Наличие психической нормы позволяет человеку (1) адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, (2) адаптироваться к ней и (3) выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями.
При этом многие ученые рассматривают понятие нормы только во взаимосвязи с понятием патологии
Некоторые из ученых добавляют - «… между условными полюсами «нормы» и «патологии» находится обширное поле отклонений, аномалий развития».
При этом норма есть баланс сил, а патология - крайняя противоположность нормы, аномалия - переходное состояние между двумя антиподами (пограничное состояние).
Дефект рассматривается в психологии и психиатрии как форма изменения личности
Дефект характеризуется (1) обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств (2) и утратой прежних возможностей, наблюдающаяся при различных болезнях и травмах головного мозга.
При этом, дефект только одной из функций крайне редко нарушает развитие ребенка, если тому сопутствуют определенные обстоятельства.
|
|
Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Л.С. Выготский сформулировал основные положения стимулирования компенсаторных процессов у детей и подростков с различными видами психического дизонтогенеза.
При этом Выготский опирался на теорию Альфреда Адлера о значении различных «слабостей», недугов, дефектов для повышенного развития других функций
Ключевым понятием теории А.Адлера является понятие «комплекса неполноценности»
Комплекс неполноценности – это выраженная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности, превосходства всех над собой.
Адлер называет его «вездесущее человеческое чувство неполноценности»
Альфред Адлер считал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности небезграничны, и все желания реализовать – невозможно.
Одним из самых очевидных ограничителей наших желаний является наше физическое тело со всеми своими потребностями
Комплекс неполноценности – инструмент природы
Природа таким образом позаботилась о том, чтобы человек нашел в себе силы преодолеть этот комплекс
Наличие чувства собственной ничтожности – побуждают изменить жизнь к лучшему.
«Комплекс неполноценности» формируется у человека благодаря его вечному стремлению к превосходству и обеспечивает в конечном счете преодоление имеющихся проблем в развитии.