правило, одновременно и в текущем, и в конституционном законода­тельстве.

Большое значение в процедурном и фактическом плане имеет законо­дательное закрепление порядка проведения всенародных опросов. Имеется в виду не только закрепление системы органов, непосредственно связан­ных с организацией и проведением референдумов, их компетенцией и су­бординацией, но и законодательное решение вопросов, касающихся места, времени, условий проведения референдумов, порядка голосования и др.

В упоминавшемся выше законе Испании предусматриваются, напри­мер, даже такие технические подробности голосования, как осуществле­ние его путем подачи бюллетеней, «вложенных в конверт, соответствую­щий официальной форме»; обязательность содержания в бюллетенях «в опечатанном виде текстов опроса»; требования к голосующим вносить в бюллетень только два слова — «да» или «нет» или оставлять бюллетень незаполненным. Предусматривается также порядок аннулирования бюл­летеней, которые не соответствуют официальной форме или в которых нечетко выражено решение голосующего, имеются помарки, подтирки, исправления, вставлены знаки или слова между строк, не относящиеся к опросу.

Исключительно важное значение имеет заключительный этап про­цедуры организации и проведения референдумов — подведение итогов все­народного голосования и обнародование его результатов.

В организационно-техническом плане данный этап в каждой стране имеет свои особенности. По существу же он везде сводится к обеспече­нию правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процес­се проведения референдума, и доведению до сведения населения резуль­татов референдума. Обнародованию подлежат только те сведения — ре­зультаты всенародного опроса, — которые признаны в установленном порядке соответствующими действительности и в силу этого являются официальными.

Четко разработанная и законодательно закрепленная процедура прове­дения референдума создает необходимые предпосылки для наиболее пол­ного выявления мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствует соблюдению законности и конституци­онности.

Аналогичную роль играет также законодательная процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем - государ­ственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: