Модели консультирования

Психологическое консультирование (психотерапия) - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала как психотерапевта (психолога-консультанта), так и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляется ряд требований: рефлексивность, открытость к собственному опыту, высокая фрустрационная толерантность и др. Требо­вания к личности психолога явно или неявно присутствуют в различных школах психотерапии и психологического консультирования. Особенно они важны в той парадигме психотерапевтического видения человека, которая приобрела название " психологической " в противовес так называемой " меди­цинской ". Эти два понятия возникли как выраже­ние противоречия между классическими психоаналитическим и бихевиоральным подходами, с одной стороны, и более современными те­чениями, сформировавшимися в 60-е гг. в русле гуманистического направления, с другой.

В основе медицинской модели лежит предположение, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента. Целью сторонника медицинской модели является излечение больного. Последователями этой модели неоднократно предпринимались попытки описать и классифицировать психические болезни. Однако существующие на сегодняшний день разнообразные руководства (МКБ – 10, DSM – 4), а также классификации, разработанные в рамках психодинамического и других подходов, по-разному рассматривают причины, прогнозы развития, возможности лечения психических болезней и расстройств. Рамки медицинской модели оказываются узкими и неприменимыми к психологическому консультированию, так как эта модель не позволяет определить характер необходимой психологической помощи.

Психологическая (личностно-ориентированная, гуманистическая) парадигма, в отличие от медицинской:

· исходит из индивидуальной, а не социальной этики;

· воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов;

· исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности;

· обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам;

· ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения;

· фокусируется на процессе, а не на методике;

· концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме;

· предполагает работу психолога "собой" (личностная включенность), а не "техникой" (В.Е.Каган).

Наиболее важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся соответственно медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами:

· директивность – недирективность психолога;

· анонимность – самораскрытие;

· возможность – невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту;

· односторонность – двусторонность встречи;

· степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии).

Директивность психолога определяется степенью его активности и инициативности. Директивный психолог дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный психолог не навязывает норм и интерпретаций, не доминирует, использует в основном технику отражения и кларификации.

Параметр "анонимность – самораскрытие" предполагает, с одной стороны, личностно-нейтральное поведение психолога, позволяющее клиентам проецировать свои невротические отношения, а с другой – открытое проявление психологом собственных чувств, переживаний, мнений и позиций.

Выражение психологом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий клиента относительно доброго, принимающего психолога, а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации потребности клиента в безусловном принятии. В медицинской модели не приветствуется выражение психологом собственных чувств. Психолог-консультант, использующий немедицинскую модель, может быть достаточно аутентичным и подлинным, если выражение чувств способствует продвижению клиента в понимании его проблем.

Односторонность встречи означает, что психолог личностно не проявлен в процессе и не дает ничего, кроме интерпретации. В двухсторонней встрече психолог обнаруживает все чувства, испытываемые по отношению к клиентам, и раскрывается настолько полно, насколько сам ожидает этого от клиентов.

Спра­ведливости ради надо отметить, что, как это час­то бывает в истории человеческого знания, эти две парадигмы (" психологическая " и " меди­цинская "), когда-то выступавшие как непри­миримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми. По крайней мере, это можно сказать о психоаналитической традиции: в работах таких авторов, как Г.Кохут, М.Гилл, Р.Столоров и др. уделялось внимание именно во­просу о важности личности терапевта, интенсив­ности эмоционального взаимодействия с клиен­том, значимость чего подтверждается также со­временными исследованиями в психотерапии.

Педагогиче­ская модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогиче­ской модели процесс терапии направлен не на "излечение" (термин медицинской парадигмы), а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. целью является научение клиента ус­пешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Согласно нашим наблюдениям, эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого – проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика – лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель широко используется при массовых отборах (например, при рекрутинге), в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: