Стадии законодательного процесса

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная ини­циатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и его обнародование. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолитный за­конодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохожде­ния проекта закона с момента его зарождения вплоть до его принятия и обнародования.

Законодательная инициатива представляет собой право внесения законо­проектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т. п.) в соответствии с действующим законодательством и установ­ленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактует-ся более широко, и в него включается внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложений об издании, измене­нии или отмене действующих законов.

Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанного зако­нопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофици­альное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведе­ние тематических научно-практических конференций, семинаров, заседа­ний «круглых столов», дачу экспертных заключений, проведение теле-и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подготовку соответствующих публикаций в газетах и журналах.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для по­вышения качества как конкретного закона, так и законодательного про­цесса в целом. На этом этапе представленный проект проходит всесторон­нюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях — на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкоми­тетов и на уровне парламентских палат. Регулируется процесс обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

Важной стадией законодательного процесса является принятие и ут­верждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда подразделяют на две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утвержде­ние (подписание) осуществляется главой государства.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведе­ния населения информации о содержании принятого закона. Обнародова­ние бывает двух уровней — официальное и неофициальное. Осуществляет­ся оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании и осуществляется от имени государственного органа или же самим орга­ном, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта ус­танавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печат­ных работах, официальных документах.

В соответствии с ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Законы публи­куются в официальных изданиях — «Российской газете», Собрании зако­нодательства Российской Федерации.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-право­вых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложе­ния их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телеви­зионных передачах, в научных изданиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: