Тема: Правотворчество.
План:
1. Понятие правотворчества;
2. Субъекты правотворчества;
3. Формы (способы) правотворчества;
4. Законотворчество как особый вид правотворчества: понятия и их стадии.
Понятие правотворчества.
1. Правотворчество – это целенаправленная деятельность субъекта по созданию, изменению приостановлению, отмене правовых норм. Она не входит в процесс правового регулирования.
Возникает с момента, когда общество начинает нуждаться в нормах плюс необходимо, чтобы эта деятельность была осознана, приобрела характер юридического мотива, приобрела воплощение в конкретных нормах.
Правообразование шире правотворчества. Правотворчество – это последний момент правообраования.
Принципы правотворчества:
1. Принцип законности:
а) Деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с той юридической процедурой, которая предусмотрена деянием;
б) Результаты деятельности не должны противоречить нормам и принципам, обладающим по отношению к ним высшей юридической силой;
в) Деятельность должна осуществляться в рамках компетенции субъекта.
2. Принцип научной обоснованности:
а) Деятельность должна опираться на имеющиеся достижения юридической науки.
3. Принцип оперативности:
а) Деятельность должна осуществляться своевременно, чтобы не было пробелов.
4. Принцип демократизма:
а) В деятельности должны соблюдаться процедуры, позволяющие согласовать интересы разных социальных групп.
5. Принцип профессионализма:
а) Субъекты, осуществляющие деятельность, должны обладать специальными навыками и знаниями.
Результатом правотворческой деятельности являются нормы. Эти результаты являются официальным выражением воли государства. Они имеют письменный характер.
Субъекты правотворчества.
Субъекты правотворчества – это органы и лица, которые официально уполномочены на создание, изменение, прекращение, приостановление, отмену юридических норм.
Правотворчество – это деятельность по созданию, отмене, изменению норм. Это такая деятельность ничего не изменяющая в норме, но она приостанавливается (акты приостановления).
Поэтому правотворчество – это и те акты, которые представляют действие норм.
(Пример: Бюджет 2004 г. о приостановлении льгот).
Категория, прекращающая действие юридических норм. Норма на этот момент не отменена, но больше не будет действовать, т.е. акты, отменяющие акты).
Правотворческая деятельность может занимать не всё, у субъектов должны быть полномочия, следовательно, субъекты правотворчества - это органы, лица, которые официально уполномочены на создание, изменение, приостановление, прекращение, отмену юридических норм (индивидуальные, коллективные субъекты).
1. В зависимости от регулирования сферы правоотношений, регулируемые правотворчеством:
а) Субъекты правотворчества в рамках конкретного государства;
б) Субъекты правотворчества в международном праве.
Виды субъектов правотворчества (в государстве):
1. В зависимости от объекта и характера правотворческий полномочий:
а) Органы публичной власти (являются основными субъектами правотворчества, так как регулируют наиболее важные отношения);
б) Органы государственного аппарата (виды: законодательной, исполнительной, судебной власти);
в) Органы местного самоуправления (если не включены в государственный аппарат).
1) Представительные органы;
2) Исполнительные;
3) Главы и т.д.
2. Общественные организации, наделённые правотворчеством или полномочиями (таких органов сейчас нет, раньше профессиональные союзы представляли правовое регулирование в социальном страховании);
3. Народ (имеют юридические очертания: народ электорат, т.е. лица имеющие право
право участия в принятие юридических норм на референдуме);
4. Юридические лица (хозяйствующие субъекты, они персонифицируются органом управления (Пример: ОмГУ: ректор, учёный совет, конференция работников).
В международном праве:
1. Суверенные государства;
2. Международные организации (ООН).
По этому вопросу есть дискуссии.