Однако ребенок воспринимает свой дефект опосредованно, (1) через трудности в самореализации, (2) в занятии соответствующей социальной позиции, (3) в установлении отношений с окружающими и т.п.
Другими словами, наличие какого-либо органического дефекта еще не означает «дефективность» ребенка с позиции функциональной нормы развития.
Влияние дефекта на самом деле всегда двойственно и противоречиво
(1) С одной стороны, дефект затрудняет нормальное протекание деятельности организма, (2) а с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток.
Как пишет Л. С. Выготский, «этот общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем (непрямая или психическая компенсация)
Это «обходной путь» включает в себя (1) либо внутрисистемные перестройки (2) либо перестройки межсистемные
1 внутрисистемные перестройки | (использование сохранных компонентов распавшейся функции), |
2 межсистемные перестройки | например, невозможность овладения слепыми оптической системой знаков, лежащих в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом Использование осязательного канала делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифта Брайля). |
Именно в создании «обходных путей культурного развития ненормального ребенка» Л.С. Выготский видит «альфу и омегу» лечебной педагогики:
Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами
Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка.
Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации
На личностном уровне компенсация выступает в качестве одного из защитных механизмов личности