Методические рекомендации по изучению темы

«Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс на работе, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты». (Д. Гринберг. Управление стрессом. СПб, 2002). По мнению Д. Гринберга, выгорание может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

В.В. Макаров (Избр. Лекции по психотерапии. М.. 2000), анализируя профессиональную деятельность психотерапевта, отмечает, что формированию данного синдрома способствуют как личностные особенности специалиста (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности), так и его профессиональная подготовленность (владение техниками и приемами) и организация труда (условия работы).

Одна из задач психологического обеспечения профессионального здоровья – ранняя профилактика синдрома выгорания психолога-консультанта и помощь специалистам, которые уже находятся на разных стадиях выгорания.

Упражнение «Стресс»

Цель: развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями

Содержание: Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом. Затем каждому участнику дается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ним или с коллегами, знакомыми и в которой они испытывали стресс после взаимодействия с кем-либо. Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников слушают (нерефлексивное слушание). После окончания рассказа два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос «Как можно было реагировать, чтобы ситуация не стала стрессовой». В это время 3-й участник – сам рассказчик - слушает, а потом сообщает, какое решение показалось ему наиболее приемлемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: