Вопрос: В чём специфика законотворчества?
Особенности:
1. Субъекты законотворчества это крайне ограниченный круг лиц.
(По общему правилу: субъекты законотворчества – представительный высший законодательный орган – парламент, народ, если принимает участие в референдуме).
Но! (Президент не принимает законы, а пописывает, налагает вето);
2. В процессе законотворчества принимаются законы, т.е. акты которые в праве по общему праву обладает высшей юридической силой среди остальных норм.
(По общему праву исключение: высшей юридической силой могут обладать акты международного права);
Исключение: Наряду с законами есть акты суда. Законы обладают высшей юридической силой, или, как правило, регулируются наиболее важные общественные отношения, следовательно, высшая юридическая сила.
(Исключение: закон о пчеловодстве, дворников);
3. Процедура, законотворческий процесс всегда детально регламентирован, а также законотворческий процесс определяется регламентами парламентов.
|
|
(Пример: законодательство Омской области). Чтобы исключить ошибки законотворчества – цель детальной регламентации).
Из этих особенностей выделяются стадии законотворческой деятельности:
1. Законы могут приниматься народом, парламентом, процедура описывается в учебниках, процесс в парламенте, а в референдуме – стадии свои;
Процесс принятия в парламенте (вообще):
1) Стадия внесения закона на рассмотрение парламентом, т.е. стадия законодательной инициативы. Ими обладают ограниченный, чёткий круг субъектов (Федеральное собрание, депутаты);
2) Стадия рассмотрения и принятия законопроект. (Процедура чтений, на этой стадии, тогда и вносятся, изменения, дополнения). Принимают окончательный проект;
3) Стадия официального опубликования принятого закона. После опубликования закон вступает в силу.
Но может быть больше этапов, например, если двух палатный парламент, право вето президента.
Законотворчество – акт.
В виде закона может приниматься акты правовых норм не содержащие (акты индивидуального характера), - актами правотворчества не являются.