Уход в болезнь»

Согласно его точке зрения, любой симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:

а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем;

б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими;

в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.

2 «Уход в слабость».

Адлер: «Такой индивидуум попытается ограничить поле своей деятельности и будет больше занят тем, чтобы избежать поражения, нежели тем, чтобы стремиться к успеху. Слезы и жалобы — средства, которые я назвал "силой воды", могут быть в высшей степени подходящим орудием, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. У этих людей, так же как и у тех, кто страдает от застенчивости и чувства вины, комплекс недостаточности обнаруживается на поверхности. Они с готовностью признают свою слабость и свою неспособность контролировать себя. Что они будут прятать, так это завышенные цели первенства, свое желание быть первым любой ценой» (там же).

Люди с подобным типом псевдокомпенсации максималистично выбирают в жизни что-то «самое-самое» — либо самое лучшее, либо, чаще всего, самое худшее.

Растяпы», «невезучие», алкоголики, жертвы общей жесткости мира и черствости окружающих — все они ищут превосходства в том, что доказывают, как они слабы и несчастны.

«Самоистязающие себя святые, избрав страдание, избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе благородное чувство морального превосходства, которое им страшно необходимо» (Manaster, Corsini).

3 «Леность».

Так же как болезнь или слабость, лень служит хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач.

Некоторые стремятся скрыть этот «недостаток», в свою очередь, выстраивая над ним целый ряд «объективных» объяснений

У некоторых людей этот недостаток даже возводиться в ранг этакого «очаровательного изъяна» (достаточно вспомнить русские народные сказки или знаковую фигуру классической русской литературы — Илью Ильича Обломова).

Кроме того, до сих пор в нашем обществе лень зачастую подвергается меньшему осуждению, нежели предприимчивость и ловкость

Это находит свое отражение (1) на уровне бытовых анекдотов, (2) и на уровне культурной идеологической установки, согласно которой «лень — двигатель прогресса»

4 «Лживость».

Хитрость и обман могут служить целям привлечения внимания к себе или «гипнотизации» себя и других своими достижениями.

Как указывает Адлер, «там, где мы наталкиваемся на ложь, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдавал ей предпочтение»

5 «Жестокий тиран».

В основе этого вида псевдокомпенсации лежит избалованность, столкнувшаяся с принципом реальности.

Такой человек мстит за свой дефект окружающему миру

Индивид может выбрать путь тирании (1) через слабость или (2) путь жестокости.

При этом жестокость совсем необязательно предполагает какое-то крайнее злодейство

Жестокость может проявляться через обычно невидимое семейное насилие, любовь к порядку и дисциплине, непримиримую борьбу с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т. п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры (в которых тиран всегда «водит»).

Как обнаруживает Адлер, «не было совершено ни одного акта жестокости, который не проистекал бы из тайной слабости. Человек, который по-настоящему силен, не будет склонен к жестокости»

6 «Комплекс превосходства».

Эта псевдокомпенсация, выступающая одновременно и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор

«Комплекс превосходства» позволяет индивиду в блаженном «гипнозе» собственных достижений оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других.

В основе этого влияния лежит чувство, которое Адлер описывает таким образом: «Другие люди вполне могут не заметить меня. Я должен показать им, что я не какой-нибудь там»

Подобный тип псевдокомпенсации присущ многим учителям, вождям, гуру и т. п.

Однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: