Информационные ресурсы – организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и др.).
Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства республики. Они формируются в результате деятельности как государственных органов, так и общественных организаций.
Информационные ресурсы в государственных органах должны содействовать эффективному исполнению всех функций этих органов: развитию производительных сил общества и обеспечению высокого уровня жизни граждан, повышению безопасности государства, защите прав и свобод личности.
Механизм формирования единых информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним должны регулироваться государством при разработке комплекса нормативных правовых актов.
Управление государственными информационными ресурсами должно строиться по иерархической схеме, обеспечивающей полноту сбора информации, изучение и обобщение ее в соответствующих аналитических службах при передаче на более высокий уровень. Иерархическая схема формирования государственных информационных ресурсов должна включать следующие уровни:
§ информационные ресурсы Главы государства, позволяющие регулировать деятельность всех ветвей власти, проводить анализ и ситуационное моделирование процессов экономического и социально-политического развития страны, обеспечивать национальную безопасность;
§ информационные ресурсы ветвей власти;
§ отраслевые (ведомственные) информационные ресурсы;
§ территориальные информационные ресурсы;
§ информационные ресурсы объектов хозяйствования и управления.
Состав и объем необходимых ресурсов на каждом уровне определяются исходя из целей и задач данного уровня управления.
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Доступ к информационным ресурсам субъектов информатизации осуществляется через автоматизированные информационные системы, обеспечивающие работу с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и другими носителями информации. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура служит для транспортировки информации между информационными системами. Она призвана обеспечить создание единого информационного и эффективного единого социально-экономического пространства Республики Беларусь, углубление процессов информационной и экономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.
Среди важнейших задач развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимо выделить следующие:
§ совершенствование сетевой инфраструктуры за счет развития сетей в регионах, подключения ведущих организаций к опорной сети образования и науки через волоконно-оптические линии связи;
§ проведение работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети;
§ снижение стоимости телекоммуникационных услуг и ограничение монопольной деятельности в этой сфере;
§ увеличение мощностей внешних каналов выхода в международные сети, создание резервных каналов, интеграция и межсетевое взаимодействие.
Информационные и телекоммуникационные технологии. Основными инструментами процесса телекоммуникационного обмена информацией являются информационные и телекоммуникационные технологии - совокупность программных, технических и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработки информации.
В настоящее время на рынке информационно-коммуникационных технологий доминируют продукты, производимые крупными западными фирмами. Закупка информационных и сетевых технологий для информатизации государственных органов и субъектов хозяйствования сегодня производится по ведомственному принципу. Очевидно, что для создания единой информационной сети процесс закупки и обслуживания средств вычислительной техники, сетевых и информационных технологий должен быть скоординирован и в определенной мере централизован. Такая координация может быть осуществлена через принятие стандартов построения сетей и баз данных государственных органов и предварительную экспертизу предлагаемых решений информатизации на всех уровнях.
Научно-технический и производственный потенциал информатизации. Развитие информационного пространства требует наличия и поддержания в стране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационное пространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.
В Республике Беларусь имеется необходимый кадровый, научно-технический и производственный потенциал для интенсивного развития информатизации и преодоления имеющегося на сегодня отставания в этой области. Этот потенциал включает в себя:
§ научные и научно-производственные организации и учреждения, работающие в сфере информатизации;
§ предприятия, разрабатывающие элементы, блоки и устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектирование технических средств информатизации;
§ предприятия - производители вычислительной техники, средств телекоммуникации и связи;
§ систему эксплуатационной поддержки функционирования вычислительной техники и каналов связи.
Основными направлениями государственной политики в области развития научно-технического и производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи являются:
§ поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня по информатике и связи;
§ содействие продвижению конечных программно-технических продуктов отечественной разработки и производства на мировой рынок;
§ обеспечение прямого конкурсного отбора исполнителей государственных заказов по созданию и модернизации информационно-телекоммуникационных систем с четким приоритетом отечественных;
§ развитие государственной системы подготовки научных кадров, разработчиков и производителей различных средств информатизации и связи;
§ выработка экономических и социальных мер по предотвращению "утечки умов" в области информационных технологий, в том числе посредством создания специализированных технопарков.
Системы обеспечения информационной безопасности. Требования к обеспечению безопасности систем информатизации в различных областях их применения могут существенно варьироваться, должны быть комплексными и направляться на достижение следующих основных целей: доступности, целостности и достоверности информации, конфиденциальности ее в соответствии с правом доступа.
Угрозы качеству функционирования и информационной безопасности систем информатизации во многом совпадают, поэтому необходимо на всех стадиях их жизненного цикла решать задачи по устранению и минимизации воздействия этих угроз на всех этапах разработки (проектирование технических средств, разработка программного обеспечения и др.), при реализации технологий сбора и обработки информации, в процессе эксплуатации систем.
Для этих целей должна быть создана система информационной безопасности, включающая комплекс правовых, организационных и технических мероприятий и решений по защите информации.
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура взаимодействия с глобальными информационными сетями. Сегодня перед республикой стоит задача реального включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира - сеть "Интернет". Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечения безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Для повышения эффективности присутствия страны в мировых информационных сетях необходимо:
§ активное участие в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
§ постепенность (этапность) вхождения республики в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;
§ обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям;
§ приоритетность развития и совершенствования единого информационного пространства Беларуси и создания единого информационного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ.
Для реализации этих положений должны быть выполнены следующие мероприятия:
§ организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах информационного обмена по международным сетям;
§ разработка национального законодательства, определяющего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, и перечень информации, не подлежащей передаче, процедуры контроля соблюдения этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей.