Согласно его точке зрения, любой симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:
а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем;
б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими;
в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.
2 «Уход в слабость».
Адлер: «Такой индивидуум попытается ограничить поле своей деятельности и будет больше занят тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Слезы и жалобы — средства, которые я назвал "силой воды", могут быть в высшей степени подходящим орудием, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. У этих людей, так же как и у тех, кто страдает от застенчивости и чувства вины, комплекс недостаточности обнаруживается на поверхности. Они с готовностью признают свою слабость и свою неспособность контролировать себя. Что они будут прятать, так это завышенные цели первенства, свое желание быть первым любой ценой» (там же).
Люди с подобным типом псевдокомпенсации максималистично выбирают в жизни что-то «самое-самое» — либо самое лучшее, либо, чаще всего, самое худшее.
Растяпы», «невезучие», алкоголики, жертвы общей жесткости мира и черствости окружающих — все они ищут превосходства в том, что доказывают, как они слабы и несчастны.
«Самоистязающие себя святые, избрав страдание, избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе благородное чувство морального превосходства, которое им страшно необходимо» (Manaster, Corsini).
3 «Леность».
Так же как болезнь или слабость, лень служит хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач.
Некоторые стремятся скрыть этот «недостаток», в свою очередь, выстраивая над ним целый ряд «объективных» объяснений
У некоторых людей этот недостаток даже возводиться в ранг этакого «очаровательного изъяна» (достаточно вспомнить русские народные сказки или знаковую фигуру классической русской литературы — Илью Ильича Обломова).
Кроме того, до сих пор в нашем обществе лень зачастую подвергается меньшему осуждению, нежели предприимчивость и ловкость
Это находит свое отражение (1) на уровне бытовых анекдотов, (2) и на уровне культурной идеологической установки, согласно которой «лень — двигатель прогресса»
4 «Лживость».
Хитрость и обман могут служить целям привлечения внимания к себе или «гипнотизации» себя и других своими достижениями.
Как указывает Адлер, «там, где мы наталкиваемся на ложь, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдавал ей предпочтение»
5 «Жестокий тиран».
В основе этого вида псевдокомпенсации лежит избалованность, столкнувшаяся с принципом реальности.
Такой человек мстит за свой дефект окружающему миру
Индивид может выбрать путь тирании (1) через слабость или (2) путь жестокости.
При этом жестокость совсем необязательно предполагает какое-то крайнее злодейство
Жестокость может проявляться через обычно невидимое семейное насилие, любовь к порядку и дисциплине, непримиримую борьбу с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т. п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры (в которых тиран всегда «водит»).
Как обнаруживает Адлер, «не было совершено ни одного акта жестокости, который не проистекал бы из тайной слабости. Человек, который по-настоящему силен, не будет склонен к жестокости»
6 «Комплекс превосходства».
Эта псевдокомпенсация, выступающая одновременно и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор
«Комплекс превосходства» позволяет индивиду в блаженном «гипнозе» собственных достижений оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других.
В основе этого влияния лежит чувство, которое Адлер описывает таким образом: «Другие люди вполне могут не заметить меня. Я должен показать им, что я не какой-нибудь там»
Подобный тип псевдокомпенсации присущ многим учителям, вождям, гуру и т. п.
Однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.