Земельно-кадастровых работ в России

В настоящее время кадастр ведется во всех странах мира. Он неразрывно связан с понятием учета, оценки состояния и использования природных ресурсов, инженерной деятельностью, экологии, социальных явлений. Кадастр предполагает выделение однородных по своим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание с использованием количественных и качественных характеристик. Следует заметить, что в зарубежной практике понятие «кадастр» чаще всего связывают с понятием «недвижимость». А под недвижимостью при этом понимается и дается следующее определение: это общественная опись, которая содержит данные по количеству, стоимости, собственности участков земли и прочего недвижимого имущества, прочно привязанного (связанного) к земле.

Термин «кадастр» распространен во всем мире, за исключением Скандинавских стран, где вместо него используют слово «реестр». Этимологию термина «кадастр» ученые-этимологи объясняют с разных позиций. Так, например, французский этимолог Блондхейм считал, что термин «кадастр» восходит к греческому слову «катастикон», что означает тетрадь для записей. Другой ученый, Добнер (1892 г.) связывал этот термин со средневековым латинским словом «капитаструм», что является слиянием двух слов «капитум» и «региструм» и означает буквально следующее: реестр единиц оценки территорий, на которые разделены римские провинции.

Определение Блондхейма основано на венецианском документе, датируемом 1185 г., и представляется более приемлемым.

В 1985 г. международная группа экспертов по кадастру и земельной информации дала более обобщенное определение кадастра.

Кадастр – это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности.

Каждой собственности присваивается определенный номер – идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупномасштабных картах.

С кадастром тесно связан термин «кадастровая съемка», которая означает съемку границ участков недвижимой собственности. Понятие кадастра вклю­чает также систему данных, необходимых для налогообложения земельных участков, собственности и регистрации юридических прав.

В зависимости от типа и классификации кадастр приобретает различные значения, соответствуя це­лям, для которых он создается.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

налоговый, или фискальный – для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

правовой, или юридический – для защиты прав владения собственности;

многоцелевой – для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

Существует понятие одновидового кадастра, который содержит сведения об одном объекте (строение, крыша, водопровод, квартира и т.д.), и многовидового, который включает сведения о нескольких объектах одного типа (кадастр инженерных инфраструктур, кадастр природных ресурсов, социальных явлений и т.д.).

По территориальному принципу многовидовой кадастр ведется на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На федеральном уровне кадастр распространяется на территорию страны как среду общегосударственного управления. На уровне субъекта Федерации кадастр распространяется на определенный регион государства (край, область). На уровне муниципального образования в кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования.

Кадастр, в современном понимании, представляет собой результат длительного исторического процесса. Анализ кадастровой деятельности в прошлом позволяет лучше организовать ее в настоящем и дает возможность с большей достоверностью представить перспективу кадастра.

Еще с античных времен в разных государствах необходимость гарантировать гражданам владение землей и обеспечение взимания налогов стали основанием для создания и ведения земельного кадастра. Так, например, археологические исследования подтвердили: в Халдее уже в 4000 г. до н.э. существовал кадастр – на глиняных дощечках нанесены участки земли и клинописью указаны размеры сторон и площади. Около 3000 лет до н.э. кадастровые съемки были произведены египтянами. В результате этих работ были установлены границы разрабатываемых участков, зарегистрированы подробные данные о земле, включая границы и площади участков и имена владельцев.

Позднее (1700 г. до н.э.) была произведена новая съемка Египта, целью которой было осуществление налогообложения недвижимой собственности и распределение земель. Установлено, что 1/5 взимаемого дохода уплачивалась в качестве налога, эта доля действует и до наших дней. Такой подход существовал более четырех тысяч лет вплоть до XX в., затем был модернизирован.

Общественная структура Греции, которая существовала примерно в 600 г. до н.э. и была основана на ряде законов, привела к тому, что мелкие землевладельцы «вошли» в долги вплоть до потери своих владений. И вот в 594 г. до н. э. законодательство Солона, опиравшееся на функциональный кадастр, сумело восстановить общественный порядок, аннулировать долги по недвижимому имуществу, отменить долговое рабство и накопление больших зе­мельных пространств. Было проведено перераспределение земли, имевшее целью гарантировать взимание фискального налога.

Первый римский кадастр был введен в VI в. до н. э. Сервием Туллием и назывался «Табулес цензуалес». В этом кадастре производилась съемка периметра недвижимого имущества, и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности. Данные съемки были получены со слов собственника, а если возникали сомнения, то назначался землемер, который производил проверку. Площадь недвижимого имущества оценивалась исходя из времени, затраченного парой быков на его вспашку, или по количеству семян, необходимому, чтобы его засеять.

В эпоху Карла Великого был введен налог на недвижимую собственность, известный как десятина. Сбор этих налогов, однако, основывался на древних книгах римских переписей и не был эффективен.

При феодализме в период с 900 до 1200 г. до н.э. сюзерены и духовенство поддерживали регистрацию недвижимого имущества посредством подписания документа на владение.

Около 1162 г. в Италии были разработаны земельные кадастры с фискальными целями. В Милане в течение 50 лет (1260—1310 гг.) проводилась кадастровая съемка, однако в результате не были получе­ны данные для установления системы взимания налогов.

В Англии первый кадастр датируется 1066 г., его целью было ввести налог на недвижимое имущество. Этот кадастр был назван в народе «Domesday book» или «Книга Дня Всеобщего суда», поскольку впоследствии мог применяться к тем, кто обманывал налоговое ведомство.

Во Франции первые известные кадастры датируются 1269 г. Кадастр, который назывался «книгой расчетов», не имел успеха. Только при Луи XIV, которому принадлежат известные слова: «Кадастр должен уравнять людей вне зависимости от их сословия», французы смогли успешно ввести фискальную систему на основе кадастровой съемки.

В годы новой эры были разработаны методы и приборы, которые значительно повлияли на кадастровые съемки. В 1608 г. был изобретен телескоп, Галилео Галилей сконструировал телескоп с увеличением в 100 раз. В 1590 г. математик Ян Притериус в Австрии изготовил современный планшет, названный «Мензула Преториани» В 1615 г. голландец Снеллиус опубликовал метод триангуляции, примененный в топографии. В 1730 г. был сконструирован первый теодолит.

В этот период различные страны начали производить кадастровые съемки. В Испании во времена царствования Филиппа II были осуществлены первые статистические работы по оценке недвижимого имущества. В то же время оппозиция крупных латифундистов не дала возможности применить эффективную фискальную систему.

И если в Средние века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения земельного кадастра мало чем отличались от кадастровых работ времен Римской империи (съемка земель чисто линейная при помощи веревки и жезла, слабо использовались геометрические знания и вычисления), то, уже начиная с 1718 г., Джованни Джакомо Мариони из Милана разработал первый кадастр на основе соблюдения строго научных методов, с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2 000. На картах отображались парцеллы (участки) отдельных общинных владений, при этом определялись площади владений, типы грунтов, чистая прибыль, которая являлась основой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности, этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие I января 1760 г. и явился образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии, Швейцарии.

Другим типом кадастра, сыгравшим особую роль для его развития, считается французский. В 1801 г. Наполеон создал комиссию для изучения справедливого распределения налога на недвижимое имущество на французской территории. В 1 800 представительных муниципальных округах были проведены кадастровые съемки. На основе результатов о величине налога в этих округах предполагалось рассчитать путем экстраполирования величину налога для остальных округов, но результат был неудовлетворителен, и было принято решение о съемке всей Франции. И до 1814 г. съемкой было охвачено 36 млн объектов недвижимости в 9 тыс. муниципальных округах на территории 12 млн гектаров. Кадастровые съемки носили главным образом фискальный и юридический характер.

Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель, а первое упоминание о ведении работ по межевому (кадастровому) картографированию для отвода земель Святогорскому монастырю на Псковщине относится к 1483 г. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотровых, дозорных, межевых книгах, и составлялся по результатам натурных землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью» (веревкой длиной в 80, 40, 20 саженей, 1 сажень равна 2,1336 м). Граничные линии разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую».

В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Ее отличительная особенность – распоряжение о межевании земель не по именам владельцев, а по названиям сел и деревень с составлением книг и планов. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. На рубеже XVII в. в России составляли документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описей и перечень дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, имя владельца. В 1768 г. вышел указ, в котором говорилось, что для всех городов, их строений и улиц необходимо составление специальных планов по каждой губернии особо. Во многих городах проводили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков.

Таким образом, в дореволюционной России «необходимые» сведения о землях содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в положении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировались обладатели прав на описанные в «Межевой книге» землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках. Такое документирование сведений о земле соответствовало сложившимся в то время земельным отношениям. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы, используя данные Межевых и Поземельных книг, могли защищать свои права на землю в суде и разрешать межевые споры.

И первые годы после революции в 1917 г. согласно Понижению о земельных распорядках в городах все ос) исключения земли и водные пространства в пределах городской черты, независимо от пользователи, подлежали земельной регистрации. Ее проводили г целью управления пользованием городскими землями, определения размеров налогов и земельной ренты, защиты и закрепления прав пользователей, обеспечения других потребностей городского хозяйства. Земельная регистрация включала: основной и текущие этапы по сбору и хранению достоверных и систематизированных сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии всех без исключения земель и водных пространств.

При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристики строения (число этажей, материал стен, высота, состояние, пользователь и владелец) и сооружения (название, назначение), составляли экспликацию участка по видам угодий (застройка, двор, сад, огород, склад, земли сельскохозяйственного назначения, торфоразработки, пустопорожние земли), а также приводили данные о ценных насаждениях (род насаждений, число деревьев, время посадки, состояние, общая оценка, уклон участка, характеристика рельефа и почвы, наличие водных источников, затопляемость). Эти мероприятия по своей сути – прообраз городского кадастра. К сожалению, в России после 1917 г. сложилась хозяйственная политика, основанная на командных методах управления государственной собственностью на средства производства и землю. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельной книгах. Такая система управления государственной собственностью на средства производства и землю не способствовала развитию кадастровых работ в России и коренным образом изменила путь развития кадастра.

С введением государственного владения на природные ресурсы (землю, леса, водные поверхности) кадастр как систематизированный свод сведений об их состоянии и других объектах должен был представлять инструмент централизованного хозяйственно-экономического управления различными регионами и страной в целом. Поэтому все кадастры, создаваемые в России, независимо от вида природных ресурсов становятся государственными и ведутся на основе единых, однако сугубо ведомственных требований к каждому конкретному ресурсу. И, несмотря на то, что наиболее важные ресурсы (земля, леса, водные пространства) составляли единую государственную собственность, ведомственный характер и подход к использованию ресурсов наложили специфические особенности на постановку кадастровых работ в стране.

Кадастр того времени представлял собой сведенные в единую книгу таблицы дифференцированных по пользователям сведений о качественных характеристиках земель России. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других населенных пунктов в силу их малого влияния на планирование промышленного производства приводились в кадастре укрупненно и недостаточно объективно. Получение сведений о землях, дифференцированных по пользователям и владельцам, обеспечивалось принятой системой распоряжения землей. Любой переход права конкретных лиц на землю осуществлялся путем изъятия земельных участков целиком или их отдельных частей у одних лиц и предоставления их другим на основании решений органов власти. Такие решения закреплялись, как правило, государственными актами на право владения или пользования землей. Совокупность этих актов являлась второй составной частью кадастра.

На современном этапе земельные отношения в России претерпевают значительные изменения. Земля вновь становится объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Переход прав на целые земельные участки или их отдельные части от одних землевладельцев к другим, т.е. распоряжение землей, начинает осуществляться по воле этих лиц без издания нормативных актов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и государственной власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. Резко активизировался оборот очень большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать постоянные межевые споры, которые невозможно разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылки для возникновения необходимости «зафиксировать» границы земельных участков в земельном кадастре.

Таким образом, у общества в целом и у отдельных его граждан появилась потребность пересмотреть состав сведений и документов, содержащихся в земельном кадастре. Порядок ведения земельного кадастра должен соответствовать актуальности и достоверности.

Для поддержания всех сведений и документов земельного кадастра в актуальном состоянии в стране законодательно оформлена система государственной регистрации прав на недвижимость. Созданы учреждения юстиции по регистрации прав и сделок. По своей сущности созданный Единый государственный реестр прав на недвижимость является аналогом Поземельной книги, которая модернизирована для современных условий.

На современном этапе наиболее важными в земельном кадастре являются сведения о местоположении границ земельных участков. Ведение земельного кадастра должно обеспечиваться профессионально грамотными технологиями формирования земельных участков и юридически точно выстроенной схемой кадастрового учета земель. Основным учетным документом земельного кадастра становится Единый государственный реестр земель. Указанный реестр содержит сведения обо всех существующих и прекративших существование объектах кадастрового учета. Факт существования или прекращения существования объекта учета в границах, установленных при его формировании, подлежит государственному учету в Едином государственном реестре земель. Данный реестр также дополняет Единый государственный реестр прав, как Межевая книга дополняла Поземельную книгу в прежние времена.

В настоящее время особенности ведения государственного земельного кадастра в современных условиях нашли отражение в Федеральном законе «О государственном земельном кадастре», принятом в январе 2000 г. И … далее – в Федеральном законе № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принятого Государственной Думой РФ 4 июля 2007 года.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы:

1. На какие основные категории можно разделить кадастр в зависимости от целей его создания?

2. Деление кадастра по территориальному признаку.

3. Когда появились первые сведения о земельном кадастре и что послужило основанием для его создания и ведения?

4. В чем заключается отличие первого римского кадастра от кадастра, который был создан в Египте и Греции?

5. Земельный кадастр в эпоху феодального периода.

6. Когда и кем был разработан первый кадастр на основе соблюдения строго научных методов съемки земель?

7. Назовите основные черты раннего земельного кадастра на Руси.

8. Земельный кадастр дореволюционной России.

9. Основные направления развития земельного кадастра России после 1917 г.

10. Современное состояние государственного земельного кадастра Российской Федерации.

___________________________________________________________

РАЗДЕЛ II. МИРОВОЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

Несмотря на то, что зарубежная Европа занимает небольшую территорию от всего Евроазиатского континента, мы выделим кадастровые системы Западной, Северной и Южной Европы.

Западная Европа. Кадастровые системы Западной Европы в общих чертах одинаковы: регистрация участков, кадастровые карты и ведение правовых записей. А вот технология учета владений различна, хотя реестр участков недвижимости имеет каждая страна. Кадастровая регистрация и учет (инвентаризация) образуют единую организационную службу, реже эти службы различны, но сотрудничают и обмениваются данными для взаимного контроля и образования многоцелевого кадастра.

Общая черта западно-европейского кадастра состоит в том, что он обеспечивает непрерывное обновление данных и для земельно-информационных систем (ЗИС) является основной гарантией эффективной работы.

К общим чертам относится и сходство технологии регистрации: указывают тип землепользования участков, площадь, тип строений, если таковые имеются, местоположение, информацию о владельце, дают ссылки на другие регистры и информационные системы, которые содержат дополнительные сведения о владельце и участке.

Из кадастровых систем Западной Европы выпадает английская система. В Англии кадастр содержит только картографическую информацию о границах участка и составе недвижимости.

Общность черт европейских кадастров (кроме Англии) объясняется тем, что все они прямо или косвенно происходят от французского образца.

Главной целью французской кадастровой системы было обеспечение поземельного налогообложения. И до сих пор он еще обслуживает фискальную систему: его данные являются основой начисления различных видов поземельных и имущественных налогов, касающихся недвижимости, хотя во Франции поземельный регистр со всеми юридическими добавлениями его германской версии не обеспечивает систематического информационного покрытия всей территории страны. Крупные города, такие как Париж, Лилль, Марсель, создали собственные многоцелевые кадастры своих территорий.

В Германии существующая кадастровая система, развившись из налогового кадастра, оформилась как часть юридической системы и содержит данные о владельцах и владениях, развернутые сведения о функциях землепользования и данные топографических съемок. Реорганизация всей информационной службы землеустройства, происходившая с 1935 г., а затем после 1945 г. в связи с послевоенной реконструкцией страны, привела к пересмотру прежде существовавшей кадастровой системы. В Германии производство кадастровых карт было объединено с обработкой данных, касающихся землепользования и землеустройства. С 1970-х годов в землях, округах и крупных городах создаются автоматизированные банки данных о недвижимости, включающие информацию поземельных книг, кадастра недвижимости, налогового кадастра и картографический материал. В результате устанавливаемых связей между различными службами в Германии формируется многоцелевой автоматизированный банк данных о земле и недвижимости. В совокупности с другими автоматизированными банками данных этот банк формирует общенациональную информационную систему, решающую широкий круг проблем, связанных с землепользованием, территориальным планированием и экономикой недвижимости.

В Швейцарии кантоны, образующие конфедерацию, традиционно независимы в земельной политике, и налоги на землю и недвижимость полностью поступают в местный кантональный бюджет. Кадастровые службы кантонов организованы во многом самостоятельно: государством установлены форма и содержание книг поземельного регистра, но ведомство, ведущее этот регистр, определяет сам кантон. В одних кантонах – это отдел суда, в других – специальные службы, имеющие юридические права регистрации, поскольку кадастр в Швейцарии чисто юридический. Ответственность за правильность ведения поземельных книг несут непосредственно кантональные власти.

Правительство рассматривает проект организации общенациональной кадастровой системы на основе разработки единых информационных стандартов и объединения кантональных кадастров с автоматизированными банками данных о населении, территории, коммунальном хозяйстве, инженерных и энергетических сетях и т.д. Проект рассчитан на 20 лет, требует значительных капиталовложений, поэтому правительство рассматривает вопрос приватизации геодезических служб, прежде финансировавшихся государством и кантонами. Следует отметить, что в швейцарских городах созданы службы, которые на основе кадастровой информации выпускают специализированные карты высшего класса точности, содержащие данные о городской территории и коммунальном хозяйстве.

Кадастровая деятельность в Нидерландах имеет свою продолжительную историю. Первоначально мель кадастра сводилась к учету землевладения для установления налога на земельную собственность, в зависимости от доходов ее владельцев и площади. Для идентификации парцелл при передаче прав на недвижимость использовались кадастровые карты, которые впоследствии превратились в главный источник информации.

В стране развита сеть кадастровой службы для проведения съемок границ и защиты недвижимости. Кроме того, эта служба должна обеспечивать информацией о действительных правах на недвижимость и состоянии землевладения. В функции службы входят: ведение общественной книги записей, которая содержит все документы по передаче собственности и установлению ссуды под залог; ведение кадастровой документации на право собственности; съемка границ кадастровых парцелл; составление кадастровых карт с нанесенными парцеллами.

Кадастровые службы не только участвуют в обновлении и сохранности сети триангуляции, планировании землепользовании, обновлении и создании крупномасштабных карт, но и ответственны за ведение некоторых дополнительных реестров сведений, прямо не относящихся к земле, но по законодательству относящихся к недвижимости, например, данные о кораблях, самолетах и их владельцах. Такое ведение дел связано с законом, по которому кадастровые службы распространены на некоторые области гражданской статистики (концепция «открытого кадастра»).

В настоящее время в Нидерландах существует автоматизированная многоцелевая кадастровая система.

Северная Европа. Кадастр Швеции был постепенно преобразован в многоцелевую информационную систему о земле и недвижимости в результате слияния автоматизированного национального банка данных о недвижимости с банками данных о населении, экономической статистики, налогообложения и данных переписей. Собственно земельный кадастр состоит из двух регистров: поземельного и недвижимой собственности. В 1936—1974 гг. реализована программа создания национального фонда кадастровых карт, производимых на основе фотокарты масштаба 1:10 000 и покрывающих всю территорию страны единой системой описания границ участков и зданий. С 1974 г. для этих целей используют кадастровые карты масштаба 1:2 000, информацию для составления которых подготавливают на основе общегосударственного автоматизированного банка данных о недвижимости. Кадастровые карты плотно застроенных городских территорий производят или заказывают местные муниципальные службы, они имеют больший масштаб, вплоть до 1:500.

Подобно шведской системе, норвежский кадастр объединен в информационную систему, содержащую сведения о владениях, владельцах, адресах и типах зданий. Различные группы данных могут быть связаны друг с другом и географически локализованы через координатные или идентификационные коды объектов.

Как в Швеции, так и в Норвегии стандарты описания объектов и информационные связи между ними установлены законодательством, а сами системы являются государственными, и их разработку и внедрение финансирует правительство.

В целом сходно с вышеупомянутыми кадастрами организован кадастр в Финляндии. Небольшое отличие в организации: регистры сельских территорий содержатся государством, а регистры городских территорий – органами муниципальной администрации. С переходом в ближайшем будущем к общенациональной электронной информационной системе эти различия исчезнут.

Южная Европа. В Италии формирование нового городского кадастра осуществляется с 1939 г. Он создавался для оценки владений городской собственности (зданий, сооружений, участков) и определения доходов от их использования.

Италия делится на исторически сложившиеся регионы, которые подразделяются на 103 провинции, а те, в свою очередь, состоят из коммун. Поэтому в Италии очень сложная кадастровая система. Кадастровые офисы созданы на уровне провинций, а не на уровне муниципалитетов (из-за малой площади территорий). В настоящее время итальянский кадастр можно представить по следующей схеме: создание базы данных, которые содержат сведения о кадастровых участках, которые делятся на городские и сельские; сведения о владельцах участков, которые идентифицированы уникальным кадастровым номером, правом собственности; сведения об оценке участка. Карты в Италии мозаичные. Кадастровая карта покрывает только территорию муниципалитета, границы между ними – природные.

По закону для каждой коммуны на национальной территории составляют ряд документов.

Процедуры по хранению документов сложные, в основном документы корректируются вручную и хранятся на твердой копии (так дешевле).

Еще одной особенностью итальянского кадастра можно считать то, что связь кадастра (регистрация участков) с данными о владельце возможна только с использованием имени владельца.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы:

1. Общие черты кадастра Западной Европы.

2. В чем заключается отличие кадастровой системы в Англии?

3. Главные цели современной кадастровой системы Франции.

4. Современная кадастровая система Германии.

5. Кадастр Швейцарии.

6. Кадастровая деятельность в Нидерландах.

7. Кадастр Северной Европы.

8. Современное формирование кадастра Италии.

___________________________________________________________

РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫХ РАБОТ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Для создания кадастра земель населенных пунктов необходимо развитие целого ряда научных дисциплин: земельного права, городского землеустройства, инженерного обустройства территории, мониторинга городских земель, экономики недвижимости, градостроительства и планировки населенных мест, управления земельными ресурсами, управления городскими территориями и т. д.

Кадастр земель населенных пунктов предъявляет жесткие требования к точности, достоверности и актуальности информации об объектах недвижимости (в т. ч. земельных участках) именно в городе. Так как основные свойства городских земель при их использовании проявляются в следующем: земля – это пространственно-территориальный базис для размещения всего городского строительства; ограниченность городских земель в их освоении; взаимосвязь с другими объектами природно-техногенного комплекса.

По определению, кадастровое дело содержит топографо-геодезические, технические, экономические и юридические характеристики объекта недвижимости (земельный участок). Чтобы получить экономические характеристики, необходимо учитывать, что земельные участки в населенных пунктах неодинаковы по плодородию, несущей способности грунтов, местоположению, экспозиции склонов, плотности застройки и т.д. Оценка земельных участков в городе или ином населенном пункте состоит из по-аспектной (качественной) оценки земель и экономической оценки. В городах качественную оценку земель производят для определения пригодности земель для выращивания сельскохозяйственных культур на приусадебных участках, многолетних насаждений, размещения застройки, зон отдыха, озеленения территории и установления градостроительной ценности каждого земельного участка в пределах городской (поселковой) черты.

Земля в городах, как правило, дорогая, поэтому кадастр земель населенных пунктов отличается повышенным требованием к планово-картографическому материалу в отношении масштаба, точности, детальности, полноты отображения кадастровых данных. Для точного определения площади земельных участков требуется реконструкция городской (поселковой) геодезической сети, если существующая сеть не обеспечивает необходимой точности.

К особенностям разработки кадастра земель населенных пунктов следует отнести необходимость получения данных по объектам недвижимости, неразрывно связанным с территориями (здания, сооружения, инженерные коммуникации), сведения о населении.

Таким образом, требованиям кадастра земель населенных пунктов должны удовлетворять: состояние топографо-геодезической изученности населенного пункта; состояние информации о подземных сооружениях; достоверность, полнота и точность информации городского бюро технической инвентаризации и городской статистики; состояние общегородских справочников и классификаторов; упорядоченная система адресации объектов недвижимости; существующие методики оценки недвижимости; состояние правовых норм по обмену информацией; научно-методическое обоснование размеров арендных платежей, ставок земельного налога и т.д.

Особенности и связанные с этим трудности создания кадастра земель населенных пунктов весьма объективны и обусловлены тем, что по своему смыслу эта информация должна отражать, а точнее сказать, моделировать характеристики объектов недвижимости на текущий день с высокой точностью и достоверностью. Для этого необходимо, чтобы все службы и отделы органов муниципальной власти работали как терминалы кадастра земель населенных пунктов. Таким образом, система информационного обеспечения органов муниципальной власти работает по следующей схеме: все операции с недвижимостью должны выполняться только над базой данных кадастра земель населенных пунктов; все изменения административного, территориального, экономического деления города должны выполняться над базой данных кадастра земель населенных пунктов; все налоги на недвижимость должны определяться по данным кадастра земель населенных пунктов.

Поэтому необходимо регулярно пересматривать кадастровые оценки недвижимости. Например, в Швеции это выполняется через шесть лет, но каждый год оценка недвижимости корректируется с учетом инфляции. Аналогично производится переоценка недвижимости в Англии и Италии.

При оформлении прав на землю следует знать с высокой точностью границы различных охранных и заповедных зон, подземные коммуникации, красные линии и другую градорегулирующую информацию. Необходимо иметь не просто справочник улиц, но и границы улиц в векторной форме.

Город – это динамически развивающаяся система, поэтому необходимо отслеживание всех изменений отдельных видов информации, которая входит в кадастр земель населенных пунктов.

Во всех странах мира земельный кадастр на застроенных территориях развивается как информационное обеспечение рынка недвижимости. Понятие «земельный участок», как правило, включает в себя объекты недвижимости на данном земельном участке. В развитых странах кадастр земель населенных пунктов является основой налоговой системы, информационным обеспечением рынка недвижимости, основой геоинформационных систем для управления и развития территорий.

С точки зрения практического землеустройства, земельный кадастр – это прежде всего баланс земель по всем административно-территориальным единицам города. Для реализации этого необходимо: введение мониторинга административного, территориального и кадастрового деления города; математическое определение границ кварталов и создание векторной карты деления города с земельными участками; разработка классификатора земель.

Существующие градостроительные классификаторы земель ориентированы на градостроительные задачи планирования территорий и разработаны по функциональному признаку использования земель. Однако все возможные варианты функционального использования земель указать невозможно. Например, еще несколько лет назад не было оптовых рынков, платных муниципальных автостоянок, казино и т.д.

Особенность классификатора земель населенных пунктов состоит в многоаспектности и отражении различных точек зрения на земельный участок как объект недвижимости.

Первый аспект классификатора земель – категория землепользователя: федеральные земли, земли субъекта Федерации, муниципальные земли, земли промышленности и т.д., с указанием ведомства соответствующего подчинения: аппарат президента, министерство обороны, городская (поселковая) администрация и т.д.

Второй аспект – источник доходов: бюджетная или коммерческая организация является землепользователем.

Третий аспект – функциональное использование земель или градостроительная категория территории. Здесь выделяются земли жилой застройки, промышленные зоны, городских коммуникаций, земли лесного и водного фонда и т.д.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы:

1. Какие виды расселения характерны для России?

2. Назовите отличительные особенности города и села.

3. Состав земель населенных пунктов.

4. В чем заключается городское зонирование территории?

5. В чем заключается принцип градостроительного зонирования.

6. Как устанавливаются градостроительные регламенты?

7. На основе, каких законодательных документов можно осуществить создание экологического кадастра застроенных территорий?

8. Особенности формирования земельных участков в городском землеустройстве.

9. В чем заключается требование того, что земельный участок территории должен использоваться в ее интересах?

10. Каковы особенности разработки кадастра земель населенных пунктов?

11. Особенности классификатора при организации земельно-кадастровых работ в городе.

___________________________________________________________

РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: