Несмотря на свою гуманистичность и развивающую направленность, психологический подход значительно менее популярен, чем медицинский как среди клиентов, так и среди специалистов. Это обусловлено целым рядом вполне естественных причин[4].
• Психологический подход более ресурсоемкий, чем медицинский.
• Для психологического подхода характерна неопределенность результата, а также медленное и нередко мучительное продвижение к нему.
• Субъективно психологический подход воспринимается более опасным как для клиента, так и консультанта.
• Чаще всего клиент не хочет встречаться лицом к лицу со своими переживаниями.
• Клиенту удобнее рассматривать проблему с точки зрения медицинского подхода: «Я — не псих, у меня просто проблемы со здоровьем».
• Консультант нередко психологически не готов столкнуться с переживаниями клиента.
• Специалисту проще рассматривать проблему с точки зрения медицинского подхода: диагностика и лечение.
• Психологический подход противоречит не только ожиданиям клиента или профессиональным возможностям консультанта, он также противоречит «социальному заказу», который заключается больше в коррекции поведения, чем в личностном росте.
|
|
Организация психологической помощи в кризисной ситуации
Существуют следующие организационные формы психологической помощи в кризисной ситуации:
1. Телефоны экстренной психологической помощи.
2. Очное консультирование.
3. Психологический дебрифинг («кризисное интервью»).
Первые две формы используются для индивидуальной психологической помощи в кризисе, а третья форма — это групповой метод кризисной интервенции. Настоящее пособие посвящено описанию индивидуальной работы психолога, консультанта ТЭПП или психотерапевта с клиентом, переживающим кризисное состояние. Кризисная помощь рассматривается в русле психологической модели. Описание техники психологического дебрифинга см. в Приложении к данному методическому пособию.