Состояние информатизации в Республике Беларусь

Государственная политика информатизации начала складываться в республике с начала 90-х годов. Основное содержание этой политики сводилось в основном к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий, информационной инфраструктуры, системы формирования информационных ресурсов.

Совет Министров Республики Беларусь 27 ноября 1991 г. Принял Программу информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период до 2000 года. Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального производства и управления.

С начала 90-х годов в республике разработано и внедрено большое количество различных информационных систем. Накоплен опыт проектирования и создания таких систем, а также их эффективной эксплуатации в области статистики, науки, образования, медицины, социального обеспечения, правоохранительной деятельности, правовой информации, управления отраслями и производством, природопользования, в судебной системе и других сферах. Органы государственного управления приобрели навыки работы с информационными системами, осознали их необходимость и значимость. Интенсивно развивались соответствующие мировому уровню средства телекоммуникаций, обеспечивающие технические возможности построения национальной информационной сети и полноценного доступа к сети "Интернет". Заложена нормативно-правовая база информатизации.

Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов по решению Правительства выполнялись только отдельные проекты Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период до 2000 года. Начиная с 1993 года из системы государственного планирования были исключены инвестиционные средства на реализацию проектов в области информатизации, ликвидирована соответствующая государственная отчетность. В сочетании с многократной передачей функций координации деятельности в области информатизации между министерствами и другими республиканскими органами государственного управления это привело к фактической приостановке работ по созданию информационных систем и выполнению указанной Программы. Сформировался чисто ведомственный подход к созданию и развитию таких систем, что привело, в свою очередь, к возникновению трудностей межведомственного телекоммуникационного обмена информацией, дублированию работ и их удорожанию. Кроме того, политика информатизации оказалась практически отделенной от политики, проводимой в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций.

Почти повсеместно укоренился технократический подход к решению проблем информатизации, при котором превалирует закупка средств вычислительной техники и построение информационных сетей, которые оцениваются в категориях битов, байтов, скоростей вычислений и передачи данных. При этом забывается конечная цель создания информационных систем - повышение оперативности и качества принятия управленческих решений, экономической эффективности субъектов хозяйствования, уровня предоставляемых услуг и т.п. Препятствием для надлежащего использования ведомственных информационных систем является также отсутствие во многих случаях соответствующих аналитических служб, обеспечивающих сбор данных и эффективную эксплуатацию таких систем, а также недостаточная компьютерная грамотность пользователей, в том числе государственных служащих.

В результате, несмотря на повсеместное распространение современных программных и технических средств информатизации, информационное обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц находится на достаточно низком уровне. Указанные выше проблемы возникли в силу многих причин, среди которых - экономические, политические, организационные. В определенной мере эти проблемы являются и "болезнями роста", вызванными широким распространением в последние годы современной вычислительной техники и ее относительной доступностью.

В этой связи объективно назрела настоятельная потребность проведения единой государственной политики информатизации. Эта политика в первую очередь должна быть направлена на согласование интересов общества, государства и граждан и носить комплексный, системный характер. В основе ее должно быть решение таких крупных задач, как становление отрасли информационных услуг, обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности, расширение правового поля регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации.

Основы этой новой политики начали закладываться Президентом Республики Беларусь. Две из четырех важнейших программ, выполняемых под его патронажем, непосредственно нацелены на развитие информатизации. Для выработки государственной политики в области информатизации Президентом Республики Беларусь создана межведомственная комиссия по вопросам информатизации (Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 591).

В Республике Беларусь в настоящее время придается все возрастающее значение информатизации как со стороны органов государственного управления, так и со стороны юридических и физических лиц. Растет понимание важности той роли, которую играют информация, информационные и телекоммуникационные технологии во всех сферах жизни общества и человека. Создаются экономические, технические и другие условия для формирования единого информационного пространства Беларуси и ее вхождения в мировое информационное сообщество. Активно развиваются средства и системы связи с выходом в мировые системы коммуникаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: